Метод проектов в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года к приоритетам образовательной политики относится “…Создание условий для повышения качества общего образования. Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”*. Планируется “…провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения…”. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)

Метод проектов, который я применяю при обучении английскому языку, позволяет мне формировать навыки самостоятельной работы учащихся с учебным материалом; навыки самоконтроля; умения и навыки творческого мышления, коммуникативные, презентационные, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве. При организации проектной деятельности учащихся по английскому языку в начальной школе мною планируются такие виды деятельности, как:

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт.

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, компьютерный слайд-фильм с участием всех желающих детей и т.д.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Для анализа практических результатов применения проектного метода я использую типологию проектов, предложенную Е.С.Полат, по шести основным признакам:

По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые, информационные проекты;

По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;

По характеру координации проекта: с открытой явной координацией, со скрытой координацией;

По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;

По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;

По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.

В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает такие этапы, как планирование, анализ, обобщение информации, презентация и этап практического использования результатов работы над проектом. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки.

Критерии оценок проекта, используемые мною:

- Самостоятельность работы над проектом;

- Полнота раскрытия темы;

- Языковая грамотность;

- Артистизм и выразительность выступления;

- Использование средств наглядности;

Накопив четырехлетний опыт использования проектов в учебном процессе, я хочу представить полученные результаты. В работе используются УМК ”Welcome” В. Эванс и УМК ”Enjoy English” М.З. Биболетовой.

В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые с открытой явной координацией внутриклассные и внутришкольные; мини-проекты, краткосрочные и проекты, которые выполнялись в течение месяца. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в малых группах. Процесс обучения английскому языку в начальной школе мною построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта. Так учащимися 2-х классов выполнены творческие проекты по темам “Знакомство”, “Я и моя семья”, “Мой дом”, практико-ориентированный проект по теме “С днем рождения!”. Учащиеся 3-х классов выполнили творческие проекты “Динозавры”, “Помогите гепарду”, “Мои каникулы”, “Мои увлечения” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”. Учащиеся 4-х классов выполнили творческие проекты по теме “Познакомьтесь с нашими домашними животными”, “Мой распорядок дня”, практико-ориентированный проект “Мой любимый бутерброд”, исследовательский проект “Английский и я” и информационные проекты “Рождество и Новый год в Англии”, “Город на семи холмах”.

Приведу несколько примеров проектов из личного опыта.

Первый год обучения (7-8 лет)

Практико-ориентированный проект

Тема: "Английский букварь"

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита

Продукт: книжка об алфавите

Ход проекта

1. Повторение букв английского алфавита. Сравнение их с буквами русского алфавита. Коллективный поиск и обсуждение ответов на вопросы учителя:

Как по-английски будет "букварь"?

Зачем люди учат алфавит?

Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?

Каково происхождение алфавита?

Сколько букв в русском и английском алфавитах, почему их не поровну?

Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?

2. Дома дети готовят свои буквари, подбирают к каждой букве картинки, начинающиеся с данной буквы.

3. На презентации ребята представляют свои буквари. Дети знают, что в следующем учебном году они будут обучать своих сверстников буквам английского алфавита с использованием своих букварей.

Практико-ориентированный проект

Тема: “Animals”.

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Продукт: кроссворд

Ход проекта

  • В ролевой игре “Учитель- Ученик” дети повторяют слова по теме “Animals”, используется постер по данной теме.
  • Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику ”Enjoy English 1”.
  • Учитель объясняет, как составить кроссворд. Ученики составляют свои кроссворды.

Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде. Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

В начальной школе работа по составлению и применению кроссвордов проводится аналогично и при изучении других тем (“My body”, “Weather” и т.д.) Приведу примеры кроссвордов, составленных учащимися 2-4 классов по изученным темам.

