Урок по теме «Разветвляющийся алгоритм». 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


Цели урока:

  • рассмотреть структуру разветвляющегося алгоритма,
  • формировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов в среде «Кумир».

Обеспечение урока:

  • система Кумир;
  • мультимедийный проектор (интерактивная доска);
  • презентация урока (приложение_1)
  • Раздаточный материал (приложение_2);
  • компьютеры

Тип урока: Урок «открытия нового знания».

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

  • Какой алгоритм мы учились применять на прошлых уроках?
  • Сформулируйте определение линейного алгоритма?
  • Проверка домашнего задания: (ученик за доской выписывает программу и блок-схему)

Составьте программы для решения задачи, выведите результаты с использованием текстовых пояснений, составьте блок–схему для данной программы: Магазин продает В машин по цене А руб. за каждую. Найдите общую выручку от продажи машин (все необходимые значения введите с клавиатуры).

Программа:

алг Выручка от_продажи машин
нач цел A, B, S
. вывод нс, "введите значение 2-х переменных"
. ввод A, B
. S:=A*B
. вывод нс, "Выручка от продажи машин=", S
кон



A=709000, B=25
S=17725000

Ответ: введите значение 2-х переменных 709000 25.

Выручка от продажи машин=17725000.

2. Объяснение нового материала

- Сегодня на уроке мы рассмотрим разветвляющийся алгоритм и будем, используя его решать задачи.

- Вспомним сюжет мультфильма «Алеша Попович». Главный герой останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Пойдешь направо – коня потеряешь, налево – сам пропадешь…»

- Подобная ситуация, заставляет нас принимать решения и делать выводы в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.

- Это отражается и в народных приметах, поговорках, пословицах.

  • Если закат красный, то жди ветреной погоды.
  • Нет дыма без огня. (Если есть дым, то ищи источник возгорания)
  • Кончил дело – гуляй смело. (Если работа закончена, то можно отдыхать)

- Здесь условиями, позволяющими делать выводы или влияющими на принятие решений, являются слова, расположенные между «если» и «то». (красный закат, есть дым, окончание работы)

- Условие может принимать значение «истинна», когда оно выполняется, или «ложь», когда оно не выполнено. От значения условия зависит дальнейшее наше поведение.

- Например, в предложении «Если закат красный, то жди ветреной погоды» условие «закат красный» может быть истинным, или ложным. Если условие истинно, то следует ожидать ветреную погоду, иначе о погоде ничего сказать нельзя.

- Структура ветвления выглядит так.

- Решим задачу, составив к ее решению блок – схему: Существует неписанное правило – собранные грибы должен проверить человек, разбирающийся в грибах.

- Эту задачу можно перефразировать так: Если гриб съедобный, то положить его надо в котелок для варки, иначе – выбросить в костер.

- В этой записи в зависимости от значения условия «гриб съедобный» выполняется действие «положить его надо в котелок для варки», либо другое действие  "выбросить в костер».

Блок-схема для решения задачи:

ОПР: Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий структуру ветвления.

- Различают полную и неполную форму ветвления.

- В рассмотренном примере использовалась полная форма ветвления:

если <условие>, то <действие 1>, иначе <действие 2>.

- Неполная форма ветвления: если <условие>, то <действия>.

- Рассмотрим форму записи команды ветвления на языке КуМир:

если условие
   то          Действие 1
   иначе   Действие 2
все

- А как записывается условие? (Условие записывается с помощью знаков сравнения)

Знаки сравнения:

<=

меньше или равно

>=

больше или равно

<> 

не равно

=

равно

больше

меньше

- Рассмотрим решение задачи: Из курса геометрии известно, что треугольник со сторонами а, b, c существует, если выполняется условие: каждая сторона треугольника меньше суммы двух сторон. Существует ли треугольник с заданными сторонами?

Решение:

- Сколько переменных участвует в задаче? (три)

- Когда треугольник будет существовать с заданными сторонами? (Когда выполняется условие и для первой и для второй и для третьей стороне одновременно)

- Как задать условие существования треугольника? (a<b+c и c<a+b и b<a+c)

- Создайте программу для решения задачи, проверьте друг у друга. (ученик решает за доской)

- Проверим вместе:

алг существует ли треугольник
нач цел a, b, c
. вывод нс, "введите длины сторон"
. ввод a, b, c
. если a<b+c и c<a+b  и b<a+c
. . то вывод нс, "Треугольник существует"
. . иначе вывод нс, "Треугольник не существует"
. все
кон




a=32, b=12, c=34
да

Ответ: введите длины сторон 32 12 34

Треугольник существует.

3. Проработка содержания темы обучающимися

Практическая работа в среде КуМир. Раздаточный материал

4. Домашнее задание

Задача: Составьте программу и блок-схему, которая вводит два различных числа и выводит наибольшее из них.