Учебный проект "Великое богатство нашей малой Родины"

Разделы: Иностранные языки


При проведении анкетирования после первого проекта еще в мае прошлого учебного года ребята сами выбрали тему “Моя страна” в учебнике “Английский язык IV” (авторы: Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.) для создания будущего проекта, в новом учебном году. К изучению этой темы мы подошли в феврале 2005 года, а уже 24 февраля мы и представляли и защищали наш проект перед гостями – администрацией, учителями английского языка.

В ходе изучения темы “Моя страна” ребята пришли к выводу, что у каждого человека есть не только большая Родина (родная страна), но и малая Родина (тот город или поселок, где он родился и живет), поэтому этот проект тоже связан с краеведением.

Творческое название проекта: “Великое богатство нашей малой Родины”.

Дидактическая цель: Формирование компетентности учащихся в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни.

Методические задачи:

  • освоить лексические единицы и структуры по теме “Моя страна”;

  • формировать навыки командной и самостоятельной работы;

  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты работы;

  • развивать практические навыки работы с компьютерными программами Power Point, Publisher для оформления итогов работы.

Основополагающий вопрос: “Чем и кем богата наша малая Родина?”.

Ребята разделились по желанию на 4 группы, причем состав групп поменялся (по сравнению с первым проектом). У каждой группы было свое исследование, результатом которого были 4 слайда в общей презентации и буклет по своей теме.

Самостоятельные исследования учащихся:

1 группа – “История поселка в событиях и датах”.

2 группа – “Достопримечательности поселка сегодня”.

3 группа – “Великие просторы нашей малой Родины”.

4 группа – “Главное богатство поселка – это люди”.

Этот проект, также как и первый, был надпредметным, на выполнение проекта ушло также 10 уроков. Для проведения рефлексии ребята после проекта заполнили 3 анкеты, где опять же отметили такую форму работы, как положительную, вызывающую интерес и подтвердили готовность к созданию проекта в будущем учебном году.

Дидактическая цель: формирование компетентности учащихся в сфере гражданскообщественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни.

Методические задачи:

1.Освоить лексические единицы и структуры по теме “Моя страна”

2. Формировать навыки командной и самостоятельной работы.

3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты работы.

4. Развивать практические навыки работы при работе с компьютерными программами Power Point, Publisher для оформления результатов работы.

Основополагающий вопрос: “Чем богата наша малая Родина?”

Проблемные вопросы: “Можно ли сохранить историю посёлка для потомков?” “Чем знаменит посёлок сегодня?”, “Каково влияние людей на флору и фауну нашей малой Родины?”, “Кто или что является главным богатством посёлка?”

Творческое название проекта: “Великое богатство нашей малой Родины”.

Самостоятельные исследования учащихся:

“История посёлка в событиях и датах”;

“ Достопримечательности посёлка сегодня”;

“Великие просторы нашей малой Родины”;

“Главное богатство посёлка – это люди”.

Предметные области: учебный проект проводится в рамках следующих предметов:

Английский язык Русский язык
История Краеведение
География Информатика

Возраст учащихся: 7 “а” класс (12-13 лет)

Предполагаемая продукция проекта: презентация учащихся (слайд-фильм), публикации учащихся (буклеты), презентация учителя (слайд-фильм).

Аннотация проекта: Проект проводится по изученной учебной теме “Моя страна”.

В ходе изучения этой темы учащиеся приходят к выводу, что у каждого человека есть не только большая Родина (родная страна), но и малая Родина (посёлок, где он родился). С помощью знаний, полученных  после изучения этой темы, а также самостоятельных исследований  учащиеся смогут ответить на основополагающий вопрос проекта “Чем богата наша малая Родина?”

Время выполнения проекта: 10 уроков (3 недели 3-й четверти).

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения проекта.

Техническое оснащение: Компьютер, принтер, сканер, мультипроцессор.

Программное обеспечение: Электронные таблицы, издательские программы, текстовые процессоры, программы для обработки изображений.

