Урок обобщающего повторения по обществознанию "Экономическое развитие современного общества". Деловая игра "Рынок труда, или Наем работника". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 11


Цель и задачи:

– формировать экономическую культуру, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;

– через деловую игру уяснить механизм функционирования рынка рабочей силы, усвоить навыки найма и самостоятельного устройства на работу, оформления и подписания контрактов;

– развивать коммуникативные умения.

Ход игры.

  • тестирование “Ваш потенциал управления собственным делом”
  • формирование групп: предприниматели и работники.
  • заполнение бланков.
  • инструктаж (знакомство с правилами игры).
  • игра
  • рефлексия.

Содержание игры и правила.

Моделируется ситуация найма предпринимателем работников по контракту на год и более. Одна половина в роли нанимателей, другая – предпринимателей Основанием для деления групп могут быть итоги тестирования, ранжирования, самоопределения.

У каждого нанятого изначально лишь первый квалификационный разряд, но он может его повысить, пройдя обучение. Для этого следует уплатить в банк определенную сумму. Функцию банкира может выполнять учитель. Для обучения на второй разряд требуется 250 монет, на третий – 500 монет, на четвертый – 1000 монет, на пятый – 2500, на шестой – 7000 монет. Обучение может быть поэтапным (2, 3, и т.д. разряд) или разовое (сразу на шестой разряд, если у принятого на работу есть для этого необходимая сумма денег).

Примечание: 1) деньги на повышение квалификации можно получить, лишь устроившись на какую-либо работу; 2) можно взять кредит в банке под 50% годовых. Уплативший деньги в банк считается прошедшим обучение и получает сертификат.

Сертификат:

Имя ___________________________

квалификационный разряд_________________

подпись банкира__________________________

Банкир записывает в ведомость имя прошедшего обучение, полученный им разряд, уплаченную сумму. Также банкир снимает с лицевого счёта этого работника сумму, необходимую для получения данного разряда. Расчёты осуществляются безналичным способом.

Банковский документ “Ведомость”

ФИО

разряд

сумма

       

Лицевой счёт предпринимателя (работника)

приход

расход

остаток

       

При приёме на работу предприниматель ориентируется на уровень квалификации работника, в соответствии с этим определяются условия контракта. Выгодно принимать квалифицированного работника, так как от этого зависит годовая прибыль. Если работник сумел в течение года несколько раз повысить свой разряд, он должен каждый раз подписывать новый контракт с тем же хозяином на следующий год или требовать пересмотра контракта. он вправе заключить контракт с другим предпринимателем.

У каждого предпринимателя есть первоначальная сумма на лицевом счету, например 10000 монет.

Лицевой счёт

счёт

расход

остаток

 

1000

   

Исходя из своих средств, он стремится нанять как можно больше работников наивысшей квалификации. При заключении контракта стороны должны оговорить как минимум: вид работы, характер, продолжительность рабочего времени (день, неделя, месяц), вид и размер заработной платы, срок действия контракта. также можно зафиксировать и прочие условия: продолжительность отпуска, предоставление служебной квартиры и т.п.

Все условия согласовываются сторонами, контракт подписывается. Он составляется участниками в произвольной форме, но обязательно с выделением первых трех пунктов и хранится у работника. в случае возникновения вопроса об источниках доходах он предъявляет контракт в банк.

Сразу же после заключения контракта предприниматель снимает со своего счёта денежную сумму и выдает зарплату вновь принятому за первые полгода. Остальная сумма выплачивается по итогам года во время экономического анализа ситуации, с учетом полученного работником дохода.

Вновь принятый сразу записывает полученную сумму в свой лицевой счёт. Любой человек имеет право устраиваться на работу к неограниченному числу предпринимателей.

Собственно игра заключается в проведении деловых встреч и переговоров заинтересованных участников, в подготовке и согласовании контрактов, их подписании и оформлении всей финансовой документации (лицевых счетов). Условное время игры – год, реальное – 10-15 минут.

Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быстрого завоевания рынка труда. Но в этом случае они должны платить в фонд социального страхования (фонд помощи безработным) 5-10% своей годовой прибыли. Работники также могут объединяться в ассоциации, профсоюз. В случае безработицы ассоциированные работники получают дополнительное пособие по безработице в размере 30 монет в месяц сверх установленного официального минимума – 50 монет.

