Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


ЦЕЛИ:

  • разъяснить учащимся основные черты рыночной экономики, сформировать умения разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества;
  • развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА: смешанная (лекция с элементами беседы, групповая работа)

ПОНЯТИЯ: традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, спрос, предложение, законы рынка.

Так же рекомендуем ознакомиться с дидактическими материалами по экономике, которые могут помочь с усвоением темы.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

а) беседа по вопросам на с. 154

б) тест (Приложение 1)

II. Изучение нового материала

ПЛАН

  1. Рынок, признаки, функции
  2. Типы экономических систем
  3. Законы рынка

Вступительное слово учителя о значении экономической сферы в жизни общества, о необходимости экономического образования, о целях данного урока.

БЕСЕДА

- Что такое рынок?

РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

- Какие признаки рынка ВЫ знаете?

Учащиеся работают с таблицей (Приложение 2)

- Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)

- Что такое экономика?

- Какие три вопроса решает экономика?

- Какие варианты организации экономической жизни общества вы знаете? (Приложение 3)

Учитель обращает внимание на существование ни только трёх указанных типов экономических систем, но и четвёртой - смешанной. Обращает внимание на основные признаки каждой из систем. Наиболее распространённой является смешанная экономика. Почему же не прижилась рыночная экономика в чистом виде?

“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны рыночной экономики, положительные и негативные стороны командной экономики (класс делится на 2 группы, которые обобщают ответы в таблицы).

Положительные стороны Негативные стороны
РЫНОЧНАЯ
  1. Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.
  2. Способно повышать качество товаров и услуг.

КОМАНДНАЯ

  1. Устойчивое развитие без экономических кризисов.
  2. Низкие цены.
  3. Отсутствие безработицы.
  4. Гарантированная зарплата
ЭКОНОМИКА
  1. Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.
  2. Несёт в себе опасность безработицы.
  3. Может усилить имущественную дифференциацию

ЭКОНОМИКА

  1. Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности.
  2. Постоянный дефицит товаров.
  3. Низкое качество продукции
  4. Расточительное отношение к ресурсам.
  5. Формирование социального иждивенчества.

3. Законы рынка (лекция)

Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

 

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  1. какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  2. как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).

Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:

 

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

 

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

Третий закон - закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

III. Закрепление изученного

  1. Какие экономические системы (модели) существуют в современном мире?
  2. От чего зависит выбор той или иной экономической системы?

Д/З параграф № 14, работа со словарём.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Королева Г.Э. Экономика. Практикум. Часть 1 10–11 классы.: Вентана-граф, 2009
  • Королева Г.Э. Экономика. Раздаточные материалы. 10–11 классы.: Вентана-граф, 2009
  • Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : “Астрель”, 2005
  • Добровольский В. В. Обществознание. Словарь-справочник, Кемерово, 2003
  • Популярная экономическая энциклопедия, под ред. Николаева А. Д. , М. ,2001
  • Школьный словарь по обществознанию, 10-11 класс, под ред. Боголюбова Л. Н. М. : “Просвещение”, 2003