Рейтинг@Mail.ru

Библиотечный урок "Пою мое отечество, Якутию мою"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель и задачи:

  • воспитание у детей патриотизма, уважения и интереса к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  • способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
  • воспитание толерантной личности;
  • приобщение детей к истокам народных культур;
  • способствовать воспитанию чувств коллективизма, сплоченности;
  • воспитание чувства любви и национальной гордости за свой народ.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Оглянитесь вокруг! Посмотрите: какие мы все разные! Одни брюнеты, а другие-блондины. Одни кареглазые, а есть – голубоглазые и даже зеленоглазые! У нас в классе много национальностей. Это русские, украинцы, якуты, эвены. Мы все разные, но мы все вместе. И нам необходимо понимать друг друга, жить в мире и согласии.

Сегодня будет разговор о гражданственности, государственных символах Республики Саха (Якутия): гербе, флаге и гимне, государственном празднике: “27 сентября – День государственности Республики Саха (Якутии)” (слайд 2)

Что же такое гражданственность?

- Качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. (слайд 3)

А кто такой гражданин? Это физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. (слайд 4)

В этом году суверенитету нашей республики исполнится 20 лет. 27 сентября 1992 года на основе Декларации Верховный Совет Республики – ныне Государственное Законодательное собрание (Ил Тумэн) принял “Конституцию Республики Саха(Якутия)”, согласно которому Республика Саха (Якутия) стала суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение. (слайд 5)

Посмотрите на карту России . наша Якутия занимает довольно большую территорию, а значит и имеет большое значение для России. (слайд 6)

В этом же, 2012 году исполняется 380 лет со дня вхождения Якутии в состав России. (слайд 7)

Как и все государства, наша Якутия имеет свои государственные символы. Сегодня мы с ними познакомимся поближе.

Итак, первый символ – это герб.

Слово “герб” в переводе с немецкого языка означает “наследство”. В русском языке это слово появилось в XVI –XVII веках. (слайд 8)

Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках официальных бумаг, на зданиях правительства и посольств государства, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу или области. (слайд 9)

Герб Республики Саха (Якутия) был принят 26 декабря 1992 г. (слайд 10)

1. Государственный герб Республики Саха (Якутия) является основным государственным символом и служит основным знаком органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

2. Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска-щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями “Республика Саха (Якутия)” и “Саха Республиката”.

В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце – серебристого, всадник – темно-красного, обрамление – темно-голубого, орнамент и надпись – белого цвета.

3. Геральдическое описание Государственного герба Республики Саха (Якутия): “В серебряном поле – червленый (красный) всадник со знаменем, имеющим три косицы; лазоревая (синяя, голубая) кайма вверху обременена семью серебряными якутскими алмазами (фигурами в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)”.

Исторический рисунок на гербе взят с образцов наскальной живописи, сохранившихся на Ленских скалах с древнейших времен. (слайд 11)

Следующий символ государственности – это флаг. Флаг республики Саха (Якутия) был принят 14 октября 1992 г.(слайд 12)

1. Государственный флаг Республики Саха (Якутия) является основным государственным символом и служит основным знаком единства многонационального народа Республики Саха (Якутия).

2. Государственный флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех равновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов.

3. Флаг сразу обращает на себя внимание белым солнцем в зените на фоне яркого голубого цвета Под ним- более узкие полосы белого, красного и зелёного. Белоснежная –суровая красота Севера, зелёная – символ плодородия, возрождения дружбы и братства, красная – символ красоты и верности родной земле.

(слайд 13)

Государственный флаг Саха (Якутии) постоянно поднят над зданиями органов власти нашей республики. В преддверии государственных праздников он вывешивается на площадях, учреждениях, домах. В дни трауров флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

(слайд 14)

Флаг – это святыня.

Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.

И последний символ государственности Якутии – это гимн. (слайд 15) Слово “гимн” в переводе с греческого слова означает “хвалебная, торжественная песня”. Её исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Каждая страна, республика имеет свой Государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна.

В отличии от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать. (слайд 16)

Гимн слова С.И. Тарасова, М.Е. Тимофеева, перевод В.Н. Федорова

А теперь давайте послушаем Государственный гимн Республики Саха (Якутия). Внимательно вдумаемся в его слова.

(слайд 17)

Государственный гимн Республики Саха (Якутия)

Государственный гимн Республики Саха (Якутия) является основным государственным символом, выражающим единство многонационального народа Республики Саха (Якутия) и сохранение его национальной культуры.

слова С.И. Тарасова, М.Е. Тимофеева, перевод В.Н. Федорова

Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовешь,
Алмазной радугой ты горишь
И нас к победам грядущим ведешь.

Припев:

Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.
Привольно Лена наша течет,
Водой живой до края полна.
Она согласье и силу несет
Дарует мир всем народам она.

Припев:

Земля Саха, святыни твои
С вершин веков напутствуют нас.
Мы путь продолжили предков своих,
И с честью мы их исполним наказ.

Припев:

Якутия - наш дом! (слайд 18)
Якутия в единой многонациональной семье РОССИИ !
Мы любим нашу родину!
Мы гордимся своей республикой!

В этой республике проживают люди самых разных национальностей, но все они живут очень дружно. Давайте подумаем, что нас объединяет, а что отличает друг от друга.

(слайды 19, 20)

В последнее время мы очень часто слышим слово толерантность. А что это такое? (слайд 21)

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам” (слайд 22, 23)

Мы должны уметь и хотеть жить в мире со всеми. (слайд 24)

(слайд 25) Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Этому способствуют человеческие качества: (слайд 26)

взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость... (слайд 27)

В мире выработаны правила толерантного общения.

  • Уважай собеседника
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично
  • Ищи лучшие аргументы
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  • Стремись учитывать интересы других

(слайд 28)

(слайд 29)

Пусть тебе всегда сопутствуют

  • со - страдание
  • со – чувствие
  • со - действие
  • со – знание

со – единение

Наша страна – оплот мира и дружбы.
Родина моя! Моя Якутия!
Как сказать тебе, что я тебя люблю
Это поле, это небо синее.
Это-жизнь в родном краю.
Этот дождь и эти вьюги злые
Эти ели, эти тополя
Родина моя! Моя Якутия!
Как сказать тебе, что я люблю тебя!
Мы не просто якутские дети
Мы – оплот и надежда страны.
И везде на огромной планете
Будем Родине нашей верны!

Все дети выходят, встают полукругом.

“Мы разные - в этом наше богатство.
Мы вместе – это наша сила!”

(слайд 30)

Заключительное действие – “Техасские объятия”

Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Всем очень весело.

Приложение.

Литература.

  1. Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал “Школьная библиотека”, 2004, № 2, с. 25-30.
  2. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал “Школьная библиотека”, 2004, № 3, с. 63-68.
  3. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал “Школьная библиотека”, 2004, № 5, с. 58-60.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd, 1992. – 960 с.
  5. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2006.- 126 с.
  6. Материалы сети Интернет.