Программа элективнго курса по литературе "Литературный Усть-Илимск"

Разделы: Литература


Иркутская земля дала жизнь многим замечательным писателям русской литературы, питала их творчество, радовала глаз бесконечными лесными просторами, красотой рек, ясноглазием озёр…Среди писателей Сибири есть имена, которые известны далеко за пределами нашей Родины. Это и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, и Моисей Рыбаков, и Иосиф Уткин и многие другие. В городе Усть-Илимске тоже есть ряд замечательных авторов, творчество которых необходимо знать каждому жителю нашего удивительного города.

Элективный курс «Литературный Усть-Илимск» предназначен для гимназий, лицеев, колледжей, а также школ с гуманитарным уклоном и рассчитан на 34 часа. Программа курса обладает новизной, так как в ней изучаются жизнь и произведения писателей города Усть-Илимска, творчество которых не входит в обычную школьную программу. При обучении используются технология концентрированного обучения, технология сотрудничества, а также всевозможные приёмы активных форм обучения: диспуты, коллективное решение проблемы и т.д. Теоретический аспект курса является хорошим дополнением к знаниям, полученным на уроках словесности.

Особенностью курса является то, что среди своих целей ставится цель воспитания художественного вкуса и воспитания читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Усть-Илимской земли в формировании русской литературы.

Сопереживание, развитие творческой фантазии на данных занятиях сочетается с формированием познавательной активности учащихся в процессе овладения навыками краеведческого исследования.

Очевидно, что выбранный курс для общеобразовательного процесса является актуальным, так как позволяет не просто расширить школьную программу по словесности, но и воспитать у детей чувство гордости за родной город, в котором работают замечательные писатели.

Главная цель вводимого элективного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине – Усть-Илимской земле, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Для достижения этой большой и важной цели выдвигаются конкретные задачи:

  • просветительская (приобщение к истории литературы на Усть-Илимской земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов);
  • агитационная (увлечь учащихся пафосом литературно- краеведческих поисков);
  • эстетическая (раскрыть ученикам богатство мира идей и образов, созданных писателями на Усть-Илимской земле);
  • лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь учащихся);
  • обучающая (овладение навыками библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов).

Ведущим в обучении является технология концентрированного обучения и технология сотрудничества наряду с другими технологиями: технология разноуровнего обучения, блочно-модульное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, технология учебной дискуссии, коллективный способ обучения. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся поискового и исследовательского характера.

1. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Название курса «Литературный Усть-Илимск»
Какие разделы включает? Творчество писателей первопроходцев

Молодое поколение поэтов земляков

Журналистика. Публицистика

Стихи лицеистов разных лет

Диалог поколений. Встречи с писателями разных поколений

Какая программа взята за основу? За основу взята программа по словесности для МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей». Авторы Коршунова Т.В. и Лорай С.Л.
На какое время рассчитана? 34 часа

Творчество писателей первопроходцев – 10 часов

Молодое поколение поэтов земляков – 13 часов

Журналистика. Публицистика – 4 часа

Стихи лицеистов разных лет – 4 часа

Диалог поколений. Встречи с писателями разных поколений – 3 часа

Форма итогового контроля Защита реферата (в форме презентации и буклета) по творчеству одного из писателей.
К какому виду относится? Предметный вид

2. ЦЕЛИ

Расширить знания учащихся в области литературы путем изучения произведений Усть-Илимских авторов, не вошедших в общеобразовательную программу.

Иметь представление:

  • О многообразии литературной жизни города Усть-Илимска

Учащиеся должны знать:

2. Биографии прозаиков и поэтов своего города

3. Богатство мира идей и образов, созданных писателями Усть-Илимской земли

Учащиеся должны уметь:

4. Самостоятельно приобретать и применять знания в ходе комплексного анализа и интерпретации текста

5. Выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения

6. Видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, к читателю и вступать в диалог с автором , формулировать своё отношение к авторской позиции

7. Самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты

8. Читать выразительно наизусть стихотворения Усть-Илимских поэтов

9. Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями, справочниками

Иметь опыт:

10. Следить за литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых книг и литературных журналов, рецензировать прочитанные произведения, давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее

11. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение

12. Писать сочинения различных жанров

13. Написания учебника-хрестоматии

3. СТРУКТУРА КУРСА

Название модуля

№ целей

Модуль 1. Творчество писателей первопроходцев

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12

Модуль 2. Молодое поколение поэтов земляков

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Модуль 3 Журналистика. Публицистика

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12

Модуль 4. Стихи лицеистов разных лет

1, 2, 3,5, 8, 10

Модуль 5. Диалог поколений. Встречи с писателями разных поколений

1,2,3, 6,8, 11, 13

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ОБУЧЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основу содержания элективного курса составляет чтение и изучение биографий и произведений писателей города Усть-Илимска. В программе предусмотрена возможность большей или меньшей глубины изучения различных произведений Усть-Илимских авторов. В связи с этим намечены два списка произведений: для чтения и изучения и для самостоятельного (внеклассного) чтения.

№ Тема занятий Количество часов Деятельность учащихся
1. Творчество писателей первопроходцев 13 часов Работа в малых группах. Беседа, работа с источником информации. Подборка, чтение и изучение жизненного и творческого пути писателей первопроходцев города Усть-Илимска (Л.Аврясов, А. Давыдов, М. Рябиков, М. Погарский, Т. Андрейко)
2. Молодое поколение поэтов земляков   10 часов Работа в малых группах. Сообщение учеников, беседа, дискуссия. Подборка стихотворений и материалов о поэтах города из периодической печати («Вечерний Усть-Илимск», «Усть-Илимская правда»)
3. Журналистика. Публицистика  4 часа Работа в малых группах. Работа с источниками информации. Подборка и анализ газетных статей Т.Владимировой, О. Нетецкой, М. Тяжелковой. Беседа. Дискуссия.
4. Стихи лицеистов разных лет   4 часа Работа в малых группах. Подборка стихотворений лицеистов разных лет. Составление сборника произведений с биографической справкой об авторах стихотворений.
5. Диалог поколений. Встречи с писателями разных поколений 3 часа Работа в малых группах. Знакомство с творчеством писателей разных поколений, приглашение на встречу. Написание сценария встречи с писателями города Усть-Илимска. Представление и защита собственных работ. Обсуждение работ и курса в целом.

Итог работы – составление сборника «Литературный Усть-Илимск»

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Каждый человек по-своему воспринимает прочитанное, поэтому у каждого имеется свой жизненный опыт. Все люди по-разному видят и слышат: один восхищается красотой реки Ангары, а другой и внимания не обратит. При чтении и обсуждении произведений данного элективного курса учащиеся сумеют выразить словом своё понимание, услышать то, что передаёт автор земли Усть-Илимской, на которой они сами проживают и любят.

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания о жизни и творчестве Усть-Илимских авторов, что может способствовать созданию собственных поэтических, прозаических и драматических произведений. Ученики научатся рецензировать прочитанные произведения. Курс поможет разнообразить и сформировать собственный читательский вкус. Повысится интерес к предмету «словесность» и литературе в целом.

Работа в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность, а также умение общения и взаимообучения.

Изученные понятия: литературоведческие понятия

(род, жанр, особенности стихосложения…)

Учащиеся будут иметь представление:

  • О многообразии литературной жизни города Усть-Илимска

 Учащиеся будут знать:

  • Биографии прозаиков и поэтов своего города
  • Богатство мира идей и образов, созданных писателями Усть-Илимской земли  

Учащиеся будут уметь:

  • Формулировать своё отношение к авторской позиции
  • Характеризовать главных героев произведений Усть-Илимских писателей
  • Читать выразительно наизусть стихотворения Усть-Илимских поэтов
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями, справочниками

 Учащиеся получат опыт:

  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение
  • Писать сочинения различных жанров
  • Написания учебника-хрестоматии

Система оценивания успешности прохождения курса

 Изучение данного курса предполагается построить в виде лекций, уроков-практикумов, семинаров, уроков-сообщений. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся – написание рецензий на произведения и реферата по творчеству одного из изученных авторов.

Форма итогового контроля — защита реферата по творчеству одного из писателей Усть-Илимска.