Материалы на печатной основе: Учебник “Английский язык-IV” (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.); книга “Прошлое, настоящее посёлка” (Жданова И.В.) книга “География Свердловской области”; карта посёлка.

Другое: Для успешного проведения проекта ребята встретятся с краеведами посёлка Ждановой И.В. и Исакичевой М.В., поговорят с учителем географии Батенёвой Л.И., проведут опрос населения для выявления наиболее популярных людей, сходят в детскую библиотеку.

Оценка деятельности учащихся: Контроль будет проводиться посредством опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итогов творческих заданий (по разработанным критериям и процедурам оценивания работы).

Ключевые слова: Сюда входят лексические единицы и структуры по теме “Моя страна”, дополнительная лексика для описания истории, природы, достопримечательностей посёлка, пословицы и фразеологизмы по теме (на английском языке).

Лист учёта материалов УМП к проекту:

  • Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения.
  • “Визитная карточка проекта”.
  • Лист планирования самостоятельной работы групп учащихся по проекту.
  • Лист планирования содержания презентации (слайд-фильма) учащихся.
  • Лист планирования публикации (буклет) учащихся.
  • Лист оценивания и контроля презентации и публикации учащихся.
  • Дидактические материалы поддержки учебного процесса.
  • Лист планирования презентации учителя (слайд-фильм) для защиты проекта.
  • Лист планирования организационных моментов по проекту.

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Предмет: английский язык.

Учебная тема: “Моя страна”.

Возраст: группа учащихся 7 “а” класса (12-13 лет).

Основополагающий вопрос: “Чем богата наша малая Родина?”

Проблемные вопросы: “Можно ли сохранить историю посёлка для потомков?”;

“Каким стал посёлок сегодня?”; “Каково влияние людей на  флору и фауну нашей малой Родины?”; “Кто или что является  главным богатством посёлка?”

Дидактическая цель: “Формирование компетентности учащихся в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни”.

Методические задачи:

1.Освоить лексические единицы и структуры по теме “Моя страна”

2.Формировать навыки командной и самостоятельной работы.

3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты работы.

4. Развивать практические навыки при работе с компьютерными программами Power Point, Publisher.

Творческое название проекта: “Великое богатство нашей малой Родины”.

Этапы работы над проектом.

Формулирование проблемы, выбор темы, определение творческого названия проекта, формирование групп для проведения исследований – 1-й урок.

Обсуждение плана работы групп, возможных источников информации, предполагаемой продукции в результате работы – 2-й урок.

Отчёт групп по сбору информации (на русском языке) и возможная корректировка их действий – 3-й урок.

Представление группами структуры слайд-фильма с комментариями на английском языке – 4-й урок.

Работа групп в кабинете информатики для оформления результатов в слайд-фильме – 5, 6, 7-ой урок.

Репетиция презентации проекта – 8-й урок.

Защита проекта перед гостями – 9-й урок.

Рефлексия работы – 10-й урок.

Планирование самостоятельной работы групп учащихся по проекту.

Учебная тема: “Моя страна”.

Творческое название проекта: “Великое богатство нашей малой Родины”.

Основополагающий вопрос: “Чем богата наша малая Родина?”

Проблемные вопросы:

“Можно ли сохранить историю посёлка для потомков?”

“Каким стал посёлок сегодня – его достопримечательности”

“ Каково влияние людей на флору и фауну нашей малой Родины?”

“Кто или что является главным богатством посёлка?”

Этапы работы и виды самостоятельной групп учащихся по проекту:

Группа № 1 (Перевозчиков Александр, Полшков Алексей, Рябов Евгений, Шипицын Андрей) работает по истории посёлка. Ребята с помощью краеведческих  материалов должны ответить на вопросы о возникновении посёлка, о строительстве завода, о его продукции в военное и мирное время, о строительстве некоторых известных учреждений. По результатам работыгруппа готовит презентацию (слайд-фильм) и публикацию (буклет). Источники информации: беседа с краеведами посёлка Ждановой И.В.и Исакичевой М.В.; книга “Прошлое и настоящее посёлка”; фотографии.

