Обобщающий урок литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших. Формы оценивания"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Формирование сознательного, выразительного и правильного навыка чтения, умения пересказа, воспитание любви к животным и бережного отношения к ним.

Оборудование урока.

Картинки героев из Простоквашино, выставка книг о животных, письма от Печкина, два кубика – зеленый и красный, картинки животных: лисы, ежа, слона, а также медведя и барсука, сороки и зайца. Волшебная яблоня с яблоками, зайчики с пятерками, призы-книжки, приз зрительской симпатии.

Ход урока

Организационный этап.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Открытие.

Учитель: Сегодня, ребята, мы проводим урок-соревнование между двумя командами: командой девочек и командой мальчиков по разделу...

Дети: О братьях наших меньших.

Учитель: Вспомним прочитанные произведения о животных, назовем правила друзей природы. А задания для вас приготовили герои из Простоквашино. Вот, смотрите, летит галчонок Хватайка.

Стук в дверь.

Галчонок: Кто там?

Печкин: Это я – почтальон Печкин.

Учитель: А это кто?

Ребята хором называют героев.

Печкин: Я друзья, недавно в гостях, у знакомых был. Чай с медом, сушками пил. Сидя за самоваром, разговоры всякие разговаривал о житье-бытье. У них хоть и много забот, да живут они весело, дружно.

Матроскин: А и правда! Что это мы все одни да одни. Даже словом перекинуться не с кем. Давайте кого-нибудь в соседи позовем.

Шарик: Края у нас хорошие и много разных просторов. Приезжайте к нам жить и работать.

Дядя Федор: Хорошо, пусть по соседству поселяются. На конкурсной основе, кто больше читает, тот и больше знает.

Шарик: По лапам, по лапам устроим им экзамен.

Хватайка: Кар-рр! Ну что ты, Шарик, какой тебе экзамен. Ты забыл, что у нас сегодня праздник. Давайте лучше конкурсы проводить, думать вместе. А победителей определим по гороху. У кого за правильные ответы наберется больше гороха в стаканах, тот будет наш простоквашинский.

Матроскин: Ага! А если кто чего не знает, пусть заглянет в уголок! Вон сколько там книг!

Дядя Федор: И приз зрительской симпатии у нас есть. Кто покажется самым находчивым, кто понравится зрителям больше всех, получит этот приз.

Показывает приз.

Учитель: В любом конкурсе участвует жюри, которое помогает оценивать работу его участников. Представляю членов жюри.

Начнем:

Проводятся конкурсы. Печкин предлагает командам продолжить стихотворения. Ученик читает в письме:

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу.

Дети хором:

Ласточка рядом летала

Словно не веря концу.

Ученица читает:

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим.

Дети хором:

Ласточка? Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним.

Ученик читает:

Чуть живой. Не чирикает даже

Замерзает совсем воробей.

Дети хором:

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

Ученица читает:

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

Дети хором:

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Учитель: Кто автор этих стихов? Над чем заставляют задуматься нас эти строки?

Дети вспоминают упражнение по русскому языку:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать!

Прочитаем окончания стихотворных строк.

Горевала, не брала, не рисовала, ждала.

Учитель: Какая команда скажет, что это за стихотворение? (С.Михалков “Мой щенок”)

Найдите это стихотворение. Прочитаем его выразительно.

Дети читают.

Учитель отмечает: хорошо, старайся, молодец, не бойся ошибиться, хорошее чтение, не плохо.

Второй конкурс “Литературный клуб”

Мальчикам – зеленый кубик, девочкам – красный.

За правильный ответ команда получает картинку от Шарика, который приклеивает на одну сторону кубика. Выигрывает команда, заклеющая быстрее кубик картинками.

Вопросы задает Шарик.

1) Прочитайте о плохом отношении человека к животным. Для девочек – в рассказе М.Пришвина “Ребята и утята”. Для мальчиков – в рассказе Б.Житкова “Как слон спас хозяина от тигра”.

2) Прочитайте, как изменилось поведение героев. И почему?

3) Прочитайте, как животное приходит на помощь человеку?

4) Назовите правила друзей природы.

5) Может ли медведь танцевать или петь?

6) Может ли барсук залезть на сук?

7) Кто собирает яблоки спиной?

8) Кто меняет шубу два раза в год?

9) Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?

10) Какой страшный хищный зверь падок до малины?

11) Рассмотрите рисунок. Что это за рассказ? Прочитайте, соответствующий отрывок к рисунку из рассказа?

12) Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник? Прочитайте отрывок из рассказа?

Следующий музыкальный конкурс.

Хором назовем животных. Это лиса, слон, ежик, медведь. Сейчас послушайте музыку и подумайте, герой из какого рассказа мог бы танцевать под эту музыку. Картинки помогут ответить вам на вопрос.

1) 3вучит музыка.

2) Дети называют животное.

3) Доказывают чтением отрывка.

Николай Сладков “Лиса-плясунья”

Виталий Бианки “Музыкант”

Евгений Чарушин “Страшный рассказ”

Борис Житков “Как слон спас хозяина от тигра”

Музыкальная пауза.

Скажите радостно, весело – “Музыкальная пауза”.

А сейчас объявите торжественно.

Попробуйте грустно произнести эту фразу.

Руки на пояс, руки на пояс.

Поставьте вначале, поставьте вначале,

Влево и вправо, влево и вправо качайте плечами.

А напоследок должны вы

мяукнуть, крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть.

Мяу-мяу, кря-кря, ква-ква, гав-гав, хрю-хрю, хрю-хрю.

Вы дотянитесь, вы дотянитесь

мизинцем до пятки, мизинцем до пятки,

если сумели, если сумели,

все в полном порядке, все в полном порядке.

А напоследок должны вы

мяукнуть, крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть.

Мяу-мяу, кря-кря, ква-ква, гав-гав, хрю-хрю, хрю.

Задание Матроскина.

Вспомним героев. Найдите третьего лишнего в этом списке.

Кот Матроскин, дядя Федор, Серый Волк.

дяденька, Федора, Аришка-трусишка,

медведь, галка, барсук, свиристель, Косач, медведь.

Что сказала бабушка про галку? Какая Аришка? Прочитайте.

Что узнали про свиристеля, Косача, медведя из рассказа?

Галчонок спрашивает девочек.

Что говорят друг другу заяц и сорока?

Галчонок спрашивает мальчиков.

Что говорят друг другу медведь и барсук?

Ребята выходят к доске, берут картинки зверей, пересказывают, объявляют рассказ.

Итог урока.

1. О чем пишут в своих рассказах Бианки, Сладков, Чарушин? Чему учат нас эти рассказы?

2. Вот волшебная яблонька с яблоками трех цветов. Если вы отлично работали на уроке, то возьмите красное яблоко. Если хорошо, на 4 – желтое, а если слабо отвечали, то зеленое. А за плохое поведение в наказание возьмите ворону.

3. Учитель дает зайчики с пятерками.

4. Кто же получит приз зрительской симпатии?

5. Учитель. Ребята, вы сегодня проявили смекалку, показали знания. Я очень довольна вами и написала, что вы заслужили оценку.

ОТЛИЧНО. Спасибо за помощь героям из Простоквашино.

6. Слово жюри. А теперь награждается книгами команда- победительница. Она набрала больше горошен.

Учитель. Хочу, чтобы вы были штурманами для своих друзей в огромном мире книг.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

Этой маленькой точкой можно закончить наш урок.

В учебнике “Родная речь” М.В. Головановой, В.Г.Горецкого помещены высокохудожественные произведения, воспитывающие у учащихся мысль – природа, животные и человек неразрывно связаны между собой. Но это воспитательное содержание окажет благотворительное влияние на учащихся, если повысится их интеллектуальная и эмоциональная активность на уроке.

Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважения. Я стремилась построить урок чтения так, чтобы детям было интересно, каждый ученик участвовал в выборочном чтении, в пересказе по ролям, в выразительном чтении, в ответах на вопросы.

Хорошо поставленное чтение создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ: найди третьего лишнего в списке героев, определи, какой герой может танцевать под эту музыку, что перепутал художник. Эти виды работ развивают мышление, воображение, речь.

Совместная работа школьников на уроке рождает между ними потребность в отношениях, характеризующихся многими признаками, которые свойственны отношениям в любом коллективном труде. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели-взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. В связи с этим я несколько ослабляла иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроке. Старалась так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.

Применила следующие формы оценивания на уроке: словесная похвала учителя, самооценка ученика, вручение приза зрительской симпатии, награждение команды-победительницы книгами, картинки зайчиков с пятерками.