Тема урока: "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Действия с десятичными дробями.

Цели:

  • Образовательная – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: “Действия с десятичными дробями”;
  • Развивающая – развитие логического мышления учащихся; развитие самостоятельности; способности к самоконтролю, самооценке, взаимооценке;
  • Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Раздаточный материал:

  • листочки с копирками;
  • карточки - задания для каждой группы;
  • конверты с частями корабля, макет (А-4), клей;
  • дополнительное задание.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Внимательно посмотрите на доску, на столы, и скажите, что мы будем изучать на уроке, чем будем заниматься?

Учащиеся отвечают (Сообщают тему урока, что будет работа в группах и т. д.).

- 12 апреля в нашей стране отмечают день космонавтики, т. к. 12.04.61 г. Ю. А. Гагарин совершил полет на космическом корабле. Этот полет показал практическую возможность покорения человеком космоса. И мы с вами сегодня совершим перелёт с планеты: “Десятичные дроби” на планету “Вычислительно-измерительную”. Класс сегодня поделен на экипажи, в каждом экипаже есть командир корабля и космонавты – исследователи. Обратите внимание, что у каждого экипажа есть оценочный лист (см. приложение 1) в нем по ходу урока будут выставляться оценки. А чтобы совершить перелет мы с вами должны будем создать корабли – каждый экипаж свой корабль.

А прежде, чем приступить к созданию кораблей нужно пройти допуск к полету.

Проверка домашнего задания.

- Открываем тетради и проверяем домашнее задание. На доске записано решение, проверьте, если есть ошибка зачеркните и поставьте -.

№ 1449

1 – 5,4

2 – x

Ср. арифм. = 4,6

Пусть x – 2 число, тогда

(x +5,4) : 2 = 4,6;

x + 5,4 = 9,2;

x = 9,2 – 5,4;

x = 3,8.

Ответ: 3,8 – 2 число.

№1506 (б)

243, 08 + 256,32 : (28 – 25,5) = 345,608

1)

28,0
25,5
2,5
_

2) 256,32 : 2,5 = 2563,2 : 25 = 102,528

3)

102,528
243,080
345,608
_

- Поставьте себе оценки:

“5” - без ошибок;

“4” - 1 задание решено и есть 1 – 2 ошибки во втором задании;

“3” - решено верно одно задание;

“2” - ошибки – неверные ответы в обоих заданиях.

- Поставьте себе оценку за д/з в оценочный лист. Поднимите руку те, кто поставил себе “5”, “4” и т. д. Тетради с д/з закрыли, положили на край стола.

Устный счет.

- У вас на столах лежат листочки с копирками, каждый возьмите себе листочек и копирку, сложите, подпишите, имя и фамилию. Считаем устно, на листочках записываете только букву задания и ответ, время ограничено.

Учитель проговаривает задания, записанные на доске:

а) 2,14 + 0,61;
б) 3,1 + 1,82;
в) 3,12 – 2,1;
г) 14 – 12,8;
д) 5,4 • 0,1;
е) 1,5 • 3;
ж) 2,4 : 2;
з) 0,42 :2;
и) 2,865• 100.

- Положили ручки, сдайте листочек на котором написано ручкой. Обменялись листочками (копиями) в парах, взяли простой карандаш, проверяем и ставим оценку. Не забываем выставлять оценку в оценочный лист.

Критерии:

“5” -все верно;

“4” - 1-2 ошибки;

“3” - 3-4 ошибки;

“2” - более 4 ошибок.

- Поднимите руку те, кто поставил себе “5”, “4” и т. д.

- Какими правилами пользовались при вычислениях?

Учащиеся перечисляют.

- А какие правила не использовали?

Учащиеся перечисляют.

- Напомните их!

Учащиеся рассказывают (правила умножения на десятичную дробь, деление на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д., деление на десятичную дробь).

Работа в группах.

- А сейчас приступаем непосредственно к созданию кораблей. Открываем тетради, записываем число, тему урока: “Действия с десятичными дробями”.

- У каждого экипажа есть командир корабля, космонавты – исследователи подчиняются командиру. Командир оценивает работу каждого члена экипажа и свою. У командира находится конверт с частями корабля, по мере выполнения заданий вы будете приклеивать соответствующую номеру задания часть корабля к макету.

- Слова, получившиеся при выполнении всего задания, командир пишет на доске.

Карточки - задания группам:

Карточка 1.

№ задания т к в с ы 1 о -
1 5,99 5,32 7,99 7,21 8,16 7,65 8,21 5,1
2 8,6 5,37 6,32 8,2 6,55 4,5 5,78 5,3
3 3,65 3,21 3,23 2,85 2,01 2,25 2,78 4,5
4 28,314 26,123 25,125 24,145 20,123 28,125 24,125 24,15
5 65,3 25,3 24,1 14,5 29,13 18,9 24,13 18,2
6 13,2 18,2 45,6 19,2 19,3 20,2 20,1 18,6
7 56,3 56,48 58,23 58,74 55,06 54,77 54,85 54,66
8 2,34 0,32 0,65 1,36 0,03 0,34 1,85 1,54

Задания к карточке 1.