Группа № 2 (Пастухова Анастасия, Худорожкова Татьяна, Оборин Андрей, Черепанов Андрей) работает по современному облику посёлка. Ребята составляют  справку о месте нахождения посёлка, его улицах, достопримечательностях. По результатам работы они готовят презентацию (слайд-фильм) и  публикацию (буклет). Источники информации: карта посёлка, фотографии.

Группа № 3 (Панькова Наталья, Устюгова Светлана, Пастоногова Юлия, Воробьёва Татьяна) работает по флоре и фауне нашей малой Родины. Девочки должны рассказать о том, какие деревья, животные, полезные ископаемые есть у нас. По результатам работы они готовят презентацию (слайд-фильм) и публикацию (буклет). Источники информации: географический атлас, книга “География Свердловской области”, беседа с учителем географии, фотографии.

Группа № 4 (Белых Анна, Перминова Каролина, Растворова Елена, Шляпникова Ксения) проводит опрос населения, чтобы составить рейтинг популярности  среди жителей посёлка, а также готовит рассказ о биографии одного из самых  известных людей – Чадовой Галине Михайловне. По результатам работы они готовят презентацию (слайд-фильм) и публикацию (буклет). Источники информации: краеведческий материал о Чадовой Г.М., анкетирование людей, фотографии.

Индивидуальное задание каждому ученику: написать письмо другу о своей малой Родине.

Планирование презентации проекта учителем.

Общая цель создания представления проекта: Представление методики организации и проведения учебного проекта с помощью новых информационных технологий.

Презентация проекта может включать следующие пункты.

  • Название проекта, автора и участников проекта, дату исполнения.
  • Цель и задачи проекта.
  • Основополагающий и проблемные вопросы, предлагаемые к разрешению в проекте
  • Предметные области, в рамках которых проводился проект, сроки выполнения.
  • Деление ребят на группы, темы их исследований, предполагаемые результаты.
  • Этапы работы над проектом.
  • Программно-техническое обеспечение проекта.
  • Материалы учебно-методического пакета к проекту.
  • Анализ эффективности предлагаемой методики работы.

Структура слайд-фильма учителя:

  • 8 слайдов;
  • 1 фон;
  • 1 вариант смены слайдов.

Планирование презентации учеников.

Общая цель создания презентации учащихся: представление итогов исследований групп на русском и английском языках с помощью программы Power Point.

Презентация учащихся может включать:

  • название темы исследования, фамилии участников группы, дату создания.
  • цель, задачи, ход исследования на русском языке.
  • сами результаты исследования на английском языке.

Структура слайд-фильма учащихся:

  • 16-18 слайдов (по 4-5 слайдов на каждую группу);
  • 8-10 картинок;
  • 4 фона слайдов (у каждой группы свой фон);
  • 4 варианта смены слайдов (у каждой группы – своя).

Планирование публикации учащихся.

Общая цель создания публикации: представление итогов исследований групп на английском языке в программе Microsoft Publisher.

Публикация учащихся может включать:

  • название темы исследования группы на английском языке.
  • сам результат работы группы на английском языке.

Структура публикации учащихся:

  • 4 буклета (у каждой группы – свой буклет);
  • 8-12 картинок (по 2-3 картинки на один буклет);
  • 4 макета буклетов (у каждой группы – свой макет).

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при работе над проектом.

Цель: научить учащихся адекватно оценивать себя и своих товарищей при организации коллективно-учебной деятельности в группе.

I. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Что мы делали?
  2. С какой целью?
  3. Каковы результаты нашей деятельности?
  4. Как мы этого достигли?
  5. Можно ли было сделать лучше?
  6. Можем ли мы быть довольны своей работой в этом году?
  7. Остались ли силы и желание на подобную работу в следующем учебном году?

