Рейтинг@Mail.ru

Светлана Викторовна Афанасьева

Место работы:
ГБОУ СОШ № 420, г. Москва
Должность:
учитель математики

Статьи автора

  • "Двугранный угол", геометрия, 10-й класс (2008 / 2009 учебный год)

    Эта тема – одна из наиболее трудных тем курса геометрии 10-го класса. В преподавании данной темы актуальной становится проблема поиска форм, делающих объяснение нового материала ярким, понятным, естественным, вызывающим активность учащихся, делающим их собеседниками – соавторами урока. В данной работе представлены материалы, которые в некоторой степени позволяют приблизиться к решению данной проблемы.

  • "Динамическая геометрия" – экспериментальный курс геометрии с использованием ИКТ. 7-й класс (2013 / 2014 учебный год)
    соавтор: Степанова Татьяна Андреевна

    Изучение курса проходит в виде дополнительных занятий в компьютерном классе. Содержание занятий формируется в тесной связи с конкретным учебным материалом, изученным на уроках. В этом проявляется единство работы двух учителей, работающих в одном классе: один из них работает на уроках, а другой на дополнительных занятиях. Представление о курсе можно получить из материалов проекта участников курса – учеников 7-го класса, который называется «Хроники геометрических открытий».

  • "Сечения многогранников". Практикум с использованием программы "Живая математика" (2013 / 2014 учебный год)

    Представлены материалы, которые предлагались учащимся 10-го класса на практикумах для индивидуальной работы или работы в парах (с возможностью продолжить в домашних условиях). Практикумы созданы в программе «Живая математика».

  • Виртуальный учитель. Примеры решения задач ГИА–9 (вторая часть) (2010 / 2011 учебный год)

    В работе представлен обучающий тренажер, созданный в программе Excel, для подготовки к заданиям ГИА с развернутым ответом. В ходе выполнения десяти заданий учащимся предлагается заполнить пропуски в рассуждениях, а программа осуществляет автоматическую проверку каждого шага решения. Тренажер и его модификации могут применяться в качестве «виртуального учителя» в рамках подготовки к ГИА; для самостоятельной работы с последующим обсуждением решений; для дистанционного обучения учащихся.

  • Виртуальный учитель. Тригонометрические уравнения с отбором корней (по материалам ЕГЭ-2011, задание С1) (2011 / 2012 учебный год)

    В данной работе представлен обучающий тренажер, созданный в программе Excel, по решению тригонометрических уравнений, которые в силу дополнительных условий, связанных с ОДЗ, предполагают необходимость производить отбор корней.

  • Комбинированные уравнения повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ по математике (2007 / 2008 учебный год)

    В работе предложены образцы решения данного уравнения в параметрическом виде и десяти уравнений с конкретными значениями параметров, а также сформулирован целый спектр вопросов, аналогичных заданиям ЕГЭ. Ко всем вопросам этого спектра приведены соответствующие дополнения в решении для каждого уравнения. Ответы ко всем заданиям выражены целыми числами, что позволяет в профильных классах и классах с повышенной математической подготовкой рассматривать их как задания типа В (с кратким ответом).

  • Компьютерный эксперимент по теории вероятностей по теме "Математическое описание случайных явлений" (2009 / 2010 учебный год)

    Данный эксперимент в программе Excel проводился непосредственно перед зачетным занятием по данной теме. В ходе выполнения заданий программа осуществляет автоматически проверку технической составляющей эксперимента, и предполагается непосредственная проверка учителем содержательной составляющей (формулировка выводов по диаграммам сравнения личного эксперимента и общей статистики).

  • Об одной из форм работы повышения вычислительной культуры учащихся в 5–6-х классах по теме: "Круговые уравнения" (2005 / 2006 учебный год)

    В работе представлена одна из форм самостоятельной работы, которая наряду с чисто дидактическими целями (обучение решению уравнений и формирование навыков вычислительной культуры учащихся), содержит элементы самоконтроля. Каждое задание состоит из шести уравнений, которые создают определенный «цикл». Причем каждое уравнение предполагает выполнение только одной из четырех математических операций (сложение, вычитание, умножение, деление) со смешанными числами разных знаков, а комплект из шести уравнений охватывает все шесть правил нахождения неизвестных компонент уравнения (слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого, множителя, делимого и делителя). В данной статье вашему вниманию предлагается подборка конкретных заданий и некоторые комментарии, необходимые для их выполнения.

