Открытый урок литературного чтения "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  • Познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
  • Продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена.
  • Развивать умение понимать чувства автора, образное мышление, речь.
  • Продолжить работу по воспитанию любви к сказкам. На основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике.
  • Воспитывать у детей положительные человеческие качества.

Тип урока: итоговый урок по творчеству Х.К. Андерсена по теме жанр – сказка.

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, картины с эпизодами из разных сказок автора; цитаты “Что за прелесть эти сказки …” А.С. Пушкина и т.д. рисунки детей, костюмы сказочных героев.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.

Звучит музыка.

– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

II. Сообщение темы урока

– Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.

– Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?

– Почему до сих пор сочиняют сказки?

III. Обобщение учителя после ответов детей. Вступительная беседа

– Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна)

– Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)

– Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)

IV. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена

Парад сказочных героев.

– И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого датского писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали вас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. Какие же сказки вам особенно запомнились? Это вы показали в своих рисунках.
Сейчас сказочные герои напомнят вам сказки Х.К. Андерсена, перед вами, ребята и уважаемые гости, любимые герои сказок этого писателя. Они сами расскажут вам о жизни и творчестве великого сказочника.
Любимые герои сказок Андерсена перед вами.
Узнайте отрывок из какой сказки и кто из героев его прочёл.

– Чем восхищается автор? От чего и о чём он грустит, рассказывая свои сказки? (Восхищается героями своих сказок с чистой доброй душой и грустит, что всё-таки ещё существует зло)

V. Первичное знакомство со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”

– Многие литературные сказки берут своё начало из народной сказки.

– Вспомните, на основе какой народной сказки возникла сказка “Дикие лебеди”? (“Одиннадцать лебедей”)

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)

– Отражена ли эта идея в сказке Х.К. Андерсена?

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)

VI. Анализ произведения (исследовательская работа)

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

– Покажите на примерах.

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

Звучит грустная музыка.

– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)

– Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)

– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)

– Что же происходит дальше?

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.

Проверка домашнего задания.

VII. Физминутка

VIII. Продолжение работы

– Вам было предложено дома сделать следующее задание. Ребята первой группы должны были найти отрывки, которые говорят о непоколебимой преданности сестры братьям и братьев сестре. А ребята второй группы должны найти отрывок и ответить на вопрос: "Чьи мудрые слова помогли Элизе отправиться в нелёгкий путь, чтобы спасти братьев, и какие трудности ей пришлось преодолеть?".

Выборочное чтение.

– Что хотел автор сказки донести до читателя?

– Мы привели достаточно много примеров борьбы добра со злом, непоколебимой преданности сестры братьям, которые помогут ответить на ранее поставленный вопрос.

IX. Обобщение

– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.

X. Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

– Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске кружок, соответствующий вашему настроению.