Разработка урока по алгебре на тему: "Свойства функции". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • Обучающая: систематизировать и обобщить знания о свойствах функции. Способствовать выработке навыков и умений в построении и прочтении графиков функций. Развивать логическое мышление.
  • Развивающая: развитие умения обобщать, развитие интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательная: выработать внимание, самостоятельность при работе на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Один из учеников сканирует решенные задания, и на уроке проверяем, используя Смарт – доску (можно использовать мультимедиа, если нет Смарт доски)

III. Устная работа

1. Вспомнить и дать определения:

a. функции;

b. области определения функции;

c. графика функции;

d. промежутки возрастания и убывания функции;

e. набольшее, наименьшее значение функции;

f. область значения функции.

2. Способы задания функции.

3. Используя чертежи, выполненные в программе Advanced Grapher (данную программу можно бесплатно скачать в Интернете) ответить на следующие вопросы:

a. График какой функции изображен на рисунке: назовите график, задайте функцию формулой.

b. Указать промежутки возрастания, убывания функции.

c. Наибольшее, наименьше значение функции, ограниченность функции.

d. Область значения функции.

Для выполнения задания № 3 один ученик у доски пишет коротко ответы на вопросы, остальные в тетради. Выполняется проверка.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

IV. Основная часть

Раньше мы по графику функции определяли то или иное свойство. Давайте сейчас систематизируем наши знания и запишем план чтения, а в дальнейшем и исследования функции:

План

  1. Область определения функции.
  2. Промежутки монотонности функции (промежутки возрастания, убывания функции).
  3. Ограниченность функции.
  4. Наибольшее, наименьшее значения функции.
  5. Непрерывность функции.
  6. Область значения функции.
  7. Выпуклость функции.

Решим задание № 273 из задачника. (Приложение1)

№ 273

Постройте и прочитайте график функции:

Необходимо вспомнить план построения графика функции, заданной кусочным образом.

Приложение 1 поможет вспомнить, как построить график функции заданной кусочным образом, а также наглядно проиллюстрирует свойства функции.

См. Презентацию.

V. Закрепление

По аналогии выполним задание № 274 из задачника.

VI. Подведение итогов урока

Составим кластер. В качестве центрального понятия выбираем понятие “Функция”. На Смарт доске изобразим следующий кластер:

Все рассмотренные свойства функций мы можем разделит на два класса: “законные” в том смысле, что мы их можем обосновать, опираясь на точные определения. (Перемещаем на Смарт-доске данные свойства влево) и “наглядно-интуитивные”, для которых мы пока не ввели определения и опираемся только на наглядное представление (перемещаем вправо).

Сегодня на уроке мы систематизировали наши знания о функциях, их свойствах, которые складывались постепенно в курсе алгебры 7-го и 8-го классов, и в итоге - записали план исследования, чтения графика функции. Этот план не окончательный. На следующем уроке мы изучим еще одно свойство функций: четность функции, а в дальнейшем: промежутки знакопостоянства. Поэтому наш план будет дополняться.

VII. Домашнее задание

Глава 3, §9, №№ 265; 271вг; на повторение № 228бг.

Литература

  1. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч 1: Учебник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишутина, Е.Е.Тульчинская. – 7-е изд., перераб. – М.: Мнемозмна 2005. – 155 с.: ил.
  2. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч 2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишутина, Е.Е.Тульчинская. – 7-е изд., перераб. – М.: Мнемозмна 2005. – 155 с.: ил.