Клад кота Леопольда. Дифференциация [Л] [Л‘]

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, развитие речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Слайд №1

1. Оргмомент

Дети поют алфавит - Слайд №2

Слайд №4

Педагог: Ребята, изобразите, пожалуйста хитрых мышей, сердитых мышей.

Слайд №5

Кот Леопольд: Что я слышу! Опять мыши сердятся и хитрят! Ребята, давайте жит дружно!»

Педагог: Ребята, вы узнали кто к нам пришёл? Давайте поздороваемся с котом Леопольдом.

Кот Леопольд: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые! А я думал опять мыши озорничают.

Педагог: Ребята, покажите Леопольду, что вы не мыши, а послушные примерные ученики Школы раннего развития «Лучик».

Кот Леопольд: Вот теперь я вижу, что это ученики.

Слайд №6

2. Сообщение темы занятия

Педагог: Сегодня на занятие мы сочиним сказку про двух мышат и про тебя, Кот Леопольд. И повторим звуки [Л], [Л'].

3. Выделение звуков из слов. Сравнительная характеристика звуков по артикуляции и акустическим признакам

Кот Леопольд: Хорошая идея! А вы знаете какой первый звук в слове Леопольд?

Слайд №7

Дети: [Л'].

Слайд №8

Кот Леопольд: Правильно! Дайте характеристику этому звуку.

Дети: Звук [Л'] — мягкий звонкий согласный.

Педагог: Ребята, скажите, что должно стоять за звуком [Л], чтобы он стал мягким?

Дети: Ь, Я, Ю, И, Е, Ё.

Педагог: Молодцы. А теперь расскажите о артикуляции этого звука. Что делают губы?

Слайд №10

Дети: Губы – улыбаются.

Педагог: Что делает горло?

Дети: Горло – дрожит.

Педагог: Что делает язык?

Дети: Язык – качается бугорков за верхними зубами и встаёт «горкой».

Педагог: Произнесите звук [Л'].

Дети: [Л']

Слайд №11

Педагог: Молодцы. А теперь дайте характеристику звуку [Л].

Дети: Звук [Л] — твёрдый звонкий согласный.

Слайд №12

Педагог: Молодцы. А теперь расскажите о артикуляции этого звука. Что делают гуды?

Дети: Губы – улыбаются.

Педагог: Что делает горло?

Дети: Горло – дрожит.

Педагог: Что делает язык?

Дети: Язык – упирается в бугорки за верхними зубами или в верхние зубы и встаёт «чашечкой».

Педагог: Произнесите звук [Л].

Дети: [Л].

4. Произношение звуков в потешке

Слайд №13

Кот Леопольд: Молодцы! А потешки вы петь умеете?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, вставайте возле стульчиков, будем петь потешку и отбивать ритм ладошками.

Дети поют и отбивают ритм ладошками. Слайд №14

5. Развитие фонематического восприятия. Произношение звуков в слогах и словах. Звуковой анализ, синтез

Слайд №15

Кот Леопольд: Молодцы! Как у вас хорошо! Я даже про мышей и Полкана совсем забыл.

Педагог: А кто такой Полкан?

Кот Леопольд: Сейчас расскажу! У меня есть друг – это пёс Полкан. Сегодня вечером я иду к нему на день рождения. Я купил Полкану подарок и спрятал его от мышей. Но мне как-то не спокойно на душе. Боюсь, что мыши попытаются найти подарок и стащить его. Пойду поищу их.

Кот уходит из кабинета

Педагог: Ребята, мыши очень любят играть в прятки. Мне кажется, что, если мы прочтём слоги, но найдём мышат. Попробуем?

Дети: Да.

Дети читают слоги. Слайд №16

Слайд №17

Педагог: А вот и мыши! Мышей зовут Лойд и Лека. Прослышали мыши о подарке и решили его найти. Они назвали спрятанный подарок другим словом. «Соберите» звуки К, Л, А, Д. Какое слово получилось?

Слайд №18

Дети: Клад.

Дети разбирают слово.

Слайд №19

Педагог: Добавьте к слову клад букву эс и прочтите, какое слово получится?

Дети: Склад.

Слайд №20

Педагог: Мыши шли, шли, шли и дверь из металла увидели. Какую дверь они увидели?

Дети: Металлическую.

Слайд №21

Педагог: Что они сделали?

Дети: Открыли, заглянули.

Слайд №22

Педагог: Куда они попали?

Дети: Мыши попали на склад.

Слайд №23

Педагог: Вы узнаете, что там хранилось, если в слове ЛЮК вместо [Л'] скажете [Л].

Дети: Лук.

Слайд №24–25

Педагог: Ребята, сравните слова лук и люк.

Дети сравнивают слова по значению, написанию, звуковым схемам, местоположению [Л'] [Л], количеству слогов.

Слайд №26

Педагог: Молодцы! Продолжаем нашу сказку. Что стали делать Лойд и Лека?

Дети: Мыши стали плакать.

Педагог: От лука у них заслезились

Дети: Глаза.

Педагог: Покажите это, Дети. Изобразите плачущих мышат.

Дети изображают плачущих мышат.

Слайд №27

Педагог: Что делал Лойд?

Дети: Лойд плакал.

Педагог: Что делал Лека?

Дети: Лека плакал.

Педагог: Что делали мыши?

Дети: Мыши плакали.

Педагог: Что делали мы?

Дети: Мы плакали.

Педагог: Угадайте, что Лойд увидел сквозь слёзы ЦУ-ЛЕСТ-НИ

Слайд №28

Дети: Лестницу.

Слайд №29

Педагог: Пока они ее

Дети: Поднимали, ставили.

Слайд №30

Педагог: Наступила ночь. Мышата на небо

Дети: Посмотрели, взглянули.

