Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Интегрированный урок (химия + биология): "Витамины" 2007

    Авторы: Салонина Валентина Юрьевна, Шолкина Надежда Михайловна

    На основе межпредметных связей биологии и химии на данном уроке раскрывается важнейшая роль витаминов для здоровья человека. Даются понятия об авитаминозах, гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов. На уроке также раскрывается вопрос о сохранности витаминов в пище. Учащиеся в театрализованной форме показывают значение витаминов в жизни человека. Даются рекомендации по применению лекарственных форм витаминов.

  • Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс 2007

    Автор: Абызова Татьяна Александровна

    В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний.

  • Французские мастерские на уроках биологии 2007

    Автор: Лимонова Татьяна Львовна

    Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений.

  • Урок-зачет по теме "Пищеварение" 2007

    Автор: Ковальская Ольга Ивановна

    Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".

  • Дидактические игры на уроках биологии 2007

    Автор: Игнатьева Любовь Реворьевна

    В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности

  • Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза" 2007

    Автор: Наконечная Ольга Васильевна

    Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.

  • Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров" 2007

    Автор: Ярмак Ольга Викторовна

    Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.


  • КВН "Источники питательных веществ" 2007

    Автор: Носаченко Ольга Борисовна

    В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки команд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии.

  • Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии 2007

    Автор: Николенко Ольга Анатольевна

    Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.

  • "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс 2007

    Автор: Устюгова Елена Николаевна

    Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндосперма, срастание околоплодника с покровами семени и др.

  • Инфекционные болезни и проблемы долголетия 2007

    Автор: Валиева Эльвира Фанисовна

    Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.

  • Урок на тему: "О чём расскажет цветок?" 2007

    Автор: Астрикова Лидия Васильевна

    Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.

  • Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира" 2007

    Автор: Васильева Раиса Петровна

    Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира".

  • Диспут "Подростковая наркомания - игры со смертью" 2007

    Автор: Лопасова Марина Ивановна

    Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со смертью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.


  • Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений" 2007

    Авторы: Герасимова Раиса Шарифовна, Еремеева Галина Ильинична

    Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.

  • Интерактивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза" 2007

    Автор: Семерикова Татьяна Юрьевна

    Нетрадиционная форма урока с использованием методов интерактивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.

  • Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения" 2007

    Автор: Чиканова Ирина Сергеевна

    В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три команды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.

  • Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы" 2007

    Автор: Афанасьева Октябрина Ярославовна

    Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.

  • Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления) 2007

    Автор: Кольченко Светлана Александровна

    Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

  • Урок по окружающему миру "Как нам жить" 2007

    Автор: Шутова Вера Григорьевна

    Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.

  • Интеллектуальная игра "Хочу всё знать", посвященная Дню космонавтики 2007

    Автор: Нестеренко Наталья Борисовна

    Представленный сценарий интеллектуальной игры-путешествия "Хочу все знать" будет интересен для преподавателей естественно-научных дисциплин, так как содержит большое количество разноуровневых практических заданий и вопросов по химии, физике, биологии и географии. Форма проведения игры - командные соревнования. Игра может быть проведена в разновозрастных группах (8—11-е классы) и не требует специальной подготовки участников.


  • Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков" 2007

    Авторы: Бавыкина Оксана Николаевна, Никитина Валентина Васильевна

    Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.

  • Использование элементов регионального компонента на уроках биологии 2007

    Автор: Скоркина Ольга Васильевна

    В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.

  • Курс по выбору "Познай себя" 2007

    Автор: Дмитриева Наталья Владимировна

    Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых практических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.

  • Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека" 2007

    Автор: Ефимова Галина Владимировна

    Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий.

  • Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности" 2007

    Автор: Иванова Наталья Сергеевна

    В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение практических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.

  • Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" 2007

    Авторы: Кузьмина Оксана Владимировна, Смирнова Татьяна Геннадьевна

    Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.

  • Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями" 2007

    Автор: Окунева Светлана Леонидовна

    Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.


  • Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе" 2007

    Автор: Зотова Татьяна Юрьевна

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Команды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает команду из 5 человек. Команда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члены жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы своей команде.

  • Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края" 2007

    Автор: Масюк Елена Андреевна

    Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".