II. Проанализируйте, пожалуйста, работу в группе:

  1. Распределение по группам было делом добровольным? а) да; б) нет;
  2. Как общение между участниками группы в ходе работы влияло на выполнение задания? а) оно делало её эффективной; б) оно тормозило работу; в) оно способствовало налаживанию контактов, но не позволило до конца выполнить задачу; г) оно позволило выполнить задачу, но испортило отношения в группе.
  3. На каком уровне в большей степени было общение в группе? а) обмен информацией; б) взаимодействие; в) взаимопонимание; г) все уровни.
  4. Какого уровня трудности испытывали участники группы при выполнении задания? А) недостаток информации; б) недостаток знания АЯ при переводе информации; в) недостаток опыта работы на компьютере; г) трудности в общении.
  5. Какой стиль общения преобладал в работе? а) ориентированный на человека; б) ориентированный на выполнение задачи; в) старались не забыть ни про людей, ни про выполнение задачи.
  6. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задачи? а) в группе сохранилось единство и партнёрские отношения; б) единство группы в ходе работы было нарушено.
  7. Кто или что сыграл(о) решающую роль в том, что произошло в группе? а) лидер, выдвинувшийся в ходе работы; б) нежелание наладить контакт большинства участников группы; в) непонимание задачи, поставленной для совместной работы; г) сама задача оказалась трудной (неинтересной).
  8. В следующем проекте вы бы хотели остаться в этой же группе? а) да; б) нет; в) не знаю; г) это будет зависеть от задания.

III. Заполните, пожалуйста, карту оценивания работы над проектом по 3-х балльной шкале:

  моя работа участники группы 1 2 3 работа всей группы работа всего класса работа учителя
1-й этап “Мозговой штурм” (тема, задачи)          
2-й этап “Сбор информации”          
3-й этап “Обработка итогов

работы, перевод на АЯ”

         
4-й этап “Работа с компьютером”          
5-й этап “Защита проекта”          
Ваши пожелания          
           
           
         

Контроль презентаций и публикаций групп учителем по 3-х балльной шкале.

Критерии оценивания презентации групп 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
1 Содержание отражает цели и задачи работы группы над своей темой 3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

2 Содержание понятно, представлено логично 3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 Отсутствие орфограф-ких и пунктуац-ых ошибок 2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

4 Оформление отвечает требованиям эстетики 3 балла

3 балла

3 балла

2 балла

3 балла

3 балла

3 балла

2 балла

5 Шрифт легко читается (не менее 24, 18 в презентации, 14-18 в буклете) 2 балла

3 балла

2 балла

3 балла

3 балла

3 балла

2 балла

3 балла

6 Использование не более 3-х цветов 3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

7 Использование картинок, фотографий 3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

3 балла

2 балла

3 балла

8 Взаимодействие в группе при работе над

слайд-фильмом и буклетом

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

3 балла

2 балла

2 балла

9 Общее количество баллов (макс. 24 балла ) 21 балл

21 балл

21 балл

21 балл

22балла

23 бал.

20 бал.

21 бал.

 

Оценка:

“5” “5” “5” “4”
    “5” “5” “5” “5”

Критерии оценивания групп:

21-24 балла – “5”  
17-20 баллов – “4”
13-16 баллов – “3”

Критерии оценивания учебного проекта по 3-х балльной шкале.

Критерии оценивания

Самооценка учителя

Оценка экспертов

1 Связь с программой и учебным планом 3 балла  
2 Содержание проекта понятно, логично, цели и задачи соответствуют образовательным минимумам. 3 балла  
3 Авторы продумали защиту прав на свои документы, соблюдали чужие права. 2 балла  
4 Оригинальность идей, исследовательский подход к решению задач проекта. 2 балла  
5 Использование мультимедийных средств 2 балла  
6 Использование новых педтехнологий (технологии сотрудничества и т.д.) 3 балла  
7 Работа в группах (работали все одинаково) 2 балла  
8 Оформление не отвлекает от содержания 3 балла  
9 Включение инструментов оценивания 3 балла  
10 Возможность применения проекта в школе 3 балла  
  Итоговое количество баллов (макс. 30 бал.) 26 баллов  
    «5»  

Критерии оценивания проекта:

26-30 баллов –“5”
21-25 баллов – “4”
16-20 баллов – “3”