Системный подход к экологическому образованию в условиях современной школы

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Работа с родителями, Экология, Дополнительное образование


Экологизация системы образования определяется тенденцией проникновения экологических идей, понятий, принципов в учебные дисциплины, а также подготовкой экологически грамотных специалистов самого различного профиля. В соответствии с Требованиями ФГОС к результатам общего образования, деятельность образовательного учреждения в обучении должна быть направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Деятельность школьников в рамках каждого урока имеет реальный потенциал достижения требуемых результатов образования с учетом экологизации. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. При характеристике экологической культуры личности выделяют ряд элементов: экологическое восприятие, экологическое мышление, экологическое чувствование, экологические знания, экологическое отношение.

Именно системный подход предполагает создание условий для проникновения экологических понятий во все сферы школьной жизни, вовлечения всех участников образовательного процесса в практическую деятельность в области сохранения природы и здоровья нации. Важно учесть вклад администрации, педагогов, родителей и общественности в общую идею экологизации школы.

Системность является показателем качества результатов любой человеческой деятельности.

Презентация

Основными признаками системности являются:

  • структурированность системы;
  • взаимосвязанность составляющих ее частей;
  • подчиненность организации системы определенной цели.

В рамках системного подхода в экологическом образовании необходимо  обеспечить единство обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно полезной деятельности учащихся по исследованию и охране природы родного края.

Целью работы нашей школы является создание условий для формирования экологически грамотной и воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся к получению осознанных экологических знаний.
  2. Привлечение детей к проведению исследований в области естественных наук и участию в олимпиадах и конкурсах.
  3. Создание условий, способствующих проявлению знаний и умений в нестандартных игровых ситуациях.
  4. Воспитание у подрастающего поколения бережного отношение к природе, погружение в проблематику экологии в условиях техногенной культуры города.
  5. Изучение традиционной культуры как примера гармоничного сосуществования человека с природной средой.
  6. Расширение кругозора учащихся, формирование экологического сознания и основ здорового образа жизни.
  7. Вовлечение всех групп образовательного процесса в природоохранную деятельность.

Основными принципами экологического образования становятся:

  • принцип культурологичности, в соответствии с которым при отборе знаний следует учитывать значение их в формировании общей культуры подрастающего поколения, формирования гармоничного отношения к природе, обществу и самому себе;
  • принцип непрерывности и преемственности, что означает проникновение экологического образования во все звенья системы непрерывного образования;
  • принцип интегративности, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку;
  • принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем, что позволяет конкретизировать глобальные экологические проблемы и обобщить конкретные явления локального характера до уровня глобальных;
  • принцип единства познания, переживания, действия, что свидетельствует о необходимости современному обществу граждан, обладающих не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области охраны природы, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека;
  • принцип развития творческого, аналитического, критического мышления, что расширит возможности человечества по решению и предотвращению будущих экологических проблем;
  • принцип практической направленности, позволяющий получить учащимися практический опыт для последующей природоохранной деятельности;
  • принцип интерактивности, который подразумевает внедрение в непрерывное экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на повышение личной ответственности и самостоятельности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий. [1]

Образовательная среда в нашей школе включает шесть основных взаимосвязанных блоков: учебный процесс, внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, семейная деятельность, методическая работа.

Блок «Учебный процесс»

Одной из целей образования является формирование экологической грамотности учащихся. В нашей школе данная цель достигается путем формирования системы экологических понятий средствами учебных предметов и применения полученных знаний на практике.

В соответствии с экологическими знаниями необходимо обеспечить усвоение учащимися следующих экологических понятий:

  • о среде и экологических факторах среды;
  • об экологии организмов;
  • об экологии популяций;
  • об экологии экосистем;
  • о социальной экологии.

Учебный материал каждого предмета позволяет сформировать систему экологических знаний у учащихся. Наряду с традиционными уроками педагоги применяют нетрадиционные уроки, позволяющие повысить активность учащихся в приобретении знаний и активные методы обучения, так как они позволяют формировать самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении.

Блок «Внеурочная деятельность»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Целями внеурочной деятельности экологического содержания являются:

  • осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;
  • постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
  • формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;
  • формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Внеурочная деятельность в нашей школе организована через кружковую работу и факультативные курсы для учащихся, перешедших на новые образовательные стандарты (1–8  классы). Она направлена на духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное  развитие личности учащихся.

Кружковая работа позволяет не только принимать участие в мероприятиях школьного уровня, но и выходить со своими работами на муниципальные и региональные конкурсы.

Блок «Дополнительное образование»

Целью дополнительного образования является создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Дополнительное образование охватывает 9-11 классы при планировании кружковой работы, элективных курсов,  курсов по выбору и 1-11 классы при организации сетевого взаимодействия и научного общества «Открытие».

В рамках кружковой работы разработаны два проекта экологических троп, которые активно посещают учащиеся нашей школы, их родители и педагоги. Летняя экотропа «Удивительный Любец» организована на территории села Любец. Зимняя экотропа «Лесная сказка» организована на территории Черного Дола. Ежегодно проводятся экологические десанты по улучшению экологического состояния изучаемых объектов  и  экологические  разведки с целью выполнения экологических заданий.

Школьное научное общество «Открытие» включает биолого-экологический сектор. Учащиеся работают над темами своих исследований, участвуют в эколого-краеведческих экспедициях, выполняют практические работы по изучению природных объектов, находящихся на территории экологических троп.

Блок «Воспитательная работа»

На современном этапе воспитательная работа школы направлена на создание среды для формирования базовых национальных ценностей у обучающихся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Одним из требований, предъявляемых к условиям воспитания и социализации учащихся, является наличие эколого-воспитательной среды школы, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы и планеты в целом.

Воспитательная среда охватывает урочную, внеурочную, общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик. Ежегодно план воспитательной работы содержит экологическое и спортивно-оздоровительное направления. Классные руководители на основании общешкольного плана разрабатывают планы воспитательной работы в классе.

Высокий уровень мотивации учащихся позволяет привлечь их к природоохранной деятельности через участие в различных объединениях. Данные объединения формируются на основании положения об экологических отрядах с целью:

  • озеленения школы;
  • поддержки чистоты пришкольной территории путем участия в акциях «Зеленая весна», «Осенний листопад»;
  • реализации разработанного учащимися долгосрочного проекта благоустройства школьной территории «Мы и наша школа».

Среди учащихся 11 класса, посещающих экологический кружок «Введение в научно-исследовательскую деятельность», организована группа «Зеленый мир». Ребята занимаются поддержкой экологических троп, организацией и проведением экскурсий и тематических занятий на материале троп и выставочной экспозиции «Природа родного края» в школьном историко-краеведческом музее «Летопись школьных дней». Разрабатывают, изготавливают и устанавливают информационные стенды.

Учащиеся нашей школы совместно с педагогами и родителями являются активными участниками мероприятий, организованных волонтерским движением «Лига заповедности».

Два раза в год в каникулярное время в школе организуется лагерь «Солнышко». Программа лагеря включает экологическое воспитание школьников через организацию и проведение массовых мероприятий по экологии, в том числе лекторий по результатам проведенных исследований ребятами.

Блок «Семейное воспитание»

Основным направлением семейного воспитания является формирование и укрепление партнерских отношений школы и семьи. Родители наших учеников  являются активными участниками и организаторами  муниципальных и школьных мероприятий. Родительская общественность помогает реализовать проекты и акции, провести массовые мероприятия.

Важным направлением привлечения родителей к участию в школьной жизни является просветительская работа. Она проводится с целью развития воспитательного потенциала семьи и позволяет осуществлять сотрудничество с родителями для повышения УВР школы и повышения качества образования. Наиболее значимым  совместным мероприятием стала городская акция «С папой дерево сажай и Ковров наш украшай», благодаря организованной акции в городе Коврове на улице Зои Космодемьянской была посажена рябиновая аллея.

Блок «Методическая работа»

Методическая работа в школе оказывает непосредственное влияние на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции. Одной из задач методической работы является создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания. Осуществляя экологическое воспитание нового поколения, педагоги должны сами совершенствовать свою экологическую грамотность, пополнять свои экологические знания. Систематическое повышение квалификации позволяет овладеть новыми методами экологического воспитания и совершенствовать экологическую пропаганду среди учащихся и родителей.

В нашей школе методическая работа осуществляется через разнообразные формы:

1. Коллективные формы:

  • семинары,
  • научно-практические конференции,
  • методические объединения и педагогические сообщества,
  • педагогические мастерские (открытые уроки),
  • предметные недели, педсоветы.

2. Индивидуальные формы:

  • самообразование,
  • разработка творческой темы,
  • взаимопосещения уроков,
  • педагогические конкурсы.

Педагогический коллектив, учащиеся нашей школы и их родители  являются активными участниками эколого-биологических и спортивно-оздоровительных мероприятий различного уровня. Более 80% учащихся выбирают дополнительные занятия биолого-экологического и спортивно-оздоровительного направления, посещая кружки, факультативы, курсы по выбору. Принимая участие в анкетировании 94% ребят отметили, что их беспокоит экологическая обстановка в нашем городе и они готовы участвовать в природоохранных мероприятиях. Успешно проходит социализация выпускников, выбирающих биологию в качестве профилирующего предмета. Результаты анкетирования родителей показывают, что 83% опрошенных родителей осведомлены об экологическом воспитании детей и поддерживают работу школы по экологическому направлению. 65% респондентов сами принимали участие в экологических мероприятиях школы и города.

Таким образом, системный подход к экологическому образованию позволяет обеспечить экологизацию учебно-воспитательного процесса на всех ступенях школы. Формируются знания о взаимодействии всех живых систем, что подводит каждого участника образовательного процесса к всестороннему пониманию единой целостной картины жизни на Земле и человека как неотъемлемой части живого. Сформированное экологическое мировоззрение реализуется через грамотную природоохранную деятельность. Учащиеся нашей школы, начиная со школы первой ступени, непрерывно постигают тайны природы и занимают активную позицию в решении экологических проблем города и страны.

Литература

  1. http://agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html
  2. https://fgos.ru