Безработным, т.е. тем участникам, которые в течение года не смогли устроиться на работу, не подписали ни одного контракта, выплачивается пособие по безработице в размере 50 монет в месяц на полгода вперед, что составляет сумму 300 монет. Это участник может в течение второго года повысить свой разряд и еще раз попробовать устроиться на работу, подписав контракт с каким-либо предпринимателем. Но для получения пособия по безработице он должен предъявить в банк как минимум два письменных отказа принять его на работу с указанием причин отказа. Этот документ заполняется произвольно, подписывается предпринимателем и является основанием для обращения участника в банк с целью получения пособия по безработице.

Итоги подводятся по следующим показателям.

работодатель

работник

1. Количество работников

1. Какое количество денег заработал

2. Их квалификационный уровень

2. + Деньги, потраченные на обучение

Суммарная прибыль за год:

– сумма месячной прибыли x 12, если принял за год 5 и более работников, то прибыль увеличивается на 10%;

– если сумма прибыли меньше 10000 монет, то предприниматель объявляется банкротом и переводится в категорию “работник”

3. Если заработал 15000 монет, то становится предпринимателем (покупает патент в банке, который стоит 10000 монет)

Рекомендации.

– заготовить визитки “предприниматель”, “работник”;

– подготовить бланки необходимой документации;

– контролировать правильность ведения участниками их финансовой документации. Так, остаток на счету предпринимателя с учетом полученной за год прибыли должен быть больше (или равен) суммы, выданной данным предпринимателем в качестве зарплаты нанятым работникам.

Рефлексия.

  1. Какую роль я исполнял?
  2. Почему я в этой роли?
  3. С какими результатами я пришел к окончанию игры?
  4. Что у меня получилось?
  5. Что не удалось?
  6. Почему?

Литература.

  1. Боголюбов. Обществознание. Москва. 2005.
  2. Прутченков А. Свет мой, зеркальце скажи…Москва. Новая школа. 2001.
  3. Райзберг Б.А. “Введение в экономику”. М.Просвещение. 1995.
  4. Казаков А. “Школьнику о рыночной экономике”. М. Общество “Знание”. 1993.
  5. Куприянов Б.В., М.И.Рожков, И.И. Фришман “Организация и методика проведения игр с подростками”. М. Владос. 2001.
  6. Шебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех. Пермь. Алгос-Пресс. 1998.

Приложение

Каков ваш потенциал владения, управления собственным делом,   самостоятельного ведения бизнеса?

Тест.

В каждом из пунктов найдите то определение ваших качеств, которое, на ваш взгляд, более всего подходит.

1. Инициатива:

а) ищет дополнительные задания, очень искренний;
б) находчив, смекалист при выполнении задания;
в) выполняет необходимый объем работ без указаний руководства;
г) безынициативный, ждет указаний.

2. Отношение к другим:
а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям;
б) приятный в обхождении, вежливый;
в) иногда с ним трудно работать;
г) сварливый и некоммуникабельный.

З. Лидерство:
а) сильный, внушает уверенность и доверие;
б) умело отдает эффективные приказы;
в) ведущий;
г) ведомый.

4. Ответственность:
а) проявляет ответственность при выполнении поручений;
б) соглашается с поручениями, хотя и не без протеста;
в) неохотно соглашается с поручениями;
г) уклоняется от любых поручений.

5. Организаторские способности:
а) очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке;
б) способный организатор;
в) средние организаторские способности;
г) плохой организатор.

6. Решительность:
а) быстрый и точный;
б) основательный и осторожный, осмотрительный;
в) быстрый, но часто делает ошибки;
г) сомневающийся и боязливый.

7. Упорство:
а) целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями;
б) предпринимает постоянные усилия;
в) средний уровень упорства и решимости;
г) почти никакого упорства.

Обработка результатов.

Сравните найденные вами определения ваших качеств с ключом и суммируйте полученные вами баллы.

Ключ.

Определение “а” – 4 балла.
Определение “б” – 3 балла.
Определение “в” – 2 балла.
Определение “г” – 1 балл.

Диагноз.

25-28 баллов – “отлично”;
21-24 балла – очень хорошо;
17-20 баллов – “хорошо”;
13-16 баллов – “средне”;
7-12 баллов – “плохо”.

Если ваши деловые качества оказались средними, а тем более плохими, то вам, видимо, не стоит открывать своё дело. Скорее всего, вы найдете свое призвание, будучи наемным работником.