Урок по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий;
  • учить детей находить наречия в тексте;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность; воображения;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.

ХОД УРОКА

1. Формирование психологического настроя.

Здравствуйте, садитесь.

Меня зовут Людмила Вячеславовна, я учитель русского языка и литературы школы № 56, которая находится (на окраине города) на поселке Восточном.

Ваша школа находится в центре.

Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь.

Ответы детей:

Хорошо – уточнение учителя: Охотно? Прилежно? Увлеченно?

Плохо – уточнение учителя: Кое-как? Нелениво? Нехотя?

Нормально – уточнение учителя: отлично или удовлетворительно? На совесть? Не слишком стараясь?

А вы молодцы, не вдаетесь в подробности. Только поляки и словаки считают допустимым при ответе на вопрос пожаловаться на высокие цены, на экономические проблемы. У нас же по правилам этикета на вопрос: “Как ваши дела?” следует ответить: “Спасибо, хорошо” или “Спасибо, нормально” и обязательно поинтересоваться, как дела у спрашивающего.

Попробуем еще раз: Как ваши дела? (Дети отвечают)

Слово учителя:

Спасибо, у меня неплохо. Сегодня пришла к вам проводить конкурсный урок.

Поможете?

2. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

1) Какую тему вы изучаете? ( По-моему, вы изучаете тему “Наречие”. Я угадала? Вы на мой вопрос отвечали одними наречиями.)

Что вы уже знаете о наречиях? (Ответы детей)

2) Да, вы уже настоящие знатоки.

А знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему”. Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения.

Зато тема очень узкая: “Наречия. Правописание наречий”. А в роли отсутствующих телезрителей согласился быть 7 Б класс школы № 56, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.

Принимаете вызов? Попробуйте свои силы.

Итак, вы становитесь членами клуба “Что? Где? Почему?”. Давайте выберем капитана, который будет говорить, правильно ли ответил один из вас.

Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба “Что? Где? Почему?”

Выборы капитана.

3) Игра в форме компьютерной презентации (на слайде – фото ученика, задающего вопрос, сами вопросы, потом – правильные ответы):

С вами играет Муравьева Даша. Внимание вопрос:

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

  • В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
  • (Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

С вами играет Валуйских Катя.

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

  • День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
  • Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

С вами играет Марширова Олеся.

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

  • Мужественно от прил. “мужественный”.

С вами играет Арутюнян Артем.

Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Правильный ответ:

  • Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

С вами играет Степкин Дима.

Найдите наречия: Тема раскрыта далеко не полно.

Объясните написание наречия:Далеко (не)полно.

Правильный ответ:

  • Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

С вами играет Волосенко Дима.

Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Правильный ответ:

  • Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.

С вами играет Таскина Катя.

Найдите наречия: В лесу ещё свежо от утренней росы.

Объясните написание наречия: Свеж…

Правильный ответ:

  • Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.

С вами играет Гольм Виолетта.

Найдите наречия: Угрожающе шипит что-то серо-зеленая гадюка.

Объясните написание наречия: Угрожающ…

Правильный ответ:

  • Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без ударения – Е.

С вами играет Юсупов Алексей.

Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Объясните написание наречия: слев…, справ… .

Правильный ответ:

  • Cлева, справа – (в наречиях, образованных от прилагательных, суффикс А, если приставка ИЗ, ДО, С).

Ответы детей. Капитан говорит, чей ответ правильный.

За правильный ответ выдается жетон “Почетный член клуба “Что? Где? Почему?””. В конце по результатам игры ставятся отметки. Знатоки поздравляются с победой.

4) На доску выписываются орфограммы, которые встретились в наречиях.

О-Ё, Н-НН, А-О.

Слово учителя:

Назовите, какие гласные звуки встретились в наречиях: А-О-Е-Ё, еще раз.

Мы сейчас с вами выполняли фонетическое упражнение с оздоравливающими свойствами.

[А] – благотворно влияет на нервную систему, т.к. заставляет колебаться грудную клетку.

[О] – усиливает кровоснабжение сердца.

О других звуках вы узнаете из памятки:

Исходное положение – сядьте в свободной позе. Ноги расслаблены, ступни на полу, спина прямая, руки свободно лежат на столе.

Выдох, затем медленный глубокий вдох, затем глубокий выдох со звуком “а-а-а”, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть опущена.

Выдох, затем медленный глубокий вдох, затем глубокий выдох со звуком “э-э-э”, углы губ оттянуты в стороны, слегка видны зубы.

Выдох, затем медленный глубокий вдох, затем глубокий выдох со звуком “и-и-и”, язык продвинут вперед, верхняя губа растянута.

Выдох, затем медленный глубокий вдох, затем глубокий выдох со звуком “о-о-о”, губы образуют “трубочку”, куда может войти кончик мизинца. Выдох, затем медленный глубокий вдох, затем глубокий выдох со звуком “у-у-у”, губы вытянуты с крошечным отверстием, язык поднят к небу и отодвинут назад, важно, чтобы звук был густой, мягкий и приятный.

Это упражнение желательно проделывать по пять раз подряд ежедневно в таком сочетании: “аэиоу/ аэиоу/ аэиоу и т.д.

Звук “а” заставляет колебаться желудок, грудную клетку и солнечное сплетение, благотворно влияет на нервную систему.

Звук “э” помогает избавиться от охриплости, способствует усиленному кровоснабжению горла и гортани, активизирует работу щитовидной железы.

Звук “и” вызывает колебания головы, головного мозга и утомленных глаз. Таким образом происходит их легкий массаж.

Звук “о” усиливает кровоснабжение сердца и коронарных сосудов.

Звук “у” оказывает благотворное воздействие на органы брюшной полости.

3. Новый материал.

Слово учителя:

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?

Тема: “Дефис в наречиях” (слайд)

Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).

Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис (слайд)

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) сложение слов или основ.

Примеры со слайда

Вручается медаль “За сообразительность” самому активному ученику или тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов – “Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий”.

1. Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду?

Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову.

Некоторые наречия ведут также. Но наградой, медалью для них являются суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис.

Ассоциативный рисунок (см. Рисунок 1–4): если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО начинает “от гордости” писаться отдельно, через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

Рис. 4

2. Образец графического объяснения орфограммы “Дефис в наречиях”.

3. Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий (слайд).

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. 75 (чтение правила).

Схема:

  • 1) КОЕ- …;
  • 2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;
  • 3) сложение слов или основ;
  • 4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;
  • 5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

4. Закрепление.

А) Упр. 186 с.76. – по 2 слова из каждого ряда.

Те, кто работает быстрее – составить предложение или текст с наречиями.

Б) А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.

Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.

Для начала познакомимся с ним.

Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)

Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

Как зовут докторов? (Это названия лекарств)

Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

СУ: существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

  • Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
  • Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
  • Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
  • Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).

Всемирная организация здравоохранения

Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя.

У вас задания среднего уровня сложности, на “4”. Познакомьтесь с ним. Если вы уверены в своих силах и считаете, что можете выполнить задания сложнее или наоборот понимаете, что нужна подсказка, то поднимите руку – я дам вам другое задание – посложнее или полегче.

Задание: вместо "_"  в наречиях впишите:

  • дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис,
  • соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно,
  • оставь клетку пустой, если считаешь, что наречие пишется раздельно.

В задание низкого уровня добавляется правило – условия выбора написания.

Подсказка:

Приставка КОЕ-… 

Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ

Приставка ПО-, если есть суффиксы ОМУ, ЕМУ, И,

Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы ЫХ, ИХ

ПОВТОР слов или основ слов

пишутся с наречиями через дефис

В задании повышенного уровня сложности добавляется задание – выделить орфограммы во всех наречиях, наречия подчеркнуть как члены предложения.

5. Домашнее задание (слайд).

1) Упражнение …

2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем городе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

3) Нарисовать рисунок на дефисное написание наречий

6. Итоги.

Что узнали нового за урок? Когда наречия через дефис, как оздоровиться при помощи звуков, как отвечать на вопрос: как дела? Что делать, чтобы не потерять радость в жизни.

Чему научились? Писать наречия через дефис

7. Оценивание.

Кто, по мнению капитана команды знатоков, работал на 5?

Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок.

8. Рефлексия.

Выберите карточку, соответствующую вашим ощущениям.

При выходе положите её на лист.