Компьютер на уроках физики

Разделы: Физика


Я думаю, Вы согласитесь со мной, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировозрения учеников, формированию в их сознании единой картины мира. сейчас, когда компьютер занял свое прочное место ни только в доме и в офисе, но и в школе, он становится хорошим помощником в подготовке и проведении уроков физики. Из экзотики ПК превращается в весьма эффективное техническое средство для организации и проведения урока. Компьютер дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например явления микромира или быстро протекающие процессы.

Можно выделить несколько аспектов использования компьютера на уроках физики.

Прежде всего, учитель может с помощью компьютера набрать и распечатать контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы. На компьютере это сделать значительно быстрее и удобнее чем выполнить эту работу вручную. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны снова, при этом в текст можно вносить изменения. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия. Так благодаря домашнему ПК у меня есть возможность, к каждому уроку составлять и набирать разноуровневые карточки, опорные листы, мини самостоятельные работы для урока. Наличие компьютера на рабочем месте и дома позволило мне постепенно разработать рабочие тетради по физике для учащихся 5 и 6 классов.

Но это лишь одно из направлений использования ПК для подготовки уроков физики.

Компьютер универсален, он может выступать в роле телевизора, кинопроектора, кодоскопа. Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, превосходя их по качеству.

Сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, которые можно использовать на уроках. Есть программы, предназначенные для тестирования знаний учащихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели. Правда, большинство производителей, создавая программы по предметам, ориентируются на домашние использование, а не на классные занятия. Программные продукты по физике полностью не вписываются в конкретный урок и могут быть использованы как элемент урока.

На своих уроках я использую диски компании “Физикон” из серии “Открытая физика” и компьютерные учебники от компании “Кирилл и Мефодий”. Остановлюсь на одной из серий.

Курс “Открытая физика” предназначен для учащихся школ, лицеев, гимназий, для абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗ. Содержание соответствует программе курса физики общеобразовательных учреждений. Курс содержит:

  • Электронный учебник;
  • Более 350 задач, вопросов;
  • 60 интерактивных моделей;
  • Систему тестов;
  • Журнал учета работы учащихся;
  • Справочные таблицы;
  • Предметный указатель;
  • Поисковую систему;
  • Звуковое сопровождение;
  • Методическое пособие для учителя.

Наибольшую наглядность для учащихся представляют интерактивные модели по всему курсу физики, параметры такой модели можно изменять, что позволяет перейти от компьютерного наблюдения, к компьютерному эксперименту. Эксперимент важен в понимании многих физических явлений, так как физика наука – экспериментальная.

Все модели в зависимости от использования на уроке я разделила на несколько групп:

1. Модели – конструкторы.

Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. С использованием данной модели я предлагаю ученикам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, используя приборы. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения.

2. Модели установок.

Например, модель ядерного реактора, она не только заменяет старую таблицу, где указаны рабочие элементы установки, но и позволяет продемонстрировать принцип действия ядерного реактора.

3. Модели различных физических явлений.

Например, видеофрагмент – ядерные превращения. Мои ученики 9 класса при изучении темы “Атомное ядро” научились правильно находить неизвестный продукт ядерной реакции, но не всегда верно определяли реакция синтеза или деления произошла в данном случае. Эту проблему мы разрешили с помощью данного видеофрагмента.

Приведу еще один пример. В 11-м классе изучая явление дифракции, мы говорим, что согласно теории Френеля при определенных размерах и расстоянии от отверстия до источника света и экрана в центре светлого пятна находится темное пятно. Ребенку представить это сложно, модель не только это наглядно демонстрирует, но и позволяет изменять размеры отверстия и наблюдать, как при этом изменяется дифракционная картина.

4. Модели опытов.

Например, опыты Фарадея по электромагнитной индукции.

диски содержат большое количество дополнительного материала для подготовки к уроку, справочные таблицы, формулы. Формулы, таблицы можно распечатать и использовать как пособие на уроке, можно вывести на уроке на монитор компьютера для лучшего восприятия учебного материала. Хорошей наглядностью для урока обладает комплект дисков из серии “Демонстрационный эксперимент по физике”. Комплект содержит видеофильмы и демонстрации по всем разделам физики.

Использование компьютера на уроках физики позволяет сделать урок более динамичным и интересным.

Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций учителем к своим урокам. Создавая презентацию, учитель на экран ПК выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Учитель создает презентацию в соответствии с собственным видением темы урока.

К отдельным урокам мной созданы презентации.

Например, к уроку “Сила упругости. Деформация тела” 9 класс. Презентация состоит из 8 слайдов, которые включают в себя (Приложение1):

  • тест “Веришь, не веришь” с проверкой на повторение изученного ранее материала;
  • ключевые понятия изучаемой темы, выводы;
  • поэтапный вывод закона Гука;
  • задания на закрепление изученной темы.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребенка. И как было сказано выше: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!” Правда использование презентаций требует не только наличие ПК в кабинете физики, но и мультимедийного проектора.

Наличие компьютера в кабинете физики позволяет разнообразить урок, продемонстрировать те явления и процессы, которые представить ребятам сложно, компьютерные демонстрации могут заменить недостающие опыты для правильного восприятия учениками темы. Компьютер позволяет не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления.

Кроме того, можно привлечь учащихся к выполнению творческих, исследовательских работ, проектов с использованием ПК. Мои ученики с удовольствием создают презентации, веб-сайты, моделируют различные физические процессы с помощью компьютера. Работая над проектом, создавая презентацию по заданной теме, ученики подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления на ПК, защищают свои работы перед одноклассниками. Результат – растет интерес к физике, ребята учатся работать в группе, развиваются ораторские способности, навыки работы с дополнительной литературой. Все что создают ученики, я могу использовать на своих уроках.

В заключении я хочу сказать, что компьютер стал для меня верным помощником в подготовке и проведении уроков физики, отрыл для меня новые возможности в преподавании, сделал мои уроки более современными и увлекательными.