  1. Выполнить действия: 2,41 + 8,68 – 3,1
  2. Выполнить действия: 3,91 : 2,3 + 4,08
  3. Решить уравнение: 10 – 2,4x= 3,16
  4. Выполнить сложение: 24,2 + 0,867 + 3,247
  5. От ленты длиной 30 м отрезали 5,87 м. Сколько метров ленты осталось?
  6. Скорость течения реки 3,4 км/ч. Собственная скорость катера равна 21,6 км/ч. Найти скорость катера против течения.
  7. Выполнить действия: 73,12 – (5,34 + 13,12)
  8. Выполнить деление: 1,598 :4,7

Карточка 2.

№ задания в л к я ё о р
1 1,49 1,39 1,59 1,01 1,29 2,16 2,19
2 4,25 4,21 4,65 3,15 5,65 4,75 5,68
3 27,19 27,20 27,16 28,14 17,16 17,17 27,17
4 3,6 3,5 3,8 2,9 3,9 3,7 3,1
5 25,4 25,8 25,9 26,8 25,18 25,16 26,26
6 52,09 52,63 52,01 53,06 52,06 52,98 52,31
7 23 13 15 20 18 26 18

Задания к карточке 2.

  1. Выполнить действия: (6 – 4,94) • 1,5
  2. Решить уравнение: 12,87 + x = 8,12
  3. Выполнить сложение: 12,86 + 13,11 + 1,2
  4. Найти среднее арифметическое чисел: 3,4; 4,1; 3,6
  5. Найти скорость катера по течению, если собственная скорость катера равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,2 км/ч.
  6. Выполнить действия: 67,12 – (13,04 + 2,02)
  7. Выполнить деление: 193,2 : 8,4

Карточка 3.

№ задания о р б н в а к й у
1 5,6 5,8 5,4 5,2 9,4 4,2 4,8 4,9 5,9
2 7,2 7,8 7,9 4,5 8,9 7,3 7,6 8,6 8,9
3 48,2 49,2 46,2 45,2 49,6 47,98 48,69 48,1 48,21
4 147,23 147,25 147,28 147,69 149,2 147,85 147,06 148,25 149,35
5 15,13 15,26 15,24 15,48 18,16 18,15 15,15 15,1 15,4
6 17,9 17,5 16,2 17,8 19,1 17,201 18,2 17,9 17,6
7 11,36 11,45 11,87 11,02 12,26 11,05 11,09 11,08 11,25
8 2,8 3,8 3,2 5,2 4,6 5,6 5,4 2,5 1,02

Задания к карточке 3.

  1. Выполнить действия: 3,42 + 4,08 – 2,1
  2. Выполнить действия: 3,75 • 2 – 0,2
  3. Решить уравнение: 61,2 – x = 13,1
  4. Выполнить сложение: 136,86 + 10,2
  5. От куска проволоки длиной 20 м отрезали 4,87 м. Сколько проволоки осталось?
  6. Скорость течения реки 3,8 км/ч. Собственная скорость катера равна 21,6 км/ч. Найти скорость катера против течения.
  7. Найти среднее арифметическое чисел: 10,2 и 12,3
  8. Выполнить деление: 11,59 : 3,05

Карточка 4.

№ задания , 4 3 8 0 6
1 3,8 3,6 2,9 3,2 3,9 2,8
2 1,6 1,6 2,6 2,6 1,8 3,9
3 31,25 31,02 32,62 31,24 31,09 32,03
4 11,12 11,02 12,36 11,09 11,3 11,15
5 4,2 4,6 5,2 4,1 2,3 2,05
6 5,02 5,99 6,09 5,66 5,12 3,12
7 12,2 13,6 13,5 14,8 14,9 12,6

Задания к карточке 4.

  1. Выполнить действия: (7 – 5,2) • 2
  2. Решить уравнение: 14 – x = 12,2
  3. Выполнить сложение: 13,2 + 16,01 + 2,03
  4. Найти среднее арифметическое чисел: 10,2 и 12,1
  5. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 21,8 км/ч, а его скорость по течению 25,9 км/ч.
  6. Выполнить действия: (12,1 – 2,06) : 2
  7. Выполнить деление: 7,56 : 0,6

В результате выполнения заданий на доске появляется следующее:

1 экипаж: Восток-1

2 экипаж: Королёв

3 экипаж: Байконур

4 экипаж: 40868,8 км

Если какая – либо группа справляется раньше, ей выдаётся дополнительное задание (см. приложение 2)

Подведение итогов. Д/З.

- Слово предоставляется командирам экипажей.

Ребята подводят итог работы на уроке своей группы. В процессе беседы выясняются значения полученных в результате выполнения заданий слов:

1 экипаж: Восток-1 - название корабля.

2 экипаж: Королёв – создатель корабля.

3 экипаж: Байконур – название космодрома.

4 экипаж: 40868,8 км – протяженность маршрута.

- Мы закончили изучение темы: “Действия с десятичными дробями” и вы сказали, что готовы к изучению следующей темы: “Инструменты для вычислений и измерений”. Я с вами соглашусь, но окончательные результаты мы узнаем на следующем уроке - контрольной работе.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. №1501, 1505 (в).

- Урок окончен! Спасибо за работу. Оценочные листы и тетради с д/з сдайте.

Литература:

  1. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 6 – е изд. – М.:Мнемозина, 2000. – 304 с.
  2. Виленкин Н. Я. Дидактические материалы. 5 класс.
  3. Черняева Г. А. Урок-игра по теме: "Действия с десятичными дробями". 5-й класс. / Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.