Урок в 8-м классе по теме: "Почвы"

Разделы: География


Класс: 8 “Б”

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать знания о почве, ее составе, основных типах почв и их распространении на территории России.
  • Развивающая: развивать научно-познавательную деятельность при обработке материала и постановке опытов; развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени; развивать познавательный интерес к географии, формировать умения работы с дополнительными источниками информации.
  • Воспитывающая: формировать навыки самостоятельной работы учащихся, развитие познавательных и творческих способностей

Оборудование: почвенная карта России; учебник И.И.Бариновой “География России. Природа” - 8 класс; атласы, статьи: “В.В.Докучаев”, “Образование почв”, “Какие бывают почвы”, “Механический состав почв”. Инструктивные карточки, дополнительный материал, тетради, ручки, карандаши, маркеры. В лотках: образцы почв для каждой группы учащихся, стаканы с водой, салфетки.

Ход урока

Орг. момент (1 мин.)

Сегодня у нас урок изучения нового материала, но с опорой на базу знаний 6 – 7 класса.

Тема сегодняшнего урока: “Почвы. Состав почв. Основные типы почв и их распространение на территории России”.

Прежде, чем приступить к работе, вспомните: Что такое почва?

( Рыхлый, верхний слой земли, на котором растут растения)

Какие типы почв мы рассматривали в курсе 7 класса? (Красно-желтые, красно-бурые ферраллитные почвы, называют их так по цвету)

Сегодня мы изучаем почвы нашей страны, но работу вы будете проводить самостоятельно, согласно инструктивным карточкам. Это ваша исследовательская работа, после которой целью вашей работы и всего урока будет - знание основных типов почв, условий, в которых они образуются, различий по механическому составу и структуре, закономерностей их размещения.

Вы распределились на группы по желанию. Выберите капитана группы для четкой работы всей команды.

Читаем задания инструктивной карточки №1 и №2 и заполняем схемы на рабочих листах. Время – 3 минуты.

(Инструктивные карточки смотри в приложении)

Почвообразующие факторы: (учащиеся оформляют маркерами на листах). 1 мин.

Примерные ответы:

1) (Рельеф)

2) (Материнская порода)

3) (Климат)

4) (Грунтовые воды)

5) (Растения)

6) (Животные)

7) (Время)

8) (Деятельность человека)

Работы крепим магнитами на доску.

Заслуги В.В.Докучаева:

У каждой группы свое количество заслуг.

Первая группа отчитывается. Группы сравнивают и анализируют, у кого полнее по содержанию заполнены схемы. Учитель подводит промежуточный итог. (3 мин.)

Почвенный профиль. Читаем определение почвенного профиля на экране (слайд) (использование мультимедийного проектора), смотрим на схему почвенного профиля, слушаем информацию о почвенном профиле из мультимедиауроков Кирилла и Мефодия – 8 класс – (Виртуальная школа) (1 мин.)

Каждая группа, используя инструктивную карточку, учебник (стр.91)характеризует свой почвенный горизонт устно и схематично.

На работу отводится 2 минуты.

По ходу отчета групп, им задаются вопросы участниками других групп. Время -4 минуты

Типы почв. Смотрим на экран (слайд): (1 мин)

Каждая группа самостоятельно проводит исследование образцов почв, лежащих на ваших столах. Время работы 4 минуты.

1) Сначала измеряем диаметр комочков.

2) Образец почвы смачиваем до консистенции теста и разминаем. Затем скатываем на ладони в шнур толщиной 3 мм, свертываем в кольцо. Каждая группа делает вывод, исходя из предложенных вариантов:

а) если шнур не образуется – почва песчаная

б) если он формируется неустойчиво – почва супесчаная

в) если распадается на дольки – почва легкосуглинистая

г) если при свертывании в кольцо разламывается – почва среднесуглинистая

д) если только трескается – тяжелосуглинистая

е) если трещин не образуется – почва глинистая

Каждая группа проводит отчет о проделанной работе. (4 минут)

Выпишите из почвенной карты атласа, как проходит чередование почв на территории России, при движении с севера на юг. На работу 2 минуты.

Выписывают на рабочий лист.

Сравниваем с готовым результатом на экране:

1. Арктические
2.Тундрово-глеевые
3. Подзолистые
4. Дерново-подзолистые
5.Серые и бурые лесные
6. Черноземные
7. Каштановые
8. Бурые полупустынные
9. Горные почвы

Работу той группы, у которой больше всех совпадений, т.е. правильных ответов – крепим на доску, и озвучивает результат сама группа. (2 минуты)

Используя учебник, дополнительный материал, атласы, каждая группа работает над характеристикой своих почв. Время работы 3мин.

  • 1 группа – Подзолистые почвы
  • 2 группа – почвы Тундрово-глеевые
  • 3 группа – почвы Серые лесные
  • 4 группа – Черноземные почвы

 План:

1) Где распространены

2) Тип растительности

3) Климат

4) Количество перегноя. Плодородны или нет

5) Схематичный рисунок

Группы ответьте: “Можно ли, по вашему мнению, определить степень плодородия почвы? Если да, то как?” (1 мин.)

Итак, подводим итог урока, возвращаясь к нашим целям (3 минуты)

На ваших столах лежат разноцветные звездочки, поднимите, пожалуйста, желтые звездочки те, кто сразу может ответить полно на вопрос: Что такое почва? Есть желающие отвечать? (Капитаны команд считают количество звездочек)

1. Отвечаем на вопросы согласно целям.

1) Почва – это …

Поднимите, пожалуйста, синие звездочки те, кто сразу может ответить полно на вопросы:

2) Назовите основные типы почв России.

Поднимите, пожалуйста, красные звездочки те, кто сразу может ответить полно на вопрос:

3) Различие почв по механическому составу и структуре.

4) Перечислите почвообразующие факторы.

Капитаны групп выставляют оценки, учитывая работу каждого члена группы с комментариями.(2 минуты)

Домашнее задание: (1 минута) те, кто поднимал желтые звездочки – прорабатывают параграф 15; те, кто поднимал синие звездочки – отвечают письменно на 3 вопрос в конце параграфа 15; те, кто поднимал красные звездочки - составляют алгоритм создания почвы искусственным путем.