Познавательно-развлекательная игра "Времена года"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Уточнить представления  о временах года, учить выделять характерные признаки времен года.
  • Развивать внимание,память, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, экран, выставка рисунков, таблички с именами детей, искусственная грядка, пенечки, КАРТОЧКИ С изображением клубники, орешки, моркови, свеклы, грибочки, , головные уборы, нарядные  костюмы для времен года.

Форма: урок-путешествие.

Презентация

Правила игры

В игре участвуют 2 команды: ученики с 1А класса и ученики с 1Б класса.
Заранее готовлю карточки с изображением  орешка и клубнички. Ученики подходят к столу берут картинки (они лежат с обратной стороной). Взял картинки с изображением клубнички садится за стол где есть название команды “Клубнички”, взял картинку с изображением  орешка, садится за стол где есть название команды “Орешки”. Команды определились. В команде по 10 учеников. Ученики смешались, получилось смешанная команда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, давайте приветствуем  друг-друга, посмотрели друг на друга улыбнулись.

2. Сообщение цели занятий

Хорошо ребята, слушайте условие игры, я вам расскажу, что за игра вас ждет. Сегодня участвуют 2 команды: “Клубнички” и «Орешки”. К нам еще пришли гости: 2 ежика, а уважаемое жюри будет оценивать вашу игру, Еще кто к нам придёт, узнаем во время игры. Мы с вами отправимся в удивительное путешествие. По пути вы соберете “Орешки" и «Клубники" и вы их подарите ежикам, в конце игры жюри посчитает, какой ежик собрал больше урожай. Вы должны будете по пути отгадывать загадки. Угадал, поднимаешь табличку своим именем и отвечаешь, а с места кричать нельзя.
Раз, два, три игра начинается, будьте внимательны, отправляемся в путешествие. На экране появляется первая подсказка.

“Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры”.

– Ребята, догадались? Да отправляемся в путешествие к Временам года.

Ежегодно приходят к нам гости;
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Зима, весна, лето, осень).

3. Первый конкурс

На экране появляется текст.

Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звездная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал никому таких не вырисовать Ай да Мороз! Ходит мороз: то в стену стукнет, то по воротам щелкнет, то отряхнет иней с березы и вспугнет задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдет на реку, стукнет по льду, станет звезды считать, а звезды лучистые – золотая озимь.

– Ребята, о каком времени года рассказывается в этом тексте? (О зиме). Значить кто к нам в гости придет? (Зима)

Появляется ученица в костюме Зимы.

– Молодцы (команды, ответившие правильно получают "орешки" или "клубнички", магнитиком закрепляем их к ёжикам). Посмотрите ребята, как радуются ёжики, они получили первые призы. А теперь ребята "Гостья-Зима" будет вам загадывать свои загадки.

1. Отгадайте: кто идет,
Падает, кружится,
На поля, на огород,
На дома ложится? (Снег)

2. Наш дом украсила она,
огнями вся озарена.
С ней вместе радостней, светлей.
Мы Новый год встречаем с ней. (Ёлка)

3. Оседлал их как коня,
И с горы лечу.
"Не догоните меня!"–
Друзьям я кричу. (Санки)

4. Мы двоём катали ком,
Шляпа старая в нем.
Нос приделали, и вот.
Получился... (снеговик)

5. Снег на полях,
Лед на реках 
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

6. С небо падает белое пшено:
Ни курица не клюет,
Ни человек жует,
А солнце съедает. (Снег)

7. Году конец и начало зиме!.
Вот так загадку задали мне!
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в ... (декабре)

8. Льдинками звенящая,
Вьюгами свистящая,
За носы кусальная,
Ветром продувальная –
Заходи, кума –
Тетушка... (зима)

9. По счету первым он идет,
С него начнется новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! написано – ... (январь)

10. Я как песчинка, мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а с воздуха летаю;
Как пух, лежу я на полях,
Как алмаз, блещу при солнечных лучах. (Снег)

11. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – ... (февраль)

– Молодцы ребята. Жюри будет подводит итоги, а для вас маленькая разминка слушайте стихотворение.

.Средь мрачной ночи, невидимкой,
Надолго в гости к нам сама.
Пришла неведомой тропинкой.
Царица холода – ... (зима)
Из горностая всем на диво.
Надела шапки на дома.
И деловито, и красива,
Неутомимая – ... (зима).

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (руки вверх вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром, (имитируют движения руками)
Я мороза не боюсь, (шагают на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопают в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз, (приседают)
Тронет руку, тронет нос (показывают руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопают в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

12. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

– Молодцы ребята с загадками вы справились, а теперь давайте посмотрим кто из вас самый ловкий.

Что за звездочки сквозные,
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)

4. Игровая разминка

Гостья Зима  потеряла своих снежинок. Ей пора с вами прощаться, а она без них не может уйти, давайте ей поможем.

2 участника из команды выходят вперед и по команде собирают снежинки под музыку. Звучит музыка песня "Новогодние игрушки" Хоралов Аркадий.
Подводится итог, кто больше собрал снежинок? Какая команда правильно угадала все загадки.

– Первая часть игры закончилась, жюри подводит итог.

5. Интеллектуальный конкурс

На экране появляется второй текст.

Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнышко.
Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи. Торопятся поправлять свои растрепанные старые гнезда.
Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Стройными косяками летят. Тянутся с юга гуси; показались первые журавли.
На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки.
А над поляной, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

– Ребята скажите, пожалуйста, какое время года описывается в тексте? (Весна).

Появляется Весна-красавица.

 1. Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

2. Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

3. Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения” полна”,
Зовут меня … (весна).

4. Река ревет
И разламывает лед
В домик свой скворец вернулся
Ив лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (Апрель)

5. Снова птицы летят издалека,
К берегам,  расторгающих лед,
Солнце теплое ходит высоко,
И душистого ландыша ждет. (Весна)

6. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
Белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет.Угадай,
Что за месяц это? (Май)

7. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет. Тает,
Грач горластый прилетает,
Что за время? кто знает? (Весна)

8. Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей,
Угадайте кто это? (Птицы)

9. Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Птицы пропели: «Вить гнезда пора".
Когда все это происходит? (Весной).

10. Весна идет.
Пусть метель во всю метет,
Знаю я: (весна) идет!
Оля, Танечка и Света
Пристают весь день ко мне:
По каким приметам
Ты узнала о (весне).
Говорю своим подружкам:
– Мне приметы не нужны.
Я по собственным веснушкам
Узнаю приход (весны).

Подснежник

Усталые метели.
Уснули под кустом.
Сугробы похудели.
Проталины кругом.
Резвятся шумно птицы,
Ручей заговорил.
И синие ресницы,
Подснежник приоткрыл.

– Ребята,  что вы мне можете рассказать про этот цветок? (Вестник весны, занесен в Красную книгу, ит.д.)

По опушкам лесов, на лесных, освещенных солнцем полянах еще ранней весною расцветают первые лесные цветы – подснежники-перелесники.
Приятно собрать и поставить на стол букет свежих подснежников. От них пахнет весною. Свежим запахом пробудившейся Земли.

6. Развивающая игра

Подснежники занесены в Красную книгу. Царевна Несмеяна издала указ: «Срочно собирать и доставить мне  во дворец полную корзину подснежников». Мы сегодня с вами будем собирать бумажные подснежники. Хоть и они бумажные, их надо собирать очень аккуратно. Все понятно?

По команде  выходят 2 участника и собирают цветы, кто больше соберет? Звучит музыка, песня «Весна".

– Молодцы подводим итог. На заключение назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

7. Интеллектуальная игра

На экране появляется третий текст.

На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утенят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси. А над плавающей
травою затих, притаился” зубастый “щучонок
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пауки-человечки.
На берегу трава выше колена. Звенят по ветру колокольчики, качаются пушистые одуванчики.
На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке.

– Ребята, скажите какое время года это происходит? (Летом)

Появляется разноцетное Лето.

Лето

– Что ты мне подаришь, лето?
– Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лyгy!
– Что ещё подаришь мне?
– Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy.
Чтобы, выйдя на опyшкy.
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ.
Нагадала много лет!

1. Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

2. Сидит в траве Аленка,
В красной рубашонке,
Кто мимо идет,
Всякий поклонится. (Лесная ягода)

3. Две хозяйки,
За год два раза стол покрывают,
Одна зеленой скатертью,
Другая – белой скатертью. (Лето, зима).

4. Как на стежке, на дорожке.
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала.  (Земляника)

Физкультминутка

От сосулек – звон, звон! (Хлопки на каждое слово.)
Просыпайся – клён, клён! (Кисти рук опускаются вверх – вниз.)
Растопился снег, снег. (Потираем одну ладошку о другую.)
Ручейки – в бег, бег. (Волнообразные движения руками.)
Гром шагает: топ, топ. (Топаем ногами.)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Хлопки на каждое слово.)

5. Возле дома на площадке,
Целый день сидят ребятки,
И копают понемножку,
Свой песочный огород,
Там растут на каждой грядке,
Ведра, формочки, лопатки, Лишь обычная картошка,
Почему-то не растет...
Скажите почему? (Это не настоящий огород, а песочница)

6. Она за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски,
Велит нам обильный  собрать урожай,
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето)

7. В цветок опустит хоботок –
Сосет душистый сладкий сок.
А после в улей принесет.
Прозрачный ароматный мед,
Хоть и не зла,
Но как игла,
Кольнет обидчика. (Пчела)

8. Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это … (лето)
Брызжет светом и теплом.

9. Красненькая спинка,
Черная головка.
Как зовут букашечку?
Божья ... (коровка).

10. Не спеша проходит лето.
Смолкли ласточки давно.
А сегодня до рассвета,
Дождь всю ночь стучал в окно.
Но терло еще продлится.
Только что-то грустно мне,
Я сегодня желтый листик,
Обнаружил на окне.
Кто его сюда забросил,
И оставил на виду?..
Весточку прислала осень.
Сообщает" Я иду..."

– Ребята, догадались про какой месяц говорится? (Август)

8. Развивающая игра

– Ребята,  а теперь для вас групповая игра, подул теплый ветерок, и цветок ромашка потеряла все свои части.
По команде берем одну часть и складываем на столе. У кого быстрее получится ромашка, та команда побеждает. Раз, два, три начинай игру.

Звучит музыка песня "Ромашки".

– Молодцы ребята, а теперь скажите, пожалуйста, почему вам нравится лето? Назовите летние месяцы. Жюри подводит итог. Ребята, прощаемся лето уходит.

9. Интеллектуальная игра

– Встречи с нами ждет еще она гостья.

На экране появляется четвертый текст.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь!
Капля по листу щелкнет – сорвется лист. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу, и вокруг. Шумит золотой дождь. Березы пожелтели до самых верхушек. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Природа засыпает тихо-смирно.

– Ребята, когда все это происходит? (Осенью)

Появляется нарядная Осень.

Осень.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика.
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают.
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают.
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется.
И заплачет спросонья.

 Константин Бальмонт.

1. Я – в царстве луж, в краю огней и вод!
Я – в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш!
Скажи, какое это время года? (Осень)

2. Осенью кружатся.
На землю ложатся
С земли не встают
И тут загнивают. (Листья)

3. Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась – и сразу за дело.
Калину с рябиной раскрасила густо,
На крепких зубах захрустела капустой,
На мельницах свежей мукой забелела,
Оранжевым шелком березы одела,
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далёкий полёт журавлей проводила. (Осень)

4. Рыжий Егорка,
Упал на озерко,
Сам не утонул,
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

5. Всех наградила,
Всех загубила. (Осень)

6. Никто не пугает,
А они все дрожат. (Осенние листья)

7. Ночи темнее.
Дни холоднее.
Листья пожелтели,
Птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает,
Как это время народ называет? (Осень)

8. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает. (Осенью)

9. Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба. в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)

10. Рисует желтый сад,
Рисует лес багряный.
И листья по ветру летят,
Как птичьи караваны.
Луг растворился в желтизне.
Когда это бывает,
Угадайте быстрей. (Осенью)

9. Развивающая игра

– А теперь ребята, мы с вами отправимся волшебный сад. Что в этом саду растёт, увидите сами.

Участвуют в этой игре из каждой команды 4 ученика. В саду разбросаны разноцветные листочки, на пенечках растут грибы, на грядках морковь, свекла.

– Раз, два, три игру начинай. Кто больше соберёт?

Играет музыка , Песня "Осень".

– А теперь назовите осенние месяцы, и почему вам нравится это время года? Ребята,  посмотрите, как радуются наши ежики они собрали очень богатый урожай. Посчитаем у кого больше.

10. Подведение итогов

Жюри подводит итог. Пока жюри подводит итог для ребят звучит музыка Чайковского – «Вальс цветов» (сопровождается  слайдами)

– Ребята, вам игра понравилась, еще желаете участвовать и таких играх? Спасибо за игру.

Победителям вручается грамоты, сертификаты участника, утешительные призы.

Литература:

1. А.Шибаев «Буква заблудилась».
2. «Времена года» – сборник стихов.
3. «Загадки народов России».
4. «Спокойной ночи малыши». Познавательно-развлекательный журнал.
5. Поурочные разработки «Окружающий мир. 1 класс».
6. Елена Благина «Стихи»
7. Евгения Синицына «Умные загадки».