Разработка комбинированного урока литературы (внеклассное чтение и развитие речи) по теме: "Счастье – это когда тебя понимают". (По рассказу Т.Ломбиной "Объяснительная записка")

Разделы: Литература


Тема: Счастье – это когда тебя понимают

Эпиграф:

Из всех искусств премудрых мастеров
Хороший слог важней иных даров.

Цели:

  • обучение анализу текста художественного произведения;
  • формирование понятия письма как речевого жанра;
  • развитие умения письменно излагать свои мысли.

Задачи:

  1. Учить определять основную мысль текста художественного произведения, анализировать речь и поступки героев.
  2. Развивать речемыслительную деятельность учащихся.
  3. Воспитывать толерантность, корректность, вежливость в поведении и речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: эвристическая беседа, самостоятельная творческая работа.

Форма урока: работа в группах.

Средства обучения: текст рассказа Т.Ломбиной “Объяснительная записка”, памятка “Как писать письмо”, схемы.

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в форме письма.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа с понятиями “конфликт”, “литературный конфликт”. Целеустановка.
  3. Чтение и анализ текста.
  4. Работа с представлением о письме как речевом жанре.
  5. Создание текстов письма, анализ.
  6. Обобщение.
  7. Подведение итогов урока.

Примечание: подобный урок можно провести в любом классе при изучении темы “Рассуждение”

I этап - целеполагание

- Ребята, вы наверняка слышали слово “конфликт”. Как вы его понимаете?

- Что, по- вашему, кроется за словом “конфликт”?

(Ответы детей фиксирую на доске, составляя схемы. Предлагаю обратиться к толковому словарю. Конфликт- столкновение, серьёзное разногласие, спор.)

Оказывается, про то, как люди не понимают друг друга пишут не только в научных книгах, но и в художественных.

Сегодня мы будем читать рассказ Т.Ломбиной “Объяснительная записка”, разберёмся в причине конфликта, попробуем помочь героям.

II этап - выразительное чтение рассказа и обсуждение прочитанного

- Есть ли ощущение радости после прочтения рассказа? Почему? Закончится ли всё на этом?

Что лежит в основе конфликта?

- Любой конфликт имеет свои причины. Стоит их понять и устранить, конфликта не будет.

Кто в рассказе представляет конфликтующие стороны?

На доске: Серёжа – конфликт – учительница

- Можно ли было Серёже избежать конфликта? Почему он не решился на просьбу пересадить его?

Предлагаю сначала поговорить о героях, дать им характеристику, записываю опорные слова.

На доске:

учительница: строгая, “колючая”,
редко улыбается,
колючие глаза,
воротничок с острыми углами

- Учительнице было важно, чтобы её все слушали и понимали её предмет, не отвлекались, а Серёжа отвлекался.

Трудно говорить с таким человеком, а надо объяснить, почему он хотел сидеть с Юлей.

- Какая она, Юля Мальцева? Чьими глазами мы её видим? Как ответил бы на этот вопрос Серёжа?

На доске:

Юля: славная, не просто славная, а очень славная девочка…и смешная

(В тексте рассказа дети также находят цитату “Юлька очень смешная…” и делают вывод, что Юля- внимательная, отрытая, добрая, сердечная. В её глазах Серёжа видел поддержку, поэтому чувствовал себя сильным и открытым и хорошо учился)

- Как вы думаете, почему в рассказе нет описания внешности героев? Почему это не так важно для писательницы?

- Был ли Серёжа на самом деле слабым? ( Нет. Был бы слабым, не попросил бы посадить с девочкой).

- Но сильный не стал бы плакать по пустякам. Из- за чего плакал Серёжа? (Учащиеся зачитывают слова мамы)

Обобщая сказанное, дети делают вывод, что Серёжа не слабый, а впечатлительный. Он всё понимает по- своему. Далеко не каждый способен чувствовать глубоко и тонко. Это талант. Человек, наделённый им, остро воспринимает чужую боль, поэтому не может намеренно причинить зло. (Фиксирую на доске : Серёжа: впечатлительный, чувствительный, не способен причинить зло).

- Какое решение принимает Серёжа? Как вы понимаете выражение “объяснительная записка”? Какое впечатление произвело на вас письмо Серёжи? А на учительницу?

Письмо Серёжи убедило Валентину Афанасьевну в другом. Почему? (Дети читают текст письма).

- Были ли основания для обиды у Валентины Афанасьевны? (Нет. Но это потому, что мы знаем, о чём думал Серёжа, а учительница не знала).