По итогам выполнения всех работ и защиты зачетной работы ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Список литературы, необходимой для освоения элективного курса

  •   Под созвездием Ангарстроя. Стихотворения. Братск, 1996 год
  • «Вечерний Усть-Илимск». Подборка газет с произведениями Усть-Илимских писателей.
  • «Усть-Илимская правда». Подборка газет с произведениями Усть-Илимских писателей.
  • Владимирова Т., Жданов А., Шарм А. Признание. Стихи и проза. Братск: МП ИД «Братск», 2001 год
  • Андрейко Т. «Зелёная горошина». Иркутск: «Иркутская областная типография», 1998 год
  • Саблина В.И. Мокроусова Екатерина. Плещут пламенем жарки. Стихи. Усть-Илимск: Клуб молодого поэта «Стихия», 2005 год
  • Горяйнова В. Надежды нежное свечение. Братск, 2000 год
  • Давыдов А.М. Не замести годами тот след. Усть-Илимск, 2002 год

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературы, использованной для составления элективного курса

1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Москва: «Дрофа», 2001 год

2. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва: «Просвещение», 1978 год

3. Иркутское время. Альманах поэзии. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002 год

4. Иркутское время. Альманах поэзии. Иркутск: Издатель Сапронов, 2003 год

5. Программа по словесности для МОУ «Усть-Илимский лицей». Авторы: Коршунова Т.В. и Лорай С.Л.

6. Сборник методических разработок учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 17. Усть-Илимск, 2003 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ УСТЬ-ИЛИМСК»  

Наименование учебной программы Программа элективного курса «Литературный Усть-Илимск»
Фамилия имя отчество автора программы Гаммершмидт Татьяна Владимировна
Место работы, специальность МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей», учитель русского языка и литературы
База занятий Вторая ступень обучения, 8-10 классы
Цель программы Пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине – Усть-Илимской земле, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.  
Задачи программы Вызвать интерес к предмету; приобщить к истории литературы на Усть-Илимской земле; раскрыть ученикам богатство мира идей и образов, созданных писателями нашего города; обогатить устную и письменную речь учащихся; научить создавать учебные пособия  

Список литературы, необходимой для освоения элективного курса

  • Под созвездием Ангарстроя. Стихотворения. Братск, 1996 год
  • «Вечерний Усть-Илимск». Подборка газет с произведениями Усть-Илимских писателей.
  • «Усть-Илимская правда». Подборка газет с произведениями Усть-Илимских писателей.
  • Владимирова Т., Жданов А., Шарм А. Признание. Стихи и проза. Братск: МП ИД «Братск», 2001 год
  • Андрейко Т. «Зелёная горошина». Иркутск: «Иркутская областная типография», 1998 год
  • Саблина В.И. Мокроусова Екатерина. Плещут пламенем жарки. Стихи. Усть-Илимск: Клуб молодого поэта «Стихия», 2005 год
  • Горяйнова В. Надежды нежное свечение. Братск, 2000 год
  • Давыдов А.М. Не замести годами тот след. Усть-Илимск, 2002 г

Список литературы, использованной для составления элективного курса

  • Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа», 2001 год
  • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1978 год
  • Иркутское время. Альманах поэзии. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002 год
  • Иркутское время. Альманах поэзии. Иркутск: Издатель Сапронов, 2003 год
  • Программа по словесности для МОУ «Усть-Илимский лицей». Авторы: Коршунова Т.В. и Лорай С.Л.
  • Сборник методических разработок учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 17. Усть-Илимск, 2003 год

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ УСТЬ-ИЛИМСК»

 1.Творчество писателей первопроходцев

  • Лев Аврясов. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Анатолий Давыдов. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Михаил Рябиков. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Михаил Погарский. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Татьяна Андрейко. Жизненный и творческий путь – 2 часа

2 . Молодое поколение поэтов земляков

  • Александр Жданов. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Владимир Мочалин. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Сергей Шоболов. Жизненный и творческий путь – 2 часа
  • Надежда Горяйнова. Жизненный и творческий путь – 2 часа.
  • Творческая работа. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение – 3 часа

3. Журналистика. Публицистика

  • Татьяна Владимирова –1 час
  • Ольга Нетецкая –1час
  • Марина Тяжелкова –1час
  • Творческая работа. Написание статьи в газету – 1 час

4. Стихи лицеистов разных лет – 3 часа

  • Творческая работа. Создание поэтического произведения –1 час

5. Диалог поколений. Встречи с писателями разных поколений –3 часа

Итого – 34 часа