Педагог: И увидели У, Л, Н, У. Что они увидели?

Дети: Луну.

Слайд №31

Педагог: Они сразу же догадались – там клад кота Леопольда. На что похожа Луна по мнению мышат?

Дети: На сыр.

Слайд №32

Педагог: Что они сделали?

Дети: По лестнице полезли, поднимались, с лестницы свалились, упали.

Слайд №33

Педагог: Сыграем в «Эхо» Я буду говорить, а вы повторяйте, ребята.

«Лазил Лойд по лесенке,
да свалился с лесенки.
Напевал Лойд песенку,
не допел он песенку».

Слайд №34

Пока они поднимались, наступило утро. Что появилось на небе?

Дети: Солнце.

Слайд №35

Педагог: Видят Лойд и Лека, летит птица. «Ласточка!» - закричала Лека.

6. Слоговой анализ. Звуко-буквенный анализ

Слайд №36

Педагог: Произнесите слово ласточка по звукам.

Дети произносят слово по звукам и делают анализ слова.

Слайд №37

Слайд №38

Педагог: Лойд и Лека спросили у ласточки где Кот Леопольд спрятал клад. Ласточка сказала, что клад он спрятал под деревом, в названии которого четыре звука, первый [Л'], а последний – [А], в середине [ИП]. Это

Слайд №39

Дети: Липа.

Слайд №40

Педагог: Переставьте в слове буквы [П] и [Л]. Что получилось?

Слайд №41

Дети: Пила.

Слайд №42

Педагог: Лойд и Лека поняли, что это не клад. На липе они увидели мотылька. Что они спросили у мотылька? «Потанцуйте со мной», - попросил мотылек, тогда скажу, где клад.

7. Динамическая пауза

Слайд №43–44

Педагог: «Идите к у*итке», - сказал мотылёк. Она должна знать, где клад. Кто нам нужен, ребята?

Слайд №45

Дети: Улитка.

Слайд №46

Педагог: Лойд и Лека спросили улитку о кладе. Как они спросили?

Дети: «Где клад?»

Педагог: «Я думаю, на ПОЛЬКЕ» - сказала улитка и уползла. Что такое полька, ребята?

Слайд №47

Дети: Танец.

Педагог: На танце клад точно не может лежать! Вместо [Л'] скажете [Л] в слове, и вы узнаете, о чём говорила улитка. Какое слово хотела произнести улитка?

Дети: Полка.

Слайд №48

Педагог: Лойд и Лека догадались, что клад лежит на полке. Что сделали мышата?

Дети: Побежали искать клад.

8. Развитие фонематических представлений

Слайд №49

Педагог: Где может быть полка?

Дети: В кладовке, в чулане, в шкафу, на кухне.

Педагог: Что увидели Лойд и Лека на полке?

Слайд №50

Дети: лимон [Л']

Слайд №51

Дети: яблоко [Л]

Слайд №52

Дети: апельсин [Л']

Слайд №53

Педагог: Лойд и Лека догадались, что это не клад. Они обрадовались? Покажите, как они огорчились.

Дети показывают огорчение.

Педагог: Они вышли на

Дети: Улицу.

Слайд №54

Педагог: а там гуляет

Дети: Цыпленок.

Педагог: Цыпленок, ты ничего не слышал про клад кота Леопольда? Слышал, о чем-то ГАЛЬКА с ним говорила и произносила слово ШАПЛА. Есть такая птица – ГАЛЬКА?

Дети: Нет, галька – это камешек, а птица – галка.

Слайд №55

Педагог: Поменяйте в слове ШАПЛА звуки [Л], [Ш] местами.

Дети: Лапша.

Слайд №56

Педагог: Услышал Полкан разговор Лойда и Леки и решил дать им вредный совет. Слушайте и смотрите внимательно. Сейчас мы сыграем в игру «Повтори за мной»

9. Произношение звуков в предложениях и чистоговорках

Слайд №57–58

Дети повторяют за педагогом слова и движения.

Идите в угол, шаги на месте
увидите уголь. «козырёк»
Палочку возьмите, уголек пошевелите. Движения указательным пальцем
Лопаткой покопайте, «копаем»
Грабельками подровняйте. «ровняем»

Слайд №59

Педагог: Они в угле

Дети: Испачкались, измазались

Педагог: И ничего не

Дети: Нашли.

Педагог: Вы догадаетесь где лежит клад, если составите предложение по словам: «клад лежать в пакет».

Слайд №60–61

Дети: Клад лежит в пакете.

Слайд №62

Педагог: «Пакет стоять подоконник на».

Слайд №63

Дети: Пакет стоит на подоконнике.

10. Сюрпризный момент

Входит Леопольд.

Слайд №64

Кот Леопольд: А вот вы где, мышата. Мышата и вы, ребята, нашли где стоит пакет с подарком. Что лежит в пакете вы узнаете, если вместо звёздочки поставите звук [Л'].

Слайд №65

Дети: Карамель.

Слайд №66

Кот Леопольд: Правильно – это карамель. Сегодня мы вместе с мышатами пойдём поздравлять Полкана и подарим карамель. Но я уверен, что Полкан будет рад узнать, что я угостил вас карамельками, ребята.

Кот Леопольд берёт пакет с подоконника и раздаёт карамель детям.

Педагог: Какое волшебное слово мы скажем за угощение?

Дети: Спасибо!

Кот Леопольд: На здоровье, ребята. Ну, мы пошли к Полкану в гости. До свидания, друзья!

Дети: До свидания!

Слайд №67

11. Итог занятия

Педагог: А нам надо рассказать колокольчику, чем мы сегодня занимались, ребята. Ответы детей.