Литература
-
Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007
Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Библейские сюжеты в произведениях живописи 2007
Урок завершает разговор о Библии в среднем (в несколько измененном виде) и старшем звене. Также он может быть проведен в рамках курса "Мировая художественная культура" (с акцентами на "искусствоведах").
-
"…Раскаянье мое благослови!" А.С. Пушкин и религия 2007
Урок-лекция по литературе в 9-м классе. Путь А.С. Пушкина к вере от "афеизма" через сомнения, искания на основе его стихов "Пророк", "Дар напрасный, дар случайный...","Бесы", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Памятник" представлен на уроке-лекции. Материал можно при желании расширить за счет выступлений учащихся с более подробным анализом этих стихотворений.
-
Урок литературы по теме "Былина в устном народном творчестве". 7-й класс 2007
Урок литературы в 7-м классе расширяет представления учащихся о былинах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Пусть душа останется чиста!" (К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова) 2007
Данный материал, составленный из стихов, воспоминаний о поэте, представляет собой обзор жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова.
-
Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося 2007
Тысячи людей верят в миф, будто без гуманитарных ценностей можно построить стабильное государство. Увы... Жизнь доказывает обратное: как только ослабевает внимание к гуманитарным ценностям, никакие экономические рычаги не помогают в разрешении социальных кризисов. Отсюда и вытекает, что даже в профессиональных учебных заведениях предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны: через них в учащихся формируется и укрепляется человеческое начало. Формировать нравственное отношение к себе, к окружающему миру - чрезвычайно сложная задача, которую в силу своего жизненного и профессионального опыта решают преподаватели литературы, истории и обществоведческих дисциплин на бинарных уроках литературы и истории, литературы и химии.
-
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2007
Предлагаемый вниманию учителей урок по рассказу А.П. Чехова "Ионыч" составлен с использованием диалога. Урок-диалог дает возможность каждому ученику не думать одинаково, думать не так, как все. Данный урок может быть использован в 10-м классе как возможный вариант анализа рассказа после самостоятельного знакомства обучающихся с текстом произведения.
-
Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века 2007
Проблема портрета недостаточно разработана в литературоведении применительно к стилю Бунина. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при изучении творчества Бунина, его роли в словесном искусстве на уроках в старших классах и внеклассных занятиях, посвящённых Бунину и проблемам развития реалистической поэтики в XX в.
-
Разучиваем стихотворения С.Есенина "Заколдован неведимкой…" 2007
Во вводной части занятия описана беседа с детьми по картине К.Юона "Зимнее солнце". В основной части занятия описана работа над разучиванием стихотворения С.Есенина "Заколдован невидимкой...". В заключительной части описана игра с кубиками Зайцева Н.
-
Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка"" 2007
В данных материалах представлен конспект урока, посвящённого творчеству одного из самых эпатажных поэтов Серебряного века, который, однако, "тем хорош, что он не то, что думает о нём толпа пустая". Анализ лирической миниатюры И.Северянина позволяет сделать вывод о неожиданных сторонах его личности: ранимости, искренности, доброте. Урок интересен необычными формами и приёмами работы (использование цветовых сигнальных карточек, игра в лексическое лото и др.). Любовь к поэзии учитель стремится формировать и через обращение к межпредметным связям.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" 2007
Данный урок литературы целесообразно проводить, на мой взгляд, после знакомства с Библией, когда прочитаны притчи о блудном сыне, о добром самарянине, учащиеся познакомились с историей рождения Христа. Урок требует предварительной подготовки.
-
Урок-беседа с элементами диспута на тему: "Нравственные искания Андрея Болконского" 2007
Тип урока - беседа с элементами дискуссии. Урок предполагает учет личностных характеристик учащихся, поэтому перед беседой-дискуссией учащимся предлагаются задания по выбору: работа с текстами, сочинение-эссе, участие в беседе-дискуссии. Диалог способствует активизации деятельности учащихся. Дети отвечают на те вопросы, которые лучше знают, приобретая опыт выступлений.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.
-
Мифы древних славян - основа обрядов россиян 2007
Слово "культура" происходит от слова "культ", что означает - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком, потому что нами забыто прошлое, мы не знаем народных традиций. Мы с вами можем долго и увлекательно говорить о мифах Древней Греции, а свои, славянские мифы забыли. Мы читали славянские мифы с названием месяцев ведического года, представляли славянских богов в рисунках. Сегодня мы подводим итог изучения славянских мифов.
-
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", глава "Вожатый". 9-й класс 2007
В системе уроков по анализу текста романа этот урок - второй. На первом уроке ученики рассмотрели особенности жанра романа, составили первое представление о Петре Гриневе, главном герое романа. На втором уроке ученики закрепляют навыки выделения "поворотных" сюжетных событий, определяющих судьбу героя. Работа над текстом романа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста романа уделяется теме чести и милосердия. "Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Таким образом, размышления над судьбой Петра Гринева становится для учеников путем поиска смысла жизни и духовного самоопределения.
-
Урок русской литературы в 11-м классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина 2007
В последнее время интерес к литературе постепенно утрачивается. Наша цель - возвращение интереса к литературе, чтению в целом. Чтобы вызвать интерес, не зацикливаться на одной беседе, следует больше проводить нетрадиционные уроки. Наряду с различными видами нетрадиционных форм урока мы используем и клубную работу. Детям особенно полюбился клуб "Брeйн-ринг".
-
Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" 2007
Главный образ в стихотворении - образ кольца. Это "овеществление" сложных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Их взаимоотношения помещены в контекст жизни природы, в ее катастрофы, каковой воспринимается поэтессой и кольцевание чаек. В этом замечательном, изящном и трагичном стихотворении, полном сложных подтекстовых смыслов, рождается образ женщины-птицы. Судьба ее надломлена, но не безысходна. В ней зреют силы, которые позволят ей разорвать оковы и обрести внутреннюю свободу. Это стихотворение Маргариты Константиновны Агашиной - значительный вклад в русскую любовную лирику двадцатого столетия.
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "Приглашение к путешествию" (По творчеству казанского поэта Эмира Шабашвили 2007
Составление учебных программ и их корректирование с введением национально-регионального компонента базируется на литературно-краеведческом материале, что способствует обогащению содержания образования, делая его живым, доступным, интересным. Предлагаемый урок - знакомство с творчеством одного из казанских поэтов, Эмира Шабашвили, способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.
-
Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007
Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Конспект урока литературы в 7-м классе (внеклассное чтение). Рассказ А.Платонова "Юшка" 2007
Составители программы в этом классе особое внимание уделяют проблеме рода и жанра. Признавая важность этой проблемы, хочется сказать, что это прежде всего знания для ума, а не для сердца. Подростки в этом возрасте вступают в сложный мир человеческих взаимоотношений, ставят перед собой и решают "вечные вопросы". Кроме того, они все еще учатся читать, работать по принципу "медленного чтения", повышают технику чтения.
-
Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" 2007
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Так, на уроке по рассказу Л.Н. Толстого по теме "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" мы стремились помочь учащимся понять писательский замысел и особенности рассказа, познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения, воспитать милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку на тему: "Интерпретация художественного текста перевода трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" 2007
Конспект интегрированного урока (литература + английский язык) "Работа с первоисточником текста "Ромео и Джульетта" У.Шекспира".
-
Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007
Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.
-
"Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс 2007
Урок литературы для 9-го класса. Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов, как видится, способствуют создание проблемной ситуации на уроке, а также работа в группах.
-
Урок литературы "Вокруг тебя — мир". Внеклассное чтение. 8-й класс 2007
<p>Урок внеклассного чтения "Вокруг тебя – мир…" (литература, 8-й класс) по теме "В пределах допустимого" по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна" разработан с применением технологии нейролингвистического программирования. Цель урока – привлечение внимания учащихся к проблеме выбора допустимых средств на пути достижения цели.</p>
-
Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007
Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.
-
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.." 2007
Размышляя над тем, каким должен быть урок, мы остановились на использовании мультимедийного слайд-шоу. "Озвучили" слайды "голосами" Марины Цветаевой, её родителей, друзей, детей, поэтов. Сделали попытку оживить лица, глаза всех этих людей, объяснить, что скрывается за их взглядами и улыбками. Текст монтажа не является коллажем цитат. Все, что говорится на этом уроке, несет в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд.