Открытый урок "Мир красок и мелодий в русских платках"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Мир красок и мелодий в русских платках.

Задание: На цветной бумаге нарисовать угол или средину платка, цветочный узор.

Цель: Через синтез искусств прививать любовь к классическому наследию.

Задачи: Найти общий ритм узора-орнамента в музыке и в рисунке, эстетическое наслаждение музыкой и цветом орнамента в эскизе платка, умение подбирать гармонично сочетающиеся цвета, совершенствовать умение быстро мазками рисовать цветы, умение работать коллективно, прививать любовь к народному творчеству.

Зрительно-слуховой ряд: павлово-посадские платки; схемы узора платков; написаны таблички: ритм, орнамент, орнамент в полосе; музыка Чайковского “Вальс цветов”; выставка детских работ.

Материал: Цветная бумага, кисти, гуашь, салфетки.

Ход урока.

Урок начинается под звуки музыки П.И. Чайковского “Вальс цветов”.

Ребенок читает стихотворение:

Можно всюду, можно всюду,
Всюду, всюду рисовать!
Пальцем на стекле запотелом,
Палкой в поле белом,
Прутиком у моря на песке,
Кисточкой на альбомном листке.

Дети исполняют песню “В мире красок и мелодий” (слова Ибриева) под руководством учителя.

Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас сочинит свой вальс цветов красками.

Посмотрите, ребята, на это великолепье (обращается внимание на развешанные платки). Недалеко от Москвы есть старинный город Павловский Посад. Этот город знаменит тем, что издавна делают здесь удивительной красоты платки. В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания.

Нарядный платок сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сегодня. Павловские платки известны и в других странах, потому что они необыкновенно нарядные, веселые. По черному, красному, зеленому, белому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще – букеты и даже гирлянды. Из каких цветов? (вопрос к детям) – роз, георгинов, пионов, лилий, ромашек, колокольчиков. В ярких рисунках иногда сочетается до 40 красок. Такой платок, будто сказочная поляна с цветами. Конечно же питает фантазию художника Матушка Природа. Глаз художника подмечает красоту каждого цветка, лепестка, листика, веточки.

Платок – квадратный, и особенно нарядно у платков бывает украшен угол, ниспадающий на спину – ведь именно он хорошо виден (показать схему – букеты по углам).

А иногда самый яркий и крупный букет помещают в центре, а по краям – узорчатая кайма. Орнамент в кайме ритмично повторяется.

Рассматриваем другие схемы (отвечают дети).

Учитель (вопрос к детям): Рисуя свой платок, ребята, вы будете использовать тот или иной орнамент из цветов. Вам это слово знакомо?

А музыкален ли орнамент? Давайте ответим на этот вопрос.

Учитель: Вы знаете, что в музыке всегда присутствует ритм (чередование разных по длительности звуков).

Ритм есть и в орнаменте, посмотрите, и вы увидите, как отдельные элементы орнамента ритмично повторяются.

Сейчас мы попробуем превратить в ритм рисунки нескольких орнаментов. Для этого каждый элемент орнамента обозначим конкретной музыкальной длительностью.

Давайте повторим длительности нот: (целая, половинная, четвертная, восьмая). Молодцы. Одинаковые элементы должны заменяться повторными длительностями. Прохлопаем ритм-рисунок, который у нас получился.

Такое задание вы можете выполнять и дома, развивая в себе чувства ритма.

Теперь мы, изображая платки, слышим ритм музыки в рисунке.

Сегодня вы нарисуете не полностью платок, а лишь фрагмент – это угол или средина платка.

Практическая работа.

Во время практической проводится индивидуальная работа с детьми (под музыку Вивальди “Вальс цветов”).

Итог урока.

Художник всегда знает, для кого он делает платок, кого он хочет украсить. Работы, выполненные вами, ребята, радуют глаз гармонией цвета, красотой цветов – от них веет свежестью, ощущением легкого ветра или прозрачной волны. Оформляем выставку по окончании практической.

Глядя на великолепье ваших работ, сердце наполняется восторгом и радостью.

Такие же ощущения испытываешь, когда слушаешь Вальс П.И. Чайковского. Знаете ли вы, что П.И.Чайковский очень любил танцевать и в те времена королем танцев считался именно вальс. Любовь к нему Чайковский сохранил на всю жизнь.

Мы видим, что сегодня каждому из вас удалось сочинить свой вальс цветов, и пусть он сейчас прозвучит, перенося нас в мир счастья и красоты.

Группа девочек танцует “Вальс цветов”, в руках у них цветы. Этот танец и выставка детских работ – итог урока.