Исправление нарушения письма у школьников младших классов, обусловленное смешением букв по кинетическому сходству

Разделы: Начальная школа


Для современных общеобразовательных школ характерна буквально катастрофическая неуспеваемость учащихся по русскому языку. Не будем останавливаться на всех видах нарушения письма, встречающихся у школьников. Все эти нарушения письменной речи хорошо освещены в методической литературе. Садовникова И.Н. в своих работах выделяет ещё одно нарушение письма: смешение букв по кинетическому сходству, которое не связано ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. В своей книге “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” И. Н. Садовникова приводит таблицу смешения букв рукописного шрифта. Работая в школе логопедом, я довольно часто сталкиваюсь с этой проблемой. Думаю, эту таблицу можно дополнить другими парами смешиваемых букв рукописного шрифта. 

о–а б–д
в–д и–у
л–м и–ш
н–ю а–д
л–я н–п
р–н р–г
р–п
в–б У–Ч
П–Т Л–М
в–с Г–Р
Н–К В–Д
ч–ъ

 Смешение букв по кинетическому сходству наблюдается у учеников младших классов и у учеников старших классов общеобразовательных школ. Так как эта проблема очень слабо освещена в методической литературе, мне хотелось бы поделиться опытом работы с детьми, у которых наблюдается смешение букв по кинетическому сходству. Эта работа проводится индивидуально или подгруппой по два человека (чтобы было удобно следить за движением кисти руки).

Рассмотреть образцы смешиваемых букв парами. (См. таблицу)

Объяснить сходство, различие букв.

Указательным пальцем, затем ручкой прописать буквы в воздухе, затем на парте.

Подушечкой указательного пальца написать букву на наждачной, затем на бархатной бумаге.

Написать ручкой в тетради.

Чередовать запись смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков.

Упражняться в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы и в записи текстов под диктовку.

Очень хорошей тренировкой для запоминания формы буквы–соотношения её частей, пропорций может быть игра со шнурком и белым квадратом (или толстой нитью).

ЗАДАНИЕ

Расположить шнурок так, чтобы получилась буква

Буквы о–а

Задание 1

Рассмотреть пары букв рукописного шрифта о–а. Найти сходство, различие.

Прописать буквы в воздухе, на парте.

Задание 2

Разложить шнурок так, чтобы получились буквы о–а.

Задание 3

Напиши подушечками пальцев на наждачной, бархатной бумаге гласные, которые ты слышишь.

АМ, ОТ, АТ, ОМ, ОР, ОХ, АХ, ОЛ, АЛ, ОП, АП, АТ.

Задание 4

Послушай слоги. Напиши подушечками пальцев на наждачной бумаге гласные, которые ты слышишь.

НА, ПО, ТА, ТО, ОР, ОХ, АР, НО, ФО, ДА, ОС, ДО, АС, РА, РО, МО.

Задание 5

Напиши подушечками пальцев на наждачной бумаге слоги с буквой а, на бархатной слоги с буквой о. (Смотри задание 4).

Задание 6

Запиши слова. Вместо точек вставь пропущенные о или а.

Выдели буквы разным цветом.

П..рус, птичк.., м..ски, т..релки, тр..пки, печ..ть, п..ля, кр..ски, круж..к, прыж..к.

Задание 7

Спиши слова, обведи буквы о, а разными по цвету карандашами.

рот машина аленький

сад окна точка

волк аист солнце

аптека ведро ослик

озеро банка корова

Задание 8

Запиши слова в три столбика: с буквой а –в первый столбик; с буквой о –во второй столбик; с буквами о –а –в третий столбик.

Соня, моряк, Анна, точка, ослик, крошка, салат, окна, глазной, картина, ведро, сокол, осока, сахар, заноза, красить, ватрушка.

Задание 9

Спиши предложение. Вставь пропущенные буквы о–а.

На доске записан текст. Буквы закрыты шариками, грибочками, шишками. Ученики, проверяя, открывают пропущенные буквы.

Л..ш..адь везёт др..ова. К..ля п..ёт весёлую песню. Т..ня ест г..рячий б..рщ. Т..ля х..чет в..ренья. П..в..ар несёт пир..г. Ребята п..йм..ли в..р..бья.

Задание 10

Прочитай внимательно словосочетания. Найди ошибки, исправь их. Напиши правильно. Выдели буквы о–а разным цветом.

Зелёный агурец, бальшой посёлок, кросивые перья, кашачья лапка, радные братья, пьёт малоко.

Задание 11

Спиши пословицу. Выдели разным цветом буквы о–а.

Поспешишь – людей насмешишь.

Задание 12

Проверочный слуховой диктант.

Аист, окунь, азбука, окна, бревно, берёза, соль, солнышко, сокол, осока, мышата, аптека, кольцо, острый, заноза, Анна, Оля, мох, Рома, смешно, ручка.

Задание 13

Проверочные диктанты на отработанную пару смешиваемых букв.

Трава завяла. У кошки появились котята. Мама повесила голубую штору. Спасибо, Мороз, что снегу нанёс. В лодке новые весла. Оле купили красивое платье. Саше подарили машину. Осенью астры красивые. Лодка ушла на дно.

Кошка.

Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку. За это её хозяин молочком напоил. Сидит Машка на коврике, песни поёт.

Дружок.

Пастух пас стадо овец на опушке леса. Пастух заснул. Из леса вышел волк. Он схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Используя предыдущее задание по аналогии, можно проводить коррекционное занятие с другими парами смешиваемых букв (см. таблицу).

Применение данной системы занятий, наряду с другими традиционными и авторскими методиками даёт положительную динамику в коррекционно – развивающем обучении.

Этот материал может быть использован не только практикующими логопедами, учителями начальных классов, а так же полезен родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми.

Список используемой литературы

1. И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников”. Москва. “Владос”, 1995
2. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. “Чтение и письмо” Санкт Петербург .“Дельта” 1197
3. Е.Н. Потапова “Радость познания” Москва. “Просвещение”, 1990
4. В.В. Волина “Занимательное азбуковедение” М. “Просвещение”, 1991
5. И.Н. Шапиро, М.Ф. Кондакова. “Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв”. Издательство “Просвещение” Москва, 1964
6. Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. “Исправление и предупреждение дисграфии у детей” Москва, “Просвещение”, 1972.