Возможности педагогической технологии "Дебаты"

Разделы: Общепедагогические технологии


Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.

Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи.

В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.

“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.

Новая педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.

Дебаты предполагают:

  • Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
  • Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
  • Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:

  • при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
  • в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
  • дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
  • для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке; установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение.

При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:

  • учитель сам создает группы, распределяет роли;
  • учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
  • перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
  • в группу можно объединить соседей по партам и ли по рядам;

Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы урока требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе урока.

Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры.

Данный формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-имитирующей игры. В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль. Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию. Примером могут служить споры о корпускулярной и волновой природе света, о классической и релятивистской динамики.

“Модифицированные” дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся.

Разновидностью модифицированных дебатов можно считать “экспресс – дебаты”. В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов можно рассматривать как элемент “обратной связи”, закрепление учебного материала или форма активизации познавательной деятельности.

Примером использования “экспресс-дебатов” может служить урок по теме “Электрический ток в вакууме”, проведенный мною. После изучения материала о применении электронно-лучевых трубок учащимся было предложено задание: “Я хочу купить новый телевизор. Приведите аргументы, поддерживающие и критикующие мое желание купить телевизор с вакуумным кинескопом”. Класс разделили на три команды (по желанию), которые должны были дать характеристику вакуумных, плазменных и жидкокристаллических телевизоров. На следующем уроке, во время опроса из групп заслушали аргументы “за” и “против” каждого телевизора. Остальные учащиеся дополняли ответы спикеров каждой группы. Группа экспертов из 3 человек оценивали ответы.

Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностною значимость учебного материала. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания учащихся, они развивают свои исследовательские навыки, рефлексивное мышление, творческие способности, ценностные ориентации. Учащиеся сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений.

Разработан также урок модифицированных дебатов в 11-м классе по теме: “Свет это поток частиц”, который был напечатан в сборнике фестиваля педагогических идей в 2010 году. Организация “модифицированных” дебатов допускает некоторые изменения правил, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории, организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время игры, группа экспертов осуществляет функции судейства, вырабатывает компромиссное решение, когда это необходимо для реализации учебных целей. Основными этапами организации учебного процесса на основе использования методики дебатов являются: ориентация (выбор темы); подготовка к проведению; проведение дебатов; обсуждение игры. Предлагаю презентацию по педагогической технологии “Дебаты”.

Приложение 1

Литература

  1. Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2007.
  2. Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.