Урок литературного слушания по преемственности детский сад/школа. Программа Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Образовательные. Формировать умение слушать, слышать и запоминать художественное слово, чувствовать красоту родной природы. Обогащать читательский опыт первоклассников. Выражать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы. Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта. Формировать читательские умения (правильно называть произведение, определять жанр и тему).
  • Воспитательные. воспитывать культуру поведения на уроке. Воспитывать у детей чувство потребности в прочтении книг. Воспитывать в детях “читателя”. Воспитывать чувство любви к родной природе и бережного отношения к ней. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
  • Развивающие. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным ответом. Развивать умение слушать и слышать стихи о природе. Развивать речевой слух у детей; развивать воображение.

Учебный материал: стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?”; портрет писателя, книги со стихами о природе; отрывок из музыкального произведения “Времена года” А. Вивальди; рисунки детей о своём любимом времени года; репродукции картин; словарь настроений; список поэтов с именем, отчеством и фамилией.

Ход урока

I. Орг. момент.

Ребята, сегодня мне пришло письмо от ребят из детского сада. А в нём вопрос … прочитайте, пожалуйста. (Ребята читают, и на доску вывешивается вопрос “Когда это бывает?”). Ребята очень хотят знать:

“Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает?”
“Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?”
“Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает.
Когда это бывает?”
“Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет

Когда это бывает?” (На доске открываются слова “осень”, “зима”, “весна”, “лето”).

Что объединяет эти слова? Как можно назвать одним словом? (открывается табличка “Времена года”).

II. Повторение.

- Ребята, на уроках чтения, литературного слушания мы знакомились со многими стихотворениями разных авторов, которые писали о временах года, описывали красоту родной природы. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру “Вспомни - назови”. В этом мне помогут ваши одноклассники. (4 человека по очереди читают наизусть отрывки из прочитанных стихотворений). По ходу чтения детей стихотворений открываются репродукции художников.

1.

“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.

- Как называется это стихотворение, и кто его написал? (А.А. Блок “Зайчик).

2.

“Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней”.

(С.А. Есенин “Поёт зима - аукает …”

3.

“Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник”.

(С.Я. Маршак “Апрель”).

4.

“Цветы, откройте тайну,
Где краски вы нашли?
И жёлтый цвет и красный
Мы взяли у земли”.

(Муса Гали “Земные краски”)

III. Подготовительная работа перед прочтением стихотворения Е. Трутневой “Когда это бывает?”.

Рассмотрите репродукции картин известных художников, которые писали о временах года. Чем пользуется художник, чтобы мы с вами увидели очарование природы? Вы тоже побывали в роли маленьких художников, потому что к сегодняшнему уроку нарисовали своё любимое время года. Каждый из вас попробовал передать красками прелесть родной природы в разные времена года.

Какое твоё любимое время года, почему? Какие краски брал? (спросить 1 человека)

Ребята, не только художники могут передать красоту русской природы, но и композиторы. Чем композитор пользуется, чтобы вы воссоздали картину природы? Я предлагаю вам послушать звуки природы из цикла “Времена года” А. Вивальди, а для этого закройте глазки.

Как вы думайте, какое время года описал композитор?

Какие звуки весны вы услышали? (спросить 1 человека)

Ребята, поэты тоже могут восхищаться природой. Чем передают своё восхищение поэты?

IV. Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Евгении Трутневой

“Когда это бывает?”. Попробуем прочувствовать настроение автора. (Учитель читает наизусть стихотворение).

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.

Луг, совсем как ситцевый
Всех цветов платок, -
Не поймёшь, где бабочка,
Где какой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.
В небе звёзды яркие
Водят хоровод.
Старый год прощается,
Входит Новый год.

Ребята, каким настроением вы прониклись? (загадочным, радостное, тихое, прекрасное).

Что чувствовал автор, когда писал это стихотворение?

- А сейчас откройте блокноты и сделаем модуль обложки книги (дети по очереди составляют модель книги).

Определите жанр произведения (стихотворение)

Как определили? (Есть рифма)

Что такое рифма? (созвучные слова)

Стихотворение, какой геометрической фигурой мы обозначаем? ( )

На какой части листа располагаем треугольник? (по середине)

О чём это стихотворение? (о природе)

Каким цветом обозначается тема природы? (зелёным).

Кто написал это стихотворение? (Евгения Трутнева)

Найдите полное имя автора в списке поэтов, с произведениями которых мы знакомимся. (Трутнева Евгения Фёдоровна)

Назовите фамилию, имя, отчество автора.

На какой части листа пишем фамилию автора? (Вверху)

Как называется стихотворение? (“Когда это бывает?”)

На какой части листа записываем название произведения? (Внизу)

1 человек выходит и рассказывает про модель обложки данной книги. (Я представляю стихотворение о природе Евгении Фёдоровны Трутневой “Когда это бывает?”).

VI. Повторное слушание стихотворения.

- Послушаем ещё раз стихотворение в исполнении ваших одноклассников и представим картины, которые рисует автор Е. Трутнева, а для этого нужно закрыть глазки.

4 человека выразительно читают каждый свой отрывок из стихотворения Е. Трутневой.

- Какие слова из стихотворения вы не поняли? (нивы, ситец, кружева). Как называется книга, в которой можно узнать значение слова? (словарь). Нивы - это засеянное поле. Ситец - это лёгкая хлопчатобумажная ткань. Кружева - это узорное сетчатое плетение из нитей.

VII. Работа в рабочих тетрадях.

Соединить рисунок из левого столбика со словами из стихотворения Е. Трутневой правого столбика.

Какое время года изображено на первом (втором, третьем, четвёртом) рисунке? С какими словами соединим этот рисунок?

VIII. Итог.

С каким произведением познакомились сегодня?

Назовите фамилию, имя, отчество автора.

О чём это произведение?

Что пытался донести до нас автор?

Физкультминутки.

1. “Осенние листики”

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,
Дунул ветер, полетели, мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели, и на землю снова сели.

2. “Летняя лужайка”

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки,
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.

3. “Мороз”

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

4. “Весенняя”

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.