Word Search “Animals”

Найди 17 слов по теме “Animals”

Wolf
Crocodile
Snake
Panda
Zebra
Tiger
Рig
Lion
Koala
Fox
I R Y L I O N E A
R O K H E N C B L
D C B P I G A R A
O O S O N L T A E
G D R A B B I T M
T I G E R I A U A
E L E P H A N T G
R E A G L E F O X
Eagle Horse Rabbit
Dog Hen Сat

Anton Kazarinov 2“G”

Творческий проект.

Тема: “Meet my family.”.

Продолжительность: 2 урока

Цель: развитие творческих способностей учащихся

Продукт: выставка из творческих работ учащихся

Ход проекта

  • Учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи. Учитель ведет беседу с учениками, обращает внимание учащихся на содержание текста. Ученики работают в парах по вопросам, записанным на доске.
  • Ученики составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.
  • На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом.
  • Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ.

Приложение 1

Второй год обучения ( 9-10 лет)

Практико-ориентированный проект.

Тема: “Happy Birthday”.

Продолжительность: 1 урок

Цель: формирование умения подписывать поздравительную открытку

Продукт: открытка

Ход проекта

  • Учащиеся знакомятся с образцами поздравительных открыток. Учитель обращает внимание детей на составные части открытки: обращение, основная часть, концовка.
  • Дети выбирают наиболее понравившийся им образец открытки.
  • Ученики, пользуясь образцом, подписывают свои поздравительные открытки.

Практико-ориентированный проект.

Тема: “My favourite sandwich”.

Продолжительность: 3 урока

Цель: активизация лексики по изученной теме

Продукт: рецепт

Ход проекта

  • Ученики знакомятся с рецептом приготовления бутерброда.
  • Используя образец, учащиеся устно составляют рецепты приготовления любимых бутербродов. Учитель “входит” в пары и оказывает необходимую помощь.

Учащиеся получают домашнее задание: написать рецепт приготовления любимого бутерброда. На следующем уроке ученики рассказывают классу свои рецепты.

Практико-ориентированный проект.

Тема: “Saint Valentine’s Day!”.

Продолжительность: 1 урок

Цель: формирование умения подписывать валентинку

Продукт: валентинка

Ход проекта

На уроке учащиеся знакомятся с образцами валентинок. Учитель обращает внимание учеников на форму и содержание поздравительной открытки такого типа.

Ученики выбирают наиболее понравившийся вариант и подписывают свои валентинки для того, чтобы подарить их 14 февраля своим друзьям.

Творческий проект.

Тема: “Cavemen and dinosaurs!”.

Продолжительность: 3 урока

Цель: формирование умения работать со справочной литературой, знакомство с древним животным миром, умение описывать животное.

Продукт: газета

Ход проекта

Учащиеся получают домашнее задание найти информацию о различных видах динозавров в справочниках, энциклопедиях о животных.

На уроке ученики знакомятся с образцом описания древнего динозавра – тиранозаруса. Пользуясь образцом и справочной литературой, ученики составляют описание разновидности динозавра – брахиозаруса или других видов динозавров по своему выбору.

Затем учащиеся выпускают газету о различных видах динозавров.

Третий год обучения (10-11 лет)

Практико-ориентированный проект

Тема: “At the post office.”

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Продукт: кроссворд

Ход проекта

  • В ролевой игре “Учитель-Ученик” дети повторяют слова по теме “At the post office.”, используется постер по данной теме.
  • Учитель объясняет, как составить кроссворд. Ученики составляют свои кроссворды.
  • Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде. Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

Word Search “At the post office.”

Найди слова, связанные с почтой. Обведи их.

POSTMAN POSTER GET
ENVELOPE COLOUR ADDRESS
LONG STREET PENCIL
SAY POSTCARD TOWN
CAN WRITE PEN
LETTERBOX NICE AT
L P O S T M A N J P
E P O S T E R H E O
T E N V E L O P E S
T N C S T R E E T T
E C O L O U R D O C
R I P H O W C A N A
B L A D D R E S S R
O O S A Y I O N E D
X N I C E T O W N A
W G E T P E N F D T

Tanya Leonova 3V

Творческий проект.

Тема: “Meet our pets!”.

Продолжительность: 2 урока

Цель: развитие творческих способностей учащихся

Продукт: газета

Ход проекта

  • Учащиеся знакомятся с образцами загадок, представленных в учебнике. Учитель обращает внимание учащихся на содержание загадок.
  • Ученики составляют свои загадки в письменном виде, используя образец и словари. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.
  • Затем учащиеся выпускают газету о своих питомцах
  • На следующем уроке каждый ученик выступает со своей загадкой перед классом.

Загадка (выполнил Артем Павлов)

My pet is called Reddy. She has got a short neck, big white sharp claws, a long tail, four short legs. Her favourite food is meat, milk and fish. She is very noisy and naughty. She can run and jump. She likes to sleep in the armchair. She’s very interesting. clever and funny. I like Reddy!

What is it?

Информационный проект.

Тема: “Рождество и Новый год в Англии”.

Продолжительность: 3 недели

Цель: знакомство учащихся с обычаями и традициями празднования Рождества и Нового года в Великобритании

Продукт: праздник

Ход проекта:

Учащиеся разделились на группы по характеру задания. Первая группа в домашних условиях занималась поиском в Интернете картинок согласно теме. Вторая группа учащихся под руководством учителя работала над созданием викторины. Третья разрабатывала сценарий праздника. Четвертая группа оформляла зал к проведению праздника. Презентация проходила на английском языке. Участники комментировали подготовленные слайды; зрители отвечали на вопросы викторины. Дети исполняли песни и стихотворения, посвященные Рождеству и Новому году на английском языке. Приложение 2.

Исследовательский проект

Тема: “English and me”.

Продолжительность: 3 недели

Цель: анализ мотивов изучения английского языка

Ход проекта

Было проведено анкетирование учащихся 1-4 классов с целью выявления основных мотивов, движущих ими при изучении английского языка. Исходя из полученных данных, учащимися под руководством учителей-предметников создавались слайды, и был проведен анализ основных мотивов изучения английского языка. Компьютерный слайд-фильм был показан в ходе проведения Недели английского языка в гимназии учащимся начального звена.

Творческий проект.

Тема:” My friends”

Продолжительность: 2 урока

Цель: развитие творческих способностей учащихся

Продукт: компьютерный слайд-фильм

Ход проекта

1. Активизация лексики по теме. Работа в парах по вопросам, записанным на доске.

  • Have you got a friend? What is his (her) name?
  • What does your friend look like?
  • What’s he (she) like?
  • Why do you like your friend?

2. Анализ стихотворения:” My friend”.

3. Дома дети сочиняют небольшие стихи на английском языке про своих одноклассников. В стихах отражают особенности своих друзей: внешность, характер, привычки и др.

4. Совместно с учителем дети готовят компьютерный слайд-фильм.

5. На презентации ребята представляют свои стихи.

Приведу примеры стихов на английском языке о своих друзьях.

My friend

My friend is very, very mellow.
His favourite colour is yellow.
He likes pets,
And he likes to give gifts.
My friend is very, very clever,
We do our homework together.
He likes to walk and play football,
He has got brown eyes and he is tall.

Ксения ФИЛИМОНОВА 4Б

FRIENDS.

I’ve got four friends
One friend has fair hair.
One friend has dark hair.
One friend has blue eyes.
One friend has green eyes.
The friend with fair hair
Reads all the day.
The friend with dark hair
Is always glad to play.
The friend with blue eyes
Comes when you call.
But the friend with green eyes
I like best of all.

Вера ПИСКУН 4А

Практико-ориентированный проект

Тема: “My house”.

Продолжительность: 3 урока

Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков

Продукт: кроссворд

Ход проекта

  • В ролевой игре “Учитель-Ученик” дети повторяют слова по теме My house, используется постер по данной теме.
  • Учитель объясняет, как составить кроссворд. Ученики составляют свои кроссворды.
  • Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде. Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

Word Search “My house”.

Найди слова связанные с домом, обведи их.

T O O T H B R U S H
O Z C B V A S M T T
O X U H I T W U A A
T S P O O H D T V B
H O Y U P I A T E L
P T A H V O T F W E
A A H C O T H Z A S
S T O O L A M P R H
T G L A S S J F D O
E H R S P T D O R W
O U M I R R O R O E
B D K N D T O K B R
G S S K K G R B E D
S I D E B O A R D B
SPOON

TOOTHBRUSH PLATE

TOOTHPASTE SIDEBOARD

MIRROR STAVE

FORK BED

SOFA TV

DOOR GLASS

BATH SINK

STOOL LAMP

TABLE

SHOWER

CUP

Dasha Bashilova 4V

Аналогично проводится работа и по составлению кроссвордов по другим изученным темам.

CROSSWORD

"MEET OUR PETS"

T O R T O I S E D H
A G A I E G E E O E
R O B G S U A N G D
A O B E L A L O K G
N S I R G N O M T E
T E T H C A T W H H
U N Y U O A N N M O
L I O N W H A L E G
A C R O C O D I L E
Z I N S E C T S U R

 

 

1. TARANTULA 9. COW
2. TORTOISE 10. CAT
3. LION 11. IGUANA
4. WHALE 12. SEAL
5. CROCODILE 13. DOG
6. INSECTS 14. HEDGEHOG
7. RABBIT 15. GOOSE
8. TIGER

Olya Timashkova 4"А"

Эффективность, применяемого мною в учебном процессе метода проектов, подтверждена диагностикой сформированности коммуникативных, общеучебных умений и навыков у четвероклассников.

Динамика развития учащихся 4-х классов в 2006-2007 уч.году.

Параметры На конец I четв. На конец IV четв. Динамика
Сформированность коммуникативных умений:

- аудирование

- письмо

- говорение

- чтение

 

78%

72%

80%

81%

 

90%

85%

95%

92%

 

+12%

+13%

+15%

+11%

Сформированность общеучебных умений:

умение и навыки работы в сотрудничестве:

- умение взаимодействовать с любым партнером

- навыки делового партнерского общения

Презентационные умения и навыки:

- умение уверенно держать себя во время выступления

- артистические умения

 

 

72%

85%

 

75%

80%

 

 

85%

95%

 

92%

95%

 

 

+13%

+10%

 

+17%

+15%

Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию

 

70%

65%

 

90%

87%

 

+20%

+22%

Менеджерские умения и навыки:

-умение планировать деятельность, время;

-навыки анализа собственной деятельности

 

65%

72%

 

88%

85%

 

+23%

+13%

Метод проектов дает большие возможности учащимся:

1) для развития умений и навыков самостоятельного учебного труда;

2) совершенствования умений и навыков аудирования, чтения, письма, разговорной речи;

3) для развития памяти, внимания, мышления;

4) развивать умения и навыки работы в сотрудничестве, поисковые (исследовательские) умения, а также менеджерские умения и навыков.

Использование метода проектов при обучении английскому языку позволяет учителю:

  • удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся через повышение уровня преподавания английского языка средствами информационных технологий;
  • динамично развивать коммуникативные умения и навыки учащихся;
  • способствует развитию базы мультимедийных ресурсов для обучения английскому языку.
  • совершенствовать систему информатизации и методического обеспечения преподавания английского языка.

Метод проектов позволяет учителю формировать успешную интеллектуальную и творческую личность, обладающую высокой информационной и лингвистической культурой.

Итак, работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Очень признательна и благодарна директору гимназии № 6 Карявиной Н.Ф. за возможность реализовывать свои идеи, моему первому выпуску в начальной школе (теперь уже учащимся 8 Г класса) за создание первых презентаций, моим коллегам Дияновой О.А., Аникиной Л.А., Юдиной Г.Г. за понимание, поддержку и всему коллективу за высокое интеллектуальное развитие учащихся.