  • Об одной из форм работы повышения вычислительной культуры учащихся в 5—6-х классах "Получи пятерку" (2004 / 2005 учебный год)

    Повышение вычислительной культуры учащихся - неотъемлемая часть работы учителя математики, особенно, в 5-6-х классах. В настоящей статье я предлагаю Вашему вниманию еще одну форму работы по арифметике натуральных чисел "Получи пятерку". Каждое задание состоит из 10 арифметических примеров , ответом в каждом примере является некоторое шестизначное число, которое надо записать в соответствующей строке таблицы. Закономерность, которая содержится в числах-ответах объясняет название работы "Получи пятерку".

  • Тождественные преобразования логарифмических выражений (2006 / 2007 учебный год)

    В работе представлены в параметрическом виде 10 заданий по теме "Вычисление значений логарифмических выражений", а также фасет для каждого задания на 10 вариантов с решением и ответом. Ответы ко всем заданиям выражены целыми числами. Параметрический вид, в котором представлены каждое задание и ответ к нему, позволяет учителю составить необходимое количество индивидуальных вариантов. Данные задания можно использовать в качестве тренировочных для подготовки к ЕГЭ, при проведении текущего и итогового контроля. Табличная форма представления фасета позволяет при необходимости легко комбинировать задания.

  • Тренажер "Действия с множествами. Диаграммы Эйлера" (2012 / 2013 учебный год)

    Представлен тренажер для 10-го класса, созданный в программе Excel, состоящий из трех основных заданий и одного дополнительного. В ходе выполнения заданий учащимся предлагается заполнять пропуски в записи решения, автоматически осуществляется проверка каждой вставки. Отметка за работу с тренажером выставляется автоматически в зависимости от процента выполненных заданий.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Легенда звёздного неба и математика

    Автор предлагает игровую форму работы по темам "Решение линейных уравнений" и "Координатная плоскость". В основу данной работы легла одна из многочисленных легенд о звёздном небе. Автор предлагает построить на координатной плоскости рисунки созвездий, которые названы именами героев легенды, но для этого предварительно надо решить несколько линейных уравнений. Кроме того, в работе есть маленькое задание по криптографии (расшифровке текстов), а в приложениях даны ответы ко всем заданиям и рисунки древней и современной карт звездного неба.

  • Различные способы решения уравнений, содержащих модуль

    Различные способы решения уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля, на примере уравнений "¦x — 1¦- 2 ¦x + 2¦= 0 и ¦4 |x |+ 5¦= 6|x |" «SMS- решение» задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения, на примере функции "у=10¦x — 1¦+9¦x — 2¦+8¦x — 3¦+7¦x — 4¦+6¦x — 5¦+ 5¦x — 6¦ +4¦x — 7¦+3¦x — 8¦+2¦x — 9¦+¦x — 10¦" Подборка задач с графическими иллюстрациями для самостоятельного решения.

  • Физические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

    В работе рассматриваются решения физических задач из разделов "Движение материальной точки под действием силы тяжести", "Радиактивный распад" и "Истечение жидкости". Основное внимание в решении предложенных задач уделяется составлению дифференциальных уравнений. В то же время в скрытых слайдах рассмотрены решения полученных уравнений и найдены константы интегрирования (в зависимости от начальных условий). Далее в работе сформулированы фасетные задачи по каждой из четырех рассмотренных основных задач. Ко всем фасетным задачам предложены расчетные таблицы, выполненные в MS Excel.

  • Знакомство с программой "Живая геометрия"

    В проекте показан один из методов использования мультимедийной среды "Живая геометрия" на уроке и во внеурочной деятельности. "Живая геометрия" открывает мир удивительных возможностей. Мы предлагаем познакомиться с этой замечательной программой, ее инструментами, приемами и способами построения различных фигур, с теми возможностями, которые программа в себе содержит.

  • Начала теории вероятностей

    Данная работа состоит из трех частей, выполненных в форме презентации. В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития теории вероятности. Вторая часть знакомит с основными понятиями этой теории, здесь же рассматриваются примеры решения задач. В третьей части предложено пять занимательных задач с решениями.

  • Графический метод решения уравнений вида arcsin x = kx + b

    В работе рассматривается вопрос о количестве корней уравнения "arcsin x = kx + b" в зависимости от значений параметров "k" и "b", а также последовательно рассмотрены различные случаи расположения прямой. К каждому случаю приведена графическая иллюстрация.

  • Задачи по планиметрии на ЕГЭ

    В виде презентации в работе предложены образцы решения нескольких задач по планиметрии из вариантов ЕГЭ прошлых лет. К каждой задаче приводится 4 варианта ответов и 3 уровня «подсказок» (краткая запись условия и рисунок к задаче, алгоритм решения, подробное решение задачи). Кроме того, к каждой задаче предложен справочный материал, необходимый для её решения.

  • Подготовка к ЕГЭ – 2008 по математике

    В работе представлены справочные материалы, образцы решения задач и задания для самостоятельной работы, которые были составлены в соответствием с кодификатором и использовались в качестве тренажера для подготовки 11-классников к экзамену по математике в форме ЕГЭ. От аналогичных сборников работа отличается своей структурой, каждый лист сделан по принципу тетради с печатной основой и может быть использован вне связи с другими листками.

  • Построение сечений многогранников

    В первой части работы предлагается образец решения одной из задач на построение сечения тетраэдра и два теста по теме: "Начала стереометрии". Во второй части работы представлены задания на построение в пространстве: точек пересечения прямых и плоскостей, линий пересечения двух плоскостей, построение сечений методом следов. Все построения рассматриваются на примере различных по виду пирамид. Ко всем задачам предложены решения, выполненные с использованием эффектов анимации (по щелчку мыши), что позволяет использовать данную работу в качестве тренажера.

  • Четырехугольники

    В проекте представлен теоретический материал по геометрии 8-го класса по теме "Четырехугольники". Работа выполнена в мультимидийной среде "Живая геометрия" и предполагает предварительную установку данной программы. Установочная программа прилагается. С использованием интерактивных возможностей ЖГ в проекте представлены определения, свойства, признаки четырехугольников; типовые задачи и задачи с развернутым решением по теме "Четырехугольники".

  • Вычисление значений выражений вида arcsin(sin); arccos(cos); arctg(tg); arcctg(ctg)

    В работе предложен оригинальный подход к вычислению значений выражений вида "arcsin ( sin )"; "arccos ( cos )"; "arctg ( tg )"; "arcctg ( ctg )". Проект выполнен с использованием программы «Живая геометрия» и предполагает предварительную установку данной программы. Установочный файл прилагается.

  • Производная и первообразная

    В работе предложена программа по технике дифференцирования и интегрирования, выполненная в Exel. В таблицы занесены ответы по пяти видам функций для 18 вариантов, а в приложении дан вывод формул производной по определению в параметрическом виде. Данная программа позволяет вместо предложенных вводить свои параметры, неограниченно увеличивая количество вариантов. Программу можно использовать как справочный материал при выполнении индивидуального домашнего задания и как тренажер.

  • Математическое описание случайных явлений. Интерактивный решебник

    В формате Power Point в работе представлено решение всех задач шестой главы «Математическое описание случайных явлений» учебника Ю.Т. Тюрина, А.А. Макарова, И.Р. Высоцкого, И.В. Ященко «Теория вероятностей и статистика». Работа состоит из пяти частей. В первой части рассмотрены задачи пункта 26 «Элементарные события».

  • Тренажер "Квадратные уравнения"

    Данный тренажер охватывает большой спектр задач по теме "Квадратные уравнения": от вычисления корней уравнения по дискриминанту до использования их свойств для решения квадратных уравнений с параметрами и вывода формул связи коэффициентов и корней квадратного трехчлена. В ходе выполнения заданий тренажер автоматически осуществляет проверку каждого шага решения.

  • Гросс вопросов для проверки знаний по темам "Перпендикулярность в пространстве" и "Двугранный угол"

    В проекте представлен теоретический и практический материал, который может быть использован для самоподготовки и проведения зачетных занятий по данным темам. В работе представлена дюжина задач, для каждой из которых составлено по дюжине контрольных вопросов по теории и практике решения.

  • Загадка бумажной полоски

    Объектом данного исследования стала задача о свертывании бумажной полоски, предложенная на международном заочном конкурсе «Кенгуру-2010». Вслед за экспериментальным исследованием возможных вариантов ответа автор предлагает аналитический подход к решению задачи и ее обобщение на бесконечное количество элементов.

  • Игра "Рыцарский турнир". Стратегия победы

    В этом проекте мы предложим вам побыть настоящим рыцарем и победить своего соперника. Для этого давайте поиграем в компьютерную игру. Цель нашего проекта – выработать стратегию, научиться выигрывать у компьютера и познакомить со стратегией победы всех интересующихся.

  • Параметр. Динамические иллюстрации к решению задач

    В первой части проекта в программе "Живая математика" представлены иллюстрации к исследованию свойств квадратичной функции с параметрическими коэффициентами. Во второй части проиллюстрированы решения систем неравенств, одно из которых является квадратным, а другое содержит переменную под знаком модуля. Третья часть выполнена в Excel и содержит контрольные вопросы по материалу первой и второй частей. Ответы на вопросы следует заносить в желтые ячейки. Проверка осуществляется автоматически.

  • Пять задач из цикла "Математические игры и стратегии"

    Пять презентаций, каждая из которых демонстрирует решение задач, объединенных общей темой "Математические игры и стратегии". В разные годы эти задачи предлагались на Турнирах Ломоносова.