Логопедия
-
Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми дошкольного возраста 2024
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых патологий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как сказкотерапия.
-
Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры 2024
К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение. Нравственный смысл пословиц иногда может быть глубок для ребенка, в этом случае надо брать пословицу, в которой два смысла: один – внешний, живописный, доступный для ребенка, а второй – внутренний, недоступный, для которого внешний служит живописной оболочкой. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» может быть объяснена детям только с внешней стороны. А глубинный смысл они осознают позже.
-
Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти у дошкольников с ОНР 2024
В данной статье предлагаются упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы работы над звуком. На начальном этапе используются игры на различение неречевых и речевых звуков.
-
Формирование словаря признаков у дошкольников с ОНР при развитии лексической стороны речи 2024
Целью логопедической работы по формированию словаря признаков является развитие тактильного, слухового, вкусового, обонятельного восприятия и закрепление обобщающего сенсорного опыта, используя в активной речи слова-признаки. Мной был подобран комплекс специальных упражнений, способствующих развитию как пассивного, так и активного словаря признаков с опорой на все виды восприятия.
-
Фонематическое восприятие. Развитие в онтогенезе 2024
Фонематическое восприятие. Развитие в онтогенезе.
-
Тематическое занятие на тему "Зима" 2024
Цели занятия: уточнение и расширение знаний детей о зиме, как времени года, о зимних явлениях в неживой природе; совершенствование грамматического строя речи: использование имен существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в подборе и употреблении слов с противоположным значением, продолжать развивать в детях умение подбирать однокоренные слова.
-
Специфика работы учителя-логопеда по запуску речи у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) 2024
Задержка речевого развития является одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются дети в раннем возрасте. Учителя-логопеды играют ключевую роль в помощи таким детям развить и улучшить свои коммуникативные навыки. В этой статье мы рассмотрим основные приемы, которые применяют учителя-логопеды для успешного запуска речи у детей с задержкой речевого развития.
-
Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2024
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. В моей работе применение ТРИЗ-технологии приводит к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, а также диалектического мышления. При использовании ТРИЗ-технологий основная задача: не давать детям готовые знания, а учить находить их самостоятельно.
-
Игры для автоматизации звука "Р" 2024
Представлены игры с детьми для автоматизации звука "Р".
-
Конспект методической разработки. Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3-го класса по теме "Дифференциация звуков С–Ш" 2024
Цель занятия: закрепить умения дифференцировать звуки [с]–[ш].
-
Логопедическая викторина «Весенний переполох» 2024
Представлена презентация к логопедической викторине по теме «Весенний переполох».
-
Современные подходы к коррекции дисграфии у учащихся с системным недоразвитием речи 2024
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через письмо. Нарушения письменной речи становятся одной из причин школьной неуспеваемости. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
-
Программа дополнительного образования по развитию графомоторных навыков «Волшебная клеточка» 2024
Цель программы: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
-
Логопедическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра 2024
В статье рассматриваются ключевые методы логопедической работы с детьми с РАС. Раскрываются важные детали в логопедической работе с детьми с РАС. Освещается важность комплексного подхода. Также рассматривается важный аспект работы сотрудничества с родителями.
-
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [с]–[ш]" 2024
Цель занятия: учить различать звуки [с]–[ш] на слух и в собственной речи.
-
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ ЗПР. Вариант 7.2 2024
Данная программа составлена в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся, имеющим выраженные формы речевой патологии и обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи: обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
-
Применение ИКТ в процессе логопедического сопровождения учащихся коррекционной школы 2024
В статье рассматривается возможность использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
-
Развитие и коррекция дыхания у детей младшего школьного возраста в логопедической работе 2024
Важность правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в фокусе логопедической практики. Проведение дыхательных упражнений способствует развитию глубокого вдоха и плавного выдоха, что влияет на формирование четкой фразовой речи. Здоровье, физическое развитие и образ жизни детей – основные приоритеты в современном обществе. Необходимость правильного дыхания выделяется как ключевой аспект заботы о здоровье.
-
Взаимодействие участников педагогического процесса как условие математического развития дошкольников с ОНР 2024
Педагоги должны помнить о том, что за время пребывания в детском саду воспитанник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественной, изобразительной. Элементарные математические представления необходимы для успешной адаптации ребёнка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребёнка. Математическая культура является составной частью общей культуры личности. Качественное взаимодействие всех участников педагогического процесса способствует решению данных задач.
-
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Буква Н. Звуки Н и НЬ" 2024
Цель занятия: обучение чёткому различению и произношению звуков оппозиционных по твёрдости – мягкости, ознакомление с буквой Н.
-
Нетрадиционные логопедические игры 2024
Вниманию коллег предлагаются нетрадиционные логопедические игры. Они могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Я не исключаю, что большинство проводимых мною и предложенных здесь игр не покажется вам чем-то новым и необычным. В таком случае просто вспомните их вместе с нами, а может, и узнаете для себя какие-то новые варианты уже знакомой игры.
-
Презентация "Звуки, буквы, слова" 2024
Представлена презентация "Звуки, буквы, слова" к логопедическому занятию.
-
Конспект проведения лексико-грамматического логопедического занятия с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада. Тема «Звук и буква «Э» 2024
Программное содержание: развитие фонематического слуха, умения выкладывать слова из разрезной азбуки, читать их, проводить звуковой анализ слова; закрепить фонетическую характеристику звука "Э", подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги; употребление относительных прилагательных; закрепление умений составлять предложения по сюжетной картинке, образовывать сложные слова; развитие психомоторики и координации движений.
-
Конспект коррекционного логопедического занятия (ОНР II уровень). Лексическая тема занятия: «Овощи-фрукты» 2024
В статье автор предлагает один из вариантов коррекционного логопедического занятия с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи II уровня.
-
Подгрупповое логопедическое занятие "В гостях у Ромы" 2024
Цель занятия: автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях.
-
Формирование словарного запаса у дошкольников с речевыми задержками 2024
В области коррекционной педагогики и логопедии, работы Серебряковой Н.В. занимают важное место в разработке методик по работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Особое внимание в ее подходах уделяется формированию словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Дети с ОНР имеют затруднения с освоением лексического материала, что в дальнейшем может оказывать влияние на развитие мышления, социальную адаптацию и учебную деятельность. Следовательно, актуальность методик, направленных на обогащение и активизацию словаря, неоспорима.
-
Квест-игра «Спасибо, Азбука, тебе!» 2024
Цель данного мероприятия: подвести итог работы коллектива детей, учителя начальных классов, учителя-логопеда по обучению грамоте. Задачами образовательного квеста, как эффективной технологии обучения, являются обобщение знаний обучающихся о буквах, звуках, слоговом анализе и синтезе; создание ситуации успеха для каждого ребенка, в которой обучающиеся применяют свои знания; развитие речи, внимания, памяти, словарного запаса, коммуникативных навыков, самостоятельности детей; воспитание интереса к чтению, умения общаться, помогать друг другу при работе в команде.
-
Проект в старшей логопедической группе на тему «Экзотические животные» 2024
Цель проекта: дать детям элементарные представления об особенностях географического положении и климата жарких и северных стран; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
-
Индивидуальное занятие с использованием нейропсихологических приемов с ребенком с умственной отсталостью «Автоматизация и дифференциация звуков Л–Р» 2024
Цель урока: автоматизировать и дифференцировать звуки Л–Р, используя нейропсихологические методы и приемы.
-
Игра-викторина "В гостях у Смешариков" 2024
Представлена презентация к игре-викторине "В гостях у Смешариков".