Мастер-класс "Региональный компонент в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Люблю и знаю, знаю и люблю,
И тем сильней люблю, чем больше знаю…

Ю. К.Ефремов

А нам есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная возможность жить в одном из крупнейших регионов страны. Его площадь составляет более 10% территории нашей Родины. Вдоль Енисея край протянулся на 3000 километров от Саянских гор на юге до Карского моря на севере. Разнообразны его природные условия: горы, степи, таежные дали и тундровые просторы, могучие реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. И всюду результаты труда человека, который жил здесь примерно с 20 тысяч лет до нашей эры.

Всего один день 28 мая 1890 года, был в Красноярске Антон Павлович Чехов. Но как много он увидел. В замечательных очерках “По Сибири” он писал: “Енисей – широкая, быстрая, гибкая река; красавец лучше Волги” “… Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать силы и молодость… В берегах Енисею тесно” “На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напоминающие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: “Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!”

Какими пророческими стали слова А. П. Чехова.

Работая с учениками, учу их не рассматривать изолированные факты и явления, а решать любую проблему, учитывая всевозможные связи. Стремлюсь прививать экологическую культуру. Естественно, реализую цели и задачи, заложенные программой.

Использую различную дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, словари, художественную литературу, а также тот материал, который я накопила, работая с другими учениками: их выступления, доклады, альбомы.

Начав работать по учебникам 1-4 по системе Занкова, прежде всего я изучила программу и сами учебники, выяснила, что уже непосредственно в программе заложен минимум по теме “Краеведение” для учащихся 3-4 классов.

Краеведение 3 класс

Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Возможные экскурсии: в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.

Знать:

  • Характерные признаки сезонов года родного края.
  • Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных.
  • Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных.
  • Особенности природы своего края.

Уметь:

  • Узнавать особо охраняемые растения и животных родного края.
  • Называть характерные признаки сезонов года родного края.
  • Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды.

Кроме названного, школьникам по данной программе, представляется возможность овладеть следующими дополнительными знаниями и умениями, иметь представление об истории родного края.

Краеведение 4 класс

Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Знать: достопримечательности родного края.

Уметь: узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Свою работу по изучению родного края я начинаю непосредственно с первого класса. Начиная со второго класса, изучение регионального компонента отображено в тематическом планировании по курсу “ Мы и окружающий мир”.

Неизбежно, что до того как ученики непосредственно в 3 классе начнут изучать материал по краеведению, у них уже накопится обилие фактов, сведений, событий, названий. А личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий.

Происходит создание своего рода знаковой системы в сознании ученика, применение метода “узелка на память”, который приближает к нему далекие для него явления. А когда “узелки” уже завязаны в мозгу ученика, нужно только вовремя обратиться к ним.

Зарисовки с уроков

Русский язык 1 класс

Тема: Перенос слов.

-Отгадайте загадку; напишите отгадку, разделив слово для переноса.

Белая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит-
Сразу хватает.

- Кто из вас видел чайку, где? (У нас в городе тоже летают птицы похожие на чайку- бакланы.)

- А как правильно называют этих птиц? (Сизокрылая чайка).

Риторика, русский язык (интегрированный урок)

Тема: Сочинение – описание по плану.

План:

  1. Представление предмета.
  2. Основные признаки предмета.
  3. Твоя оценка, твое отношение к предмету.
  4. Твое заключение. (вывод)

После знакомства с описанием стали рассуждать, что можно описывать, кого?

- А что бы мы могли описать в классе?

Ученики предложили : “Давайте опишем чучело птицы, которое стоит у нас в классе”. В оживленной беседе выяснили, что это куропатка, что она из отряда куриных.

- Есть еще одна из крупнейших птиц из отряда куриных – глухарь.

Он, так же как и куропатка не улетает на зиму, а стойко ее переносит. Посмотрели отрывок из видеофильма.

До просмотра видеофильма ученики считали, что чучело куропатки – самочка, а после просмотра пришли к выводу : это самец так как у него над глазами так же как и у глухаря красная полосочка. Затем ученикам по выбору было предложено описать или глухаря или самца куропатки. Работы получились достаточно интересные.

Но не только на уроках я затрагиваю вопросы регионального компонента, но и на факультативе РТВ (развитие творческого воображения).

На одном из занятий, проводя игру “ Бывает – не бывает” спрашиваю ребят:

“Как вы думаете, могут ли среди зимы висеть на ветках красные яблоки?”. После рассуждений зачитываю текст из книги писателя Красноярского края Виктора Бороздина “Там где звенит Енисей”.

Яблоки.

С дерева падают яблоки: желтые, красные… Зимой яблоки?!

Подхожу ближе. В снегу глубокие отметины, словно от детских валенок. Делаю еще шаг. Фрр-р-р-рр и опять на ветках яблоки.

Это снегири с синицами затеяли игру в палочку – застукалочку. Зима…

Выясняем, что помогло автору написать такой прекрасный рассказ.

А прочитать другие интересные рассказы о нашем крае писателя Виктора Бороздина вы сможете, посетив детскую библиотеку, ее читальный зал.

В исследовательских работах моих учеников прослеживается знание истории нашего региона: так Влад Сайко в своей работе “Такие разные дома” рассказывает о чуме, о доме изо льда, о доме в лесной зоне. Даша Бурцева описывает русскую избу, а Настя Канаева – современные дома.

В своей работе нацеливаю учеников, чтобы они стремились самостоятельно добывать информацию, обращаясь к различным энциклопедиям, справочникам, словарям, картам, смотрели передачи о природе, читали детские журналы “Свиристель” и другие, а так же при любой возможности выезжали с родителями за город и старались ответить на вопрос “Что я вижу?”.

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму (китайская пословица).

Русский язык

Работа над словами для запоминания

Театр. В Красноярском крае девять различных театров. Норильский Заполярный театр им. В.В. Маяковского самый северный театр в мире.

Заповедник. Государственный заповедник “Столбы” известен своими скалами столбами.

  • Почему заповедник так назван?
  • Какие ещё есть заповедники в Красноярском крае? (Поможет карта Красноярского края)

Тема: “Безударные гласные в корне”

Долина, дол - низменность, удлинённая впадина вдоль речного русла, между гор.

Пословица: Горы нападают, долы встают.

Между Средне-Сибирским плоскогорьем и Западносибирской равниной проходит долина Енисея.

На плато Путоране много глубоких озёр, долин, порогов, водопадов. (Рассматривание карты, демонстрация видеозаписи плато Путорана)

Гора.  Высшая точка плато Путорана – гора Камень.

Однокоренные слова: горка, горушка, пригорок, взгорье, угорье (склон горы), горный, нагорный, гористый, косогор, горняк, горнорабочий.

Горный бран

Гористый рельеф

Профессии родителей: горняк, горнорабочий.

Имена собственные

Красноярск – административный центр края.

Норильск – самый крупный город среди северных городов мира.

Дудинка – город-порт, центр автономного округа.

Использую названия городов при изучении темы “Алфавит”

Работая над каллиграфией, тоже использую различные имена собственные.

Енисей – крупная река Сибири.

Художник Василий Иванович Суриков родился в Красноярске.

Виктор Петрович Астафьев пишет о природе, о людях живущих и работающих в Сибири.

Село Шушенское. Река Шушь.

Диктант

Лебеди на озере.

Наступила холодная осень. Птицы давно улетели на юг. Только два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Дядя Миша и его сын Вася принести лебедей домой. Птицы жили у них во дворе до весны.

  • О ком рассказ?
  • А знаете ли вы, что лебедь занесён в “Красную книгу”?

(Рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписи голоса птицы, рассказ учителя из собственных жизненных наблюдений о семействе лебедей в 30 км от г. Норильска)

Тема: “Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем языке”

Зрительно-слуховой диктант

Осели, опали сугробы-дома,
Увяли, как лист осенний.
И клочьями снега слиняла зима,
Как шерсть моего оленя.

Огдо Аксёнова “Весна”

  • С помощью каких слов автор показал, что происходит со снегом?
  • Какой частью речи являются эти слова?

(Записывают под диктовку, подчёркивают глаголы. Устно ставят вопросы)

Чтение

Изучая русскую народную сказку “Хаврошечка”, разговаривая о том, как героиня усыпила сестёр, выясняем, как называются такие песенки (колыбельные).

Знакомимся с колыбельной Огдо Аксёновой.

Баю-бай уйбачи,
Бэлу-лээ уйбачи,
Одеяла из мехов
Легче летних облаков.
Ночь, как день, прозрачней тени,
Хрипло хоркают олени.

Окружающий мир

Одомашнивание животных.Собака

Недалеко от города Красноярска на берегу Енисея в пещере были найдены останки домашних собак. А у нас на Таймыре для чего человеку нужна была собака? Это в прошлом. Сейчас. В будущем. Были ли другие животные одомашнены. (Северный олень кошка…)

С одомашниванием животных изменилась ли жизнь людей? Как?

Как использовал человек прирученных животных?

Собака

Кот

Олень

Лошадь

Корова

         
    1. Помощь на охоте
    2. Охрана жилища
    3. Борьба с грызунами
    4. Средство передвижения
    5. Обработка земли
    6. Получение продуктов питания

Карточки для учеников

Никто не может сказать точно, когда человек приручил северного оленя. Науке это неизвестно. Но знаю, точно известно, какую роль сыграл одомашненный олень в жизни народов севера. В суровых условиях тундры он заменил им практически всех домашних животных. Во всяком случае, лошадь, корову, овцу.

Интересные вопросы

  • В каком лесу более влажная почва: там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбива)
  • Какое дерево нельзя транспортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственница – её древесина тяжёлая и воде быстро тонет)

Огромная территория Красноярского края расположена в пределах 3 климатических поясов: арктического, субарктического, умеренного.

Большая протяжённость края с севера на юг позволяет поделить территорию края на северный, центральный и южный. Климатические условия, которых определяют природные условия и хозяйственную деятельность человека.

А для нас, учителей, это огромная кладезь, откуда можно черпать и черпать материал для изучение и исследования творчества.

Открытый урок русского языка в 3 классе (по система Занкова).

Тема урока: Состав слова.

Цели урока:

  • Продолжить работу над темой. Состав слова.
  • Развивать орфографическую зоркость речь учащихся расширять словарный запас.
  • Воспитывать любовь к Родному краю.

Оборудование: Толковый словарь, словарь фразеологизмов, гербарий, видеозапись, магнитная азбука, образец букв, веер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Слово делится на части.
    Ах, какое это счастье.
    Может каждый грамотей
    Делать слово из частей.

    - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чем будем заниматься на уроке?

  4. Работа над темой.

1. Устные упражнения в подборе однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Привет тебе мой край родной
С твоей великою рекой
С твоими темными лесами
И неоглядными полями.

- Показать веером букву. Назвать проверочное слово.

2. Чистописание.

- О какой реке нашего края говорится в четверостишии? (Енисей)

- Какую букву будем прописывать? Ей соответствует звук согласный, непарный, бывает твёрдый и мягкий.

Нн ннн НН

-Пропишите до конца строки, соблюдая подмеченную закономерность.

Енисей-батюшка.

- Как вы понимаете данные слова?

Енисей одна из крупнейших рек мира.

-Запись под диктовку.

3. Словарно- орфографическая работа.

-Составляем слово и узнаём, куда несёт свои воды Енисей.

АНОЕК

ОКЕАН

-Что вы знаете об этом океане? Северный Ледовитый океан – самый маленький.

-На какие две группы мы можем разделить данные слова:

Вокзал
Подошёл
Провалилась
Гербарий
Закричала

(Существительные глаголы. С приставками без приставок. С проверяемыми безударными гласными с непроверяемыми безударными гласными)

-Записываем, комментируем, выделяем безударные гласные, корень слова, подбираем проверочные слова устно.

4. Работа по теме урока.

-Выбираем из гербария размещённого на доске растения о которых говорится в загадках.

Что это за девица не швея не мастерица ничего сама не шьёт а в иголках круглый год. (Ель)

Стоит Алёна платок зелёный тонкий стан белый сарафан. (Берёза)

Есть у родственницы ёлки неуклюжие иголки но в отличии от ёлки опадают те иголки. (Лиственница)

В сенокос горька а в мороз сладка что за ягодка. (Рябина)

- Записать одно из слов подобрать однокоренное разобрать его по составу проверка.

5. Физминутка.

-Отгадав загадку узнаем физминутку.

Угадайте что за птица
Света белого боится
Клюв крючком глаза пятачком
Ушастая голова. Это…

Физминутку проводит ученик.

Совушка-сова большая голова
На суку сидит головой вертит
Крыльями хлоп, хлоп,
Ногами топ, топ.

-Есть ли в тексте физминутки однокоренные слова. Совушка-сова.

-Запишите в тетрадь разберите по составу.

6. Работа в учебнике.

Русский язык.3 класс. А. В. Полякова.

с.78. упр.139.

Синицы сидят на ветках. Они звенят, трещат и смотрят на подоконник где лежит кусок чёрного хлеба.

-Прочитать. О каком времени года говорится? Можем ли мы увидеть синиц зимой у нас в городе Норильске? А в Красноярске? Как люди заботятся о птицах зимой?

-Разберите по членам предложения первое предложение. Слово подоконник по составу. Выполняем в учебнике простым карандашом. Поверка.

 

7.1 Домашнее задание. с.78 .упр. 139 . 1. 2. задание. При выполнении задания 2 воспользуйтесь словарем фразеологизмов.

 

8.Работа в тетради на печатной основе. А. В. Полякова. Русский язык. Тетрадь 2. 3 кл. 1-4.

с.27. Полярная сова.

Полярные совы зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они в звёздном свете над искрящимися снегами.

Полярная сова- огромная белая птица. У неё круглая голова раскрытые широкие крылья сливаются с белизной снегов.

Эта замечательная птица очень рано начинает откладывать яйца. Самое удивительное что даже в сильные морозы яйца не застывают их согревают родители.

Обычным кормом птиц являются полярные мыши пеструшки, которые зимой живут под снегом. Охотятся совы и на зайцев.

-Прочитать текст. Соответствует ли описание внешнего вида совы представленной иллюстрации? Демонстрация иллюстрации из книги…

-Прочитать текст про себя, найти в тексте формы слов сова птица. Проверка.

7.2.Домашнее задание. Закончить работу над упражнением в соответствии с заданием к нему.

9. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

10. Творческая минутка.

-Красива и многообразна природа Крайнего севера. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет “Тундра весной”

Во время просмотра учитель читает стихотворение:

Знаешь, как пахнет тундра весной?
Лучших запахов в мире нет!
Ветром, цветами, талой водой,
Слитыми в дивный букет!
Больше цветов в ней, чем на небе звёзд,
И пусть невзрачны они,
Запах их слаще мёда и роз
В эти весенние дни.
Так пахнет воля высоких широт,
Северный дикий простор.
Властно манит он и властно зовёт
К бегству из каменных нор.

Станислав Белобжеский

После просмотра видеосюжета учитель предлагает учащимся сочинить четверостишие со словами: жарки-жар, пушица-пух.

Стихи учащихся.

Шпаков Алексей.

И, может потому, что коротки
Весенние природы промежутки
Кострами полыхают здесь жарки,
Колышутся морями незабудки.

Осипенко Дарья.

Красивые цветы жарки.
Они как жар сияют.
Но в воду ставить их не смей!
Они мгновенно увядают.

Макарова Екатерина.

Оранжевые бутончики
Растут в тундре у нас.
Они как солнце яркое радуют глаз.
Пушицы пух кружится,
На землю он ложится.
Неужели зима настала.
Весело всем нам стало.
Но это пушицы…
Пух по тундре кружится.