Конспект урока математики по УМК "Гармония" в 1-м классе по теме "Смысл сложения. Выражение. Равенство"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать образное мышление через алгоритмические (по заданному алгоритму), эвристические (поиск решения) и комбинаторные (подбор различных вариантов решений) действия; логическое мышление на основе сравнения, классификации, систематизации;
  • воспитывать доброжелательные отношения с элементами сотрудничества и взаимопомощи при выполнении заданий в парах, группах; ответственное отношение у младших школьников к труду на основе поощрения, учебных требований;
  • разъяснить смысл действия сложения и познакомить младших школьников с терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы), формировать умение выполнять сложение предметов и чисел.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения).

Место урока в системе уроков: Первый урок в теме “Сложение”.

Ход урока

I. Постановка цели урока учащимися.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала) для постановки перед учащимися новой проблемы, повышения мотивационно-познавательной сферы.

Учитель называет тему урока. (Сложение. Выражение. Равенство).

- Чему вы должны научиться на уроке? (Понять, что такое сложение, выполнять это действие с предметами и числами).

II. Подготовка учащихся к усвоению материала.

Работа по картинке

Использую диалог для формирования теоретических знаний на основе их субъективного опыта, так как материал носит теоретико-информационный характер.

На доске картинка, на которой Миша и Маша выпускают рыбок в аквариум. Миша выпустил 3 рыбки, а Маша - 2 рыбки.

- Что делают Маша и Миша?

(Выпускают рыбок в аквариум)

- Что произошло с рыбками в аквариуме?

(Они объединились)

- Что означает слово “объединились”?

Придумайте примеры из жизни с этим словом.

III. Изучение нового материала

1. Практическая работа с палочками в парах.

Использую практические методы для развития практических умений и навыков, повышения внимания к изучаемому вопросу. Частично-поисковый метод для создания проблемной ситуации, развития творческого подхода к делу, исследовательских умений у учащихся.

Сидящие слева выполняют то, что делает Маша, а сидящие справа выполняют то, что делает Миша. (Учитель призывает к терпеливому и доброжелательному отношению друг к другу при работе в парах)

- Выполните действия, которые выполнили Маша и Миша с помощью счётных палочек на листочке бумаги.

- Расскажите, что вы сделали со счётными палочками?

- Что произошло с палочками на листе бумаги?

- Расскажите, сколько положил каждый из вас, и в каком порядке?

- Какое действие выполняли Миша и Маша? (Сложение)

- Какое действие выполняли вы? Почему?

- Что значит сложить предметы?

Вывод: сложить предметы - значит объединить

2. Знакомство с терминологией.

Смена приёмов и видов деятельности для развития познавательной активности, восприятия учащимися и первичного осознания нового материала, осмысливания связей и отношений в объектах изучения.

Действия Маши и Миши можно записать на языке математики с помощью математических выражений: 3+2, 5+4, 3+1, 2+3, 4+5, 3+4,1+3.

Это математические выражения.

В математике это читается