Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности дошкольников (подготовительная к школе группа, познавательное развитие + изодеятельность). Тема: «Белая береза»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: показать экопозитивное отношение человека к природе.

Задачи:

  • Углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
  • Показать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.
  • Учить передавать в работе (изодеятельность) характерные особенности изображения березы.

Оборудование и материалы: глобус, телевизор, музыкальный центр, usb-носитель, презентация, береста, березовый веник, дрова, сок, березовый деготь, настой почек и листьев, ватман (фон для коллективной работы), образец работы, трафареты, клеёнки и пластилин для изодеятельности, художественное слово, музыкальное сопровождение: песня «Берёзовый сок» анс. «Песняры»; песня «От чего так в России берёзы шумят» группа «Любэ».

Ход деятельности

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте дружно их поприветствуем и поздороваемся с ними.

- Сегодня мы будем говорить о красоте русской природы.

- Послушаем стихотворение «Родина» Владимира Степанова.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.

(читает ребенок)

- Как вы думаете, что такое Родина?

- У каждого жителя Земли есть своя Родина. Это место, где родился человек. (стоя у глобуса).

- А вы знаете, как называется наша Родина?

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют?

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?

- Что представляете вы, когда говорят о России?

- Многие представляют и вспоминают её неповторимую природу, особенно русскую берёзу. Как вы думаете почему? Почему именно березку?

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке (читает ребенок стихотворение Инессы Агеевой).

Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою - в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

- Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Она неприхотлива к почве и свету и поэтому растет во всех уголках нашей необъятной Родины. На юге встречаются берёзы огромные, как мачты (показываю слайд); на севере растут карликовые, ростом с ребёнка (показываю слайд). Но у всех берёз необычная кора. Чем она необычна?

- Берёзу за её кору называют белоствольной. (показываю слайд)

- Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Но в белой коре – бересте есть отдушины – чёрные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- Посмотрите, возьмите в руки, потрогайте кусочки бересты. (показываю, рассматривают).

- Настоящие мастера-умельцы научились делать изделия из бересты

(показываю слайд).

- А теперь я приглашаю вас в картинную галерею, где мы увидим репродукции картин, на которых некоторые художники запечатлели образ берёзы.

  • Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» - образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.
  • Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.
  • Иван Иванович Шишкин «Ручей в берёзовом лесу». Ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят.

- Через краски желтые, зеленые, голубые, белые мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.

- Настоящие картины висят в музеях и каждый человек может посмотреть на них.

Физминутка

- Берёзка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками тихонько
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки – ветки,
Опустит ветки – пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.

- Берёза не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы. Какие, как вы думаете?

  • От разных болезней помогает людям настой из почек и листьев растения.(показываю)
  • Из берёзы перегоняют дёготь, он помогает в борьбе с кожными недугами, грызунами – вредителями. (показываю)
  • Заготавливают ароматные дрова, долго горят, дают много тепла. (показываю)
  • Как зазеленеют ветки – пришла пора вязать веники. Распаренный в бане такой веник изгоняет болезни, дает бодрость и силу. (показываю слайд и веник)

- Мы увидели, как художники передают красоту берёзы, услышали поэтические картины в стихотворениях поэтов, отметили полезные свойства дерева, предлагаю нам посадить берёзовую рощу.

- Присаживайтесь на свое рабочее место. (на каждого ребёнка: пластилин, трафарет дерева, клеёнка)

- На столе у вас лежит образец работы.

- С какими материалами мы будем сегодня работать?

- В технике пластилинография мы уже с вами работали: пластилин вместо карандашей и красок. Контур ствола уже намечен на трафарете, вам необходимо накладывать кусочки пластилина и размазывать их, размазывая от центра к краям. Чтобы не испачкать стол трафарет помещаем на клеёнку.

- Если всё понятно, можете приступать к работе.

- А пока вы будете работать, предлагаю послушать и услышать красоту о берёзе в песне. (включаю муз.центр)

- Посмотрите, какая у нас получилась берёзовая роща.

- По весне берёза способна побаловать нас берёзовым соком. (показываю слайд)

- Я вас хочу сегодня им  угостить, попробуйте, какой он вкусный, а главное полезный.

- На этом наша встреча, уважаемые гости, подошла к концу. Спасибо за внимание, до свидания.