Конспект урока по математике для 1-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

познавательные:

а) познакомить учащихся с составной задачей в 2 действия и оформлением записи её решения;
б) формировать навык решения простых задач;
в) совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100;

развивающие:

а) формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; выдвигать гипотезы и предположения;
б) проводить наблюдения, преобразовывать условия задачи;
в) тренировать память, мышление, воображение;

воспитательные:

а) воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе;
б) воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности: увлечённость, сообразительность, инициативность, самостоятельность.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.

2.Проверка домашнего задания: с. 55 № 5 ( учебник Моро для 1класса)

-У кого примеры, заданные на дом, вызвали затруднения?

- Давайте постараемся решить аналогичные примеры, записанные на доске. Игра “Найди пример”.

На доске запись:

1) 17 – 10 – р 2) 16 – 10 – е 3) 10 + 8 – л
7) 14 – 1 - г 5) 18 + 1 - а 2) 9 – 3 - е
1) 2 + 10 – м 6) 15 – 5 -т 8) 12 – 0 - м

- Отвечайте на мои вопросы, поставьте под числа нужные буквы и прочитайте слово:

10

6

18

6

13

7

19

12

12

19

Т

е

л

е

г

р

а

м

м

а

  • Найдите пример, в ответе которого только десятки;
  • пример, в ответе которого однозначное число;
  • ответ-1десяток и 8 единиц;
  • уменьшите 10 на 3 и найдите пример с таким ответом;
  • в ответе какого примера не хватает 1единицы до 2 десятков;
  • на сколько 20>10?, найдите пример с таким ответом;
  • найдите пример, где вычитаемое 1 и решите;
  • в каком примере уменьшаемое = разности.

Какое слово у вас получилось? (Телеграмма).

-Правильно, к нам на урок пришла телеграмма.

(Учитель читает текст телеграммы: “Дорогие первоклассники! Будьте внимательны, вас ждут новые задачи”).

Подготовка к новой теме.

-Прежде чем приступить к решению новых задач, нужно потренироваться решать их устно. ( Приготовили вееры с цифрами.)

1) Настя прочитала 12 сказок, а Ваня 3. Сколько сказок прочитали они вместе?

-Измените вопрос так, чтобы она решалась вычитанием.

2) В 1 классе Лена израсходовала 9 тетрадей в клетку, а во 2 классе на 7 тетрадей больше. Сколько тетрадей израсходовала Лена во 2 классе?

-Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась так: 9 – 7.

Работа над новой темой.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием, а теперь будем решать задачи, написанные на доске:

-Решите устно:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке? 2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

1) 10 – 3 = 7(ш.)

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

2) 10 + 7 = 17(ш).

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

10 + (10 – 3) = 17

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

Физкультминутка.

1,2,3,4,5 - все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше-
И легко-легко подышим.(пауза)
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.56 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный? Обведите его.

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Поднимите красный светофор те ребята, которые научились решать составные задачи, а зелёный те, кто ещё не уверен в себе. Решать такие задачи мы продолжим на следующих уроках.

Диагностика.

На доске записаны четыре выражения:

1) 6 + 3 3) 6 + (6 + 3)
2) 6 – 3 4) 6 + (6 – 3)

-Я буду читать вам условия задач. Вы должны определить, какое из выражений является решением каждой задачи и записать номер выражения.

Задачи:1) На поляне растёт 6 сосен, а елей на 3 дерева меньше. Сколько елей растёт на поляне? (2)

Задача записана на доске.

2)Для украшения ёлки дети сделали 6 снежинок, а фонариков на 3 больше. Сколько всего игрушек сделали ребята?(3)

-Что обозначает выражение (6 + 3), а выражение 6 + (6 + 3)?

Проверка. (2, 3).

-Кто попробует сам составить задачу, которая решалась бы так: 6 + 3.

-А теперь задачу, у которой решение – 6 + (6 – 3).

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

Домашнее задание.

-На дом я предлагаю творческое задание. Каждый из вас должен придумать составную задачу, т. е. задачу, которая решается двумя действиями.