Логопедия
-
Комплексное логопедическое фронтальное занятие "Зима. Звуки [х], [х']. Буква Х" 2011
Цели занятия: познакомить детей с буквой Х; учить характеризовать звуки Х-Х’ с опорой на акустические и артикуляционные признаки; расширять и углублять представления детей о зиме, признаках и приметах зимы; развивать фонематические представления. Данное занятие может быть использовано в работе учителей-логопедов с детьми, с общим недоразвитием речи 2-го года обучения.
-
Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста 2011
При ежегодном обследовании речи детей средних групп обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, чтобы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий – проект, способствующий решению данной проблемы.
-
Нетрадиционное логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР 2011
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
-
Ферма. Сценарий логопедического занятия 2011
В статье описывается открытый урок – сценарий логопедического занятия для учащихся младших классов. В основу сценария положено стихотворение Б.В. Заходера "Дырки в сыре". Урок включает в себя игры и упражнения для развития речи, пространственных представлений, сенсорных функций, моторики, особенно речевой моторики. В процессе урока активизируется и познавательная деятельность учеников – их мышление, память и внимание.
-
Разнообразие звуков окружающего мира 2011
Логопедическое занятие разработано в рамках интегрирования УМК "Учусь учиться" Дзятковской Е.Н. в учебные предметы в процессе экологизации образовательного процесса. Учитель знакомит учащихся с речевыми и неречевыми звуками. Ребята сравнивают источники звуков, находят отличия. Используются разнообразные звуки: природные, музыкальные, технические, человеческий голос. Проводится экспериментирование со звуками, их имитация.
-
Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи в средней группе 2011
Обучение дошкольников 4-летнего возраста авторы проводят в игровой форме. Занимательные игры и упражнения способствуют развитию мышления, воображения, памяти. Цель занятий – привлечь внимание ребенка к звукам речи, заинтересовать его, помочь ему в усвоении материала.
-
Интегрированный урок (русский язык + логопедия) в 4-м классе по теме "Знатоки русского языка" (урок-повторение) 2011
Учащиеся повторяют части речи (глагол, прилагательное, существительное); закрепляется правописание безударных гласных в корне слова; расширяется словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Осень»; совершенствуются навыки составления распространенных предложений.
-
"Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи" 2011
В статье говорится о том, что творческие способности актуализируются лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Также рассматриваются условия и приемы, необходимые для их формирования.
-
Викторина "Азбука – к мудрости ступенька" 2011
Конспект развлечения в подготовительной логопедической группе с детьми ОНР. Материал способствует подготовке детей к обучению в школе, развитию связной речи, фонематического восприятия, памяти, умению рассуждать и работать в коллективе.
-
Игра "Умники и умницы". Твердые и мягкие согласные звуки. 2-й класс 2011
Опыт проведения игр с четкими правилами, какой является, в частности, игра «Умники и умницы», помогают развить кратковременную и долговременную память, расширить словарный запас школьников. По итогам игры проходит награждение дипломами «Лучшему агонисту», что, безусловно, привлекает детей и повышает мотивацию.
-
Логопедическое занятие "Дикие животные. Медведь" 2011
Логопедическое занятие по развитию речи разработано для учащихся 3-го класса коррекционной школы VIII вида. Цель занятия – воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе, закрепить знания о них. К занятию прилагается презентация, которая знакомит детей с увлекательными сведениями из жизни дикого животного, рассказывает о внешнем виде и его повадках.
-
Дифференциация букв "n" и "m" в слогах, словах и предложениях. 2-й класс 2011
Занятие рекомендуется для учащихся 2-го класса, имеющих нарушение письменной речи из-за смешения оптически сходных букв. Занятие включает в себя задания, развивающие зрительно-слуховые и слухо-моторные координации, а также игры и упражнения, направленные на развитие звукового и слогового анализа, расширение и активизацию словаря по теме "Профессии".
-
Дифференциация [с] – [з] в связных текстах. 2-й класс 2011
Занятие включает в себя формы работы по дифференциации согласных [с]–[з] и применению данных звуков и букв в связной речи. Подбор речевого материала, устная и письменная форма выполнения упражнений помогает учащимся в закреплении знаний и развитии у них практических речевых умений. Коллективная работа с текстом формирует умения строить текст из предложений, определять тему текста, основную мысль.
-
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи 2011
Предложены задания и упражнения, которые могут быть успешно использованы логопедами и учителями начальных классов, а также родителями для развития мелкой моторики пальцев рук.
-
Дифференциация звуков [ч] – [щ]. Групповое занятие с учащимися 1-го класса с ОНР 2011
Первое в тематике занятий по дифференциации звуков [ч}–{щ]. Оно направлено на совершенствование навыков дифференциации звуков через представленные задания.
-
Развитие речи у детей с различными нарушениями через кружковую работу по театрализованной деятельности 2011
В работе используются различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из них является кружковая работа по театрализованной деятельности, которая способствует коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
-
Конспект логопедического развлечения на материале славянской мифологии "Сретенье – встреча зимы и весны" (старшая группа) 2011
Цель урока – корригирование звукопроизношения и развитие эмоционально-волевой сферы посредством логопедического развлечения на материале славянской мифологии. У учащихся развивается умение выразительно читать стихи, развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. Укрепляются мышцы губ и языка. В процессе тренировки развивается речевое диафрагмальное дыхание, просодия и модуляция голоса.
-
Дифференциация звуков [с] – [з] 2011
Урок учит детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы включает постепенную, последовательную дифференциацию смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и в самостоятельной речи. На занятиях необходимо учитывать дефекты речи у детей и их личностные качества.
-
Дифференциация твердого и мягкого звуков [л] – [л'] 2011
В Центре социальной помощи семье и детям у многих детей наблюдаются множественные нарушения речи (пропуски, замены, смешения), в частности звук [Л] заменяется на [У]. После того как звук поставлен, его необходимо закрепить. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. При правильной организации логопедической работы достигается положительный эффект.
-
Логопедическое занятие в старшей группе "Транспорт" 2011
Цель урока: активизировать словарь, грамматическую сторону речи детей по лексической теме "Транспорт". Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде; учить образовывать уменьшительно-ласкательную и увеличительную формы прилагательного с существительным; учить образовывать слова с противоположным значением; закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным с помощью приставок в-, вы-, с-, под-, при-, пере-, от-.
-
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР путем использования работы с закрытой картинкой 2011
Овладению диалогической формой речи способствует работа с закрытой картинкой. Речь детей оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения. В ходе работы по закрытому объекту пополняется словарный запас детей, у них развивается разговорная речь и вырабатывается умение устно описывать предмет или содержание картинки. Также формируется умение ориентироваться в пространстве, развивается память.
-
Рабочая программа по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты "Мир детства" 2011
Программа коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты "Мир детства" составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии, с учетом требований Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
-
Автоматизация звука [ш] в слогах 2011
Логопедическое занятие с использованием элементов логоритмики. Разнообразные игровые задания позволяют удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. В дополнение к материалу представлен проект занятия.
-
Логопедическое занятие "Происшествие в осеннем лесу" 2011
Логопедическое занятие в старшей группе детского сада. Основной целью занятия является обогащение эмоционально-оценочной лексики детей: упражнение в подборе слов-оценок, синонимов к заданному слову. Воспитание эмпатии по отношению к диким животным.
-
Конспект занятия по дифференциации звуков [р] и [л] 2011
Занятие на школьном логопункте проводится с целью различения на слух и на письме данных звуков в словах, словосочетаниях и предложениях. В процессе занятия логопед работает над совершенствованием навыков звуко-буквенного анализа, упражняет учащихся в делении слов на слоги, в умении работать с деформированной фразой, тренирует вербальную память, развивает словесно-логическое мышление.
-
Планирование работы учителя-логопеда с родителями в подготовительной логопедической группе 2011
В статье представлена систематическая, последовательная, разнообразная работа с родителями, которая включает их в коррекционно-педагогический процесс и делает их его участниками, что приводит к более высокому уровню педагогической осведомленности родителей, а следовательно, и у детей повышается уровень речевого развития.
-
Моя семья. Игровая форма занятия 2011
В занятии раскрываются индивидуальные особенности детей в процессе семейного воспитания. В процессе игры-занятия используются упражнения на расширение словарного запаса и накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, с различными способами образования. Дети, имеющие какие-либо нарушения в устной и письменной речи, с трудом образуют новые слова, а на примере семьи это удается легче.
-
Сформированность фонематического восприятия – основа эффективной коррекционной работы 2011
Предлагаемое пособие создано с целью привлечения родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи. Предложенные задания в пособии направлены на формирование фонематического восприятия, логического мышления, развития мелкой моторики рук, развитие связной речи. Логопедические домашние задания для детей 5–6 лет могут быть использованы логопедами, родителями и воспитателями.
-
Наглядное моделирование в работе логопеда деткого сда. Пособие "Волшебный стол" 2011
В статье кратко описывается метод наглядного моделирования, этапы работы с моделью, преимущества этого метода. Кроме того, дается описание пособия «Волшебный стол», созданного на основе этого метода работы, приводится графическое изображение всех моделей, задействованных в этом пособии.
-
Творческий подход к коррекции речи дошкольников с ОНР с условиях интеграции 2011
Статья посвящена творческому подходу к коррекции речи дошкольников с ОНР в условиях интеграции. Работая в условиях интеграции, учитель старается тесно сотрудничать со всеми педагогами, участвующими в коррекционной работе с детьми речевых групп.