Технология критического мышления на уроках химии

Разделы: Химия


Технология критического мышления (урок исследование)

Тема: Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул физические и химические свойства. Получение и применение альдегидов.

Цель урока:

Общеобразовательная

Рассмотреть гомологические ряды, виды изомерии и номенклатуру альдегидов. Разобрать строение карбоксильной группы и на этой основе подчеркнуть особенное для альдегидов строение. Изучить физические и химические свойства, способы получения и применение альдегидов.

Развивающая

Развитие мыслительных навыков, сличение, анализ, синтез; познавательных умений. Умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, делать выводы; совершенствование навыков самостоятельного поведения.

Дидактическая

Сформировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Воспитательная

Формирование мировоззренческого мышления, расширение кругозора, формирование положительного отношения к изучению предмета, привычку оказывать помощь товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию, развить требовательность к себе и товарищам.

Методы: исследовательский, фронтальный, работа с учебной литературой, частично-поисковый, лабораторная работа.

Оборудование: На столах учащихся приборы и реактивы для проведения лабораторной работы Реакция “серебряного зеркала”, карточки с индивидуальным заданием.

Структура урока

1 стадия “Вызов” 15 мин. Учитель рассказывает об истории открытия альдегидов, учащиеся работают с информационным листом №1
2 стадия “Осмысление” 10 мин. Заполнение таблицы №1. “З.Х.У.” и таблицы № 2. “Категории информации и источники информации”.
3 стадия “Рефлексия” 7 мин. Работа с тестом “Альдегиды”

Примечание: Остальное рабочее время отводится для изучения нового учебного материала и проведения лабораторной работы.

Ход урока

1 стадия “Вызов”

Для занимательного построения начала урока учитель делает следующее сообщение. В конце XVIII в. химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. К Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта – уксусной кислоты – образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение, выделить которое не удалось. В 1821 г. Деберейнер окислял этиловый спирт, в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления. Многие химики, в том числе и Либих, сомневались, что в этой смеси содержится неизвестное вещество, Деберейнер отправил полученный им образец Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил чистое вещество, содержащее на два атома водорода меньше, чем этанол. Ученый установил его состав (C2H4O) и объявил, что получил новое вещество – альдегид. [1]

На этой стадии учитель предлагает учащимся в тексте найти ту информацию, которая поможет им приступить к изучению данной темы. Ребята без труда предполагают, что работу можно начать с построения структурной формулы соединения (C2H4O).

Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждая группа работает по информационному листу №1 (Приложение 1)

Учащиеся работают в паре, затем в группе. Результаты работы записывают на доске и делают вывод о строении альдегидов, и наличии в них функциональной группы, учитель дает название этой группы.

2 стадия “Осмысление”

На этой стадии учащиеся приступают к заполнению первой колонки таблицы №1. (Приложение 2) Ребята работают индивидуально, затем в паре и в группе, результаты зачитывает одна группа, все остальные группы делают дополнение. В результате групповой работы учащиеся определяют всю информацию, которой они владеют на данном этапе обучения.

После заполнения первой колонки таблицы учитель предлагает учащимся заполнить колонку “Источники информации” в таблице №2.(Приложение 3) Ученики анализируют и записывают в эту колонку все источники своих знаний. Далее учащиеся переходят к заполнению первой колонки таблицы №2 “Категории информации”. Эту часть таблицы ученикам бывает заполнить сложно, поэтому окончательный вид эта колонка получит с помощью учителя, при этом учащиеся работают в парах и затем уже в группах.

После того как обе колонки таблицы №2 заполнены, можно переходить к средней колонке таблицы №1 “Хочу узнать”. (Приложение 2). Обсуждение вопросов проходит в парах и затем в группах, результаты работы зачитываются и дополняются группами. Изучая темы предыдущих классов соединений, у учащихся четко сформировано понятие о существовании таких изучаемых вопросов как, классификация, изомерия, номенклатура, электронная формула, физические и химические свойства, получение и применение. Такая работа не вызывает особых затруднений, каждая группа зачитывает свои записи, по ходу обсуждения делаются дополнения

После того, как обе колонки таблицы заполнены, учитель предлагает приступить к изучению поставленных вопросов. Групповая работа с текстом по информационному листу №2 (Приложение 4) На данном этапе работы, учащиеся обладают достаточными знаниями по построению структурных формул, и формул их изомеров.

Учащиеся работают в паре, затем в группе. Результат групповой работы записывается на доске и обсуждается всеми группами. На основании проделанной работы учащиеся делают выводы и отвечают на поставленные вопросы.

Далее учитель объясняет электронное строение молекулы альдегида, на основании которой учащиеся предполагают возможные типы химических реакций, характерные для этого класса соединений.

Учитель объясняет химические свойства альдегидов и предлагает выполнить лабораторную работу реакция “серебряного зеркала”. Работа выполняется согласно предложенной инструкции. (Приложение 5)

После выполнения и обсуждения результатов работы в классе, учитель предлагает изучить вопросы физические свойства, способы получения и области применения альдегидов используя материал учебника, либо можно предложить готовую отпечатанную информацию.

После изучения всех вопросов, поставленных перед собой на этом уроке необходимо перейти к заполнению третьей колонки таблицы №1 “Узнал”. На этом этапе проходить рефлексия полученных знаний. Учащиеся вписывают все ответы на поставленные перед собой вопросы в колонку этой таблицы

3 стадия “Рефлексия”

Для закрепления полученных знаний, учитель предлагает тестовые задания по теме “Альдегиды” (Приложение 6). Учащиеся выполняют тестовые задания [1], варианты ответов желательно проверить в классе.

Приложения