- Почему она решила по поводу этого письма провести классное собрание?

(Предлагаю детям ещё раз перечитать текст объяснительной записки, но без авторских пометок.

Посмотрев на него глазами учительницы, дети понимают, что у Валентины Афанасьевны могли появиться претензии к Серёже. Какие?)

- Что возмутило учительницу в письме Серёжи? (Учащиеся находят ответы, анализируя текст письма).

- Сережа пишет именно объяснительную записку. Но смог ли выдержать в нужном стиле?

- Какая мысль могла бы показаться Юле самой важной?

(Обращаю внимание детей на то, что мы увидели напряжённую работу Сережи над письмом только после третьего прочтения. Оказывается это не просто объяснительная записка, а крик о помощи. В тексте записки дети находят три (!) восклицательных знака).

- Сколько раз, по- вашему, прочитала письмо Валентина Афанасьевна?

- Как ведут себя герои во время собрания? Зачем учительница привела вожатую? Почему молчит класс?

- Так в чём причина конфликта?

- Закончится ли всё на этом?

(Учащиеся делают вывод, что на этом события не закончатся. Оставить всё в такой ситуации героев нельзя, т.к. этот конфликт может перейти в затяжной).

- Вам хочется защитить героев? Что мы можем сделать с вами?

А не попробовать ли нам самим написать письмо учительнице?

III этап - написание письма учительнице.

- Попытайтесь представить себе, как плохо было учительнице, горько и обидно после этого злосчастного собрания, которое не только углубило её неприязнь к Сереже, но и заставило разочароваться в Юле.

- Какое качество ценила Валентина Афанасьевна в детях? (Послушание. С такими- легче. Пример- Раечка)

- Что же беспокоит учительницу, даже пугает? (Откуда в её учениках столько дерзости, даже наглости ). А они на самом деле такие?

Мы должны рассказать о её подопечных так, чтобы она захотела взглянуть на них по- другому, хотя убедить “колючую” учительницу будет нелегко.

Предлагаю ученикам разделиться на группы и написать письмо Валентине Афанасьевне, рассказать о её подопечных так, чтобы она захотела, взглянуть на них по- другому, хотя переубедить “колючую” учительницу будет нелегко.

VI этап - формирование представлений о жанре письма

- Письмо- это речевой жанр, и у него есть свои особенности. С чего начать? Неудачное вступление может погубить всё письмо (в этом вы убедились).

Анализируя текст объяснительной записки Серёжи, его риторические промахи, обсуждаем возможные варианты начала письма. Корректно пытаемся представить учительнице причину произошедшего конфликта. В основной части письма без назиданий, обвинений, внушений нужно объяснить, чего же не смогла увидеть в своих детях учительница, убедить Валентину Афанасьевну изменить своё мнение. Важно остановиться на двух моментах: что заставило Сережу написать объяснительную записку, и почему так “неслыханно дерзко” повела себя на собрании Юлька. В этой части необходимо аргументированно изложить просьбу- пересадить детей. Сообщаю учащимся, что очень важно правильно закончить письмо, например, каким- нибудь добрым пожеланием.

Ученики записывают краткую памятку в тетради. (См. Приложение №2)

Vэтап - написание письма.

После того, как работа закончена, дети зачитывают созданные тексты писем.

Вместе обсуждаем, оцениваем детские высказывания.

- Какова, по- вашему, главная мысль рассказа? Вдумайтесь в название рассказа.

VI этап - подведение итогов.

- Итак, ребята, что вы поняли, чему научились сегодня на уроке?

(Дети самостоятельно делают выводы о том, что трудно убедить человека, не научившись объяснять. А так хочется быть понятым. Ради этого написан рассказ Т.Ломбиной “Объяснительная записка”).

- Один мальчик так написал в сочинении “Что такое счастье?”: “Счастье- это когда тебя понимают…”

Прошу детей сформулировать тему урока. Обсуждаем предложения, наиболее удачную тему записываем на доске и в тетради.( Возможный вариант темы указан в данной разработке).

- Человека в жизни часто подстерегают конфликты, которые кажутся порой неразрешимыми. Но во что же превратится жизнь, если отказаться от поиска путей выхода из них? (Мир захлестнут злоба и ненависть).

Без чуткости и внимания люди никогда не смогут понять друг друга. Эти редкие качества объединяют Юлю и Сережу, выделяя их среди окружающих. Отсутствие описания внешности героев переключает наше внимание на их внутренний мир, который и является центром рассказа.