Обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме: "Чередование гласных в корнях" (учебник под ред. М.М. Разумовской)

Разделы: Русский язык


Цель и задачи:

  • обобщить материал по данной теме. Проверить знания условий употребления и/е и а/я в корнях, умение приводить соответствующие примеры;
  • проверить усвоение правописания слов рубрики ЗСП 13,14.
  • вспомнить, как может характеризоваться предложение, второстепенные и главные члены предложения.

Межпредметные связи: вспомнить басни И.Крылова.

Оборудование: сигнальные карточки, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Ребята, сегодня мы обобщим знания по теме “Чередование гласных о/а и и/е в корнях слов”. Но в начале урока мы вспомним, насколько хорошо вы знаете правописание слов из рубрики ЗСП. А проверим мы в форме игры “Уважай последнего”. Напоминаю условия игры: с трех рядов одновременно выходят ребята 1 варианта, не глядя друг на друга, а только на доску, записать слово. Если нет ошибки в слове, то “движение вперед” - выходит следующий из этого же варианта. Если есть ошибка, то “движения вперед” нет, выходит сосед по парте. Побеждает та команда, в которой у доски оказывается ученик с последней парты раньше других.

Слова для игры:

1. Монолог 6. Непреодолимый
2. Юный 7. Ослепительный
3. Фразеологизм 8. Олицетворение
4. Коллекция 9. Диалог
5. Наслаждаться 10. Напряженный

II. Проверим домашнее задание № 509 (правописание гласных в корнях лаг/лож).

Отвечает один ученик, остальные проверяют по своим тетрадкам.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 52, № 514.

Давайте посмотрим, что же нас ожидает. Нужно заполнить таблицу, выбрать из текста нужные слова с орфограммой в корне. Приведите устно пример к каждой графе.

Дети приводят примеры:

1. Проверяемые произношением (гласные и согласные)

- тропинка (тропка)
- сторожка (сторожить)

2. Непроверяемые произношением (гласные и согласные)

- чувствуйте
- дорогу

3. С чередованием гласных

- заросла
- зарастающий

4. Гласные после шипящих (чу-щу, ча-ща, жи-ши)

- широкий
- чудесная.

III. Одновременно:

Работа с перфокартами (5 человек, перфокарта прилагается)

Два ученика у доски, игра “Четвертый лишний”:

- обозначить орфограмму, вставить пропущенные буквы;

- подчеркнуть лишнее словосочетание.

а) несг…раемый шкаф

г…рячий утюг

южный заг…р

дог…рающий костер

б) легкое прик…сновение

неприк…сновенный запас

осторожно прик…саться к утюгу

точки соприк…сновения

Все остальные в это время записывают (один ученик у доски объясняет известные орфограммы).

Объяснительный диктант

У кумушки глаза и зубы разгорелись. (И.Крылов. “Лисица и виноград”). Ударили в смычки, дерут, а толку нет (И.Крылов. “Квартет”)

Учитель: Узнали ли вы, откуда эти предложения? Кто автор?

(Ученики сдают перфокарты, у доски отвечают.)

IV. Грамматическая зарядка:

(Учитель называет словосочетание. Если в корне “а” - дети хлопают, если в корне о – дети встают).

Прилагать усилия

Сложить вещи

Отложить поездку

Возлагать цветы

Предложить помощь

Безотлагательное дело

Заложить фундамент

Приложение к журналу

Высказать предположение

V. Учитель: Молодцы! Немножко отдохнули, а теперь откроем учебник, выполним упр. 511, стр.199. Один ученик у доски, остальные пишут в тетрадках. (Правописание гласных в корнях рос/раст, ращ).

VI. Вспомним синтаксический разбор предложения.

(Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения).

Над лесом тихо разгорается зорька.

VII. На столах сигнальные карточки: и – синие, е – красные.

Учитель называет словосочетания, дети поднимают карточки:

Настилать полы, расстилающийся туман, постелить скатерть, зажигать лампу, прижигать йодом рану, стереть пятно, обжигающий ледяной ветер, зажигающиеся на небе звезды, растереть полотенцем тело, обтирание холодной водой.

Учитель: Спасибо! Ребята, сделаем вывод и подведем итоги.