Урок по теме: "Стиральный порошок, его состав и свойства"

Разделы: Химия


Цель:

  1. Дать понятие о СМС, их составе, моющих средствах.
  2. Научить устанавливать причинно-следственные связи между составом синтетических моющих средств и их свойствами, выявлять причины потребительского спроса СМС.
  3. Дать возможность убедиться в теоретической и практической значимости химической науки.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Научить учащихся критично воспринимать информацию, поступающую из средств массовой информации.
  6. Способствовать развитию умений:
  • отбирать нужную информацию из разных источников
  • анализировать полученную информацию
  • систематизировать и обобщать
  • генерировать новые идеи
  • оформлять полученные результаты
  • работать в коллективе

Оборудование: пачки стиральных порошков “Ариель”, “Тайд”, “Дося”, “Аист”

План урока

  1. Презентация проектов
  2. Обсуждение проектов
  3. Результат – разработка критериев универсального моющего средства

Ход урока

Все мы являемся свидетелями того, что в наших магазинах появился огромный ассортимент синтетических моющих средств, в котором мы уже можем потеряться. А рекламодатели постоянно твердят о высоком качестве СМС. На экране хорошо видно как пятна с рубашек и простыней исчезают, словно по волшебству. А как на самом деле? Ведь дело чести для каждой хозяйки – это безупречная чистота одежды и постельного белья. Итак, когда мы идем покупать СМС, нам бы хотелось купить такое средство, которым можно было бы стирать все, невзирая на качество ткани и степень загрязнения. Существует ли такое средство? Если да, то какое?

Если нет, то каким оно должно быть? Чтобы ответить на данные вопросы, мы с учащимися использовали проектную деятельность. Определили направления проектов:

  1. Что там внутри?
  2. Моющие способности стирального порошка
  3. Каков рынок СП нашего региона?
  4. Проверка показала

После презентации каждого проекта, обсуждения, мы попробуем ответить на поставленные вопросы и определим критерии универсального стирального порошка.

1. Презентация проекта “что там внутри?”

Учащиеся установили, что современный порошок – это сложная смесь из 15-20 химических веществ. (Схема 1)

Вывод: Стиральный порошок – смесь различных химических веществ, конечная цель которых – помочь нам с вами обеспечить чистоту ткани.

2. Презентация проекта “Моющие способности стирального порошка”

Учащиеся выяснили, что процесс удаления загрязнений с поверхности различных твердых тел – будь то текстильный материал или наши руки – является одной из основных функций ПАВ. В моющем процессе наблюдается ряд физико-химических явлений: адсорбция, смачивание, эмульгирование, стабилизация. В большинстве случаев загрязнения представляют собой неполярные соединения: масла, жиры и т.п. Вода – полярное соединение, обладает большим поверхностным натяжением и не смачивает такие загрязнения, а значит, и не удаляет их.

При введении в водный раствор молекул ПАВ, они адсорбируются на поверхности загрязнения, ориентируются, таки образом что к неполярной поверхности обращены неполярные “хвосты”, тогда как полярные “головы” “торчат” в водной фазе.

Из-за уменьшения поверхностного натяжения раствор смачивает загрязнение, проникает в трещины и поры. Капли загрязнения стягиваются, снижается сцепляемость частиц загрязнения. При механическом воздействии угол смачивания увеличивается, и в конце концов, частицы загрязнения переходят в раствор. Молекулы ПАВ адсорбируются на загрязнениях и отмытой поверхности, что препятствует укрупнению и осаждению частиц на чистой поверхности. В результате частицы загрязнителя стабилизируются во взвешенном состоянии в растворе и удаляются вместе с ним.

Синтетические моющие средства (стиральные порошки) одинаково хорошо моют как в мягкой, так и в жесткой воде, т.к не образуют малорастворимых в воде солей кальция и магния. Действуют не только в горячей, но и в воде при сравнительно низких температурах. Наконец, концентрация порошка даже в мягкой воде может быть гораздо ниже, чем мыла.

Однако ПАВ из-за широкого распространения оказывает воздействие на окружающую флору и фауну. Со сточными водами они попадают в очистные сооружения, реки, воду, которую мы пьем. Все ПАВ условно разделяют на три группы: хорошо, средне- и трудноразлагающие.

Вывод: Моющие способности стирального порошка определяются поверхностно-активными веществами.

3. Презентация проекта “Каков рынок СП нашего региона?”

Было установлено, что рынок достаточно разнообразен по ассортименту, ценообразованию, покупательной способности. Пользуются наибольшей популярностью такие стиральные порошки, как “Тайд” и “Ариель”. Ребята указали в какой торговой точке самые разнообразные стиральные порошки по ассортименту, ценообразованию.

4. Презентация проекта “Проверка показала”

В результате проведенных экспертиз качества моющих средств (стиральных порошков) были выявлены лидеры, а именно, стиральный порошок “Ариель” и “Тайд”.

В отношении порошка “Ариель” было установлено, что хорошо растворяется в воде, имеет приятный запах отдушки, выстиранное белое белье имеет приятную голубизну. На цветном белье восстанавливается яркость красок. Белье средней и сильной степени загрязнения в процессе стирки удаляются очень хорошо.

Но были установлены и недостатки: не отстирал пятна туши и травы с льняной и синтетических тканей, плохо выполаскивается с белья, запах довольно сильный, что не очень хорошо для людей, предрасположенных к аллергическим заболеваниям. В отношении этики, она вполне информативна, красочна, узнаваема.

Вывод: Итак, у каждого стирального порошка есть свои плюсы и минусы

Заключение: Идет обсуждение вопроса “Существует ли на сегодняшний день такой стиральный порошок, который может отстирать все, невзирая на качество ткани и степень загрязнения?”. Ребята пришли к заключению, что такого средства пока нет и предложили критерии универсального стирального порошка. Он должен быть высококонцентрированным, жидким, дозирующимся, гипоаллергенным, на биологической основе, высокоэффективным, работающим в нейтральной среде, с четкой инструкцией к применению.

Вопросы, заданные при обсуждении проектов:

  1. Почему синтетические моющие средства (стиральные порошки) сохраняют свое действие в морской воде?
  2. Грустно сознавать, но каждая стирка – отрава для природы. Объясните, почему?
  3. Все ли известные в мире СМС продаются в нашем регионе?
  4. Какой стиральный порошок предпочитают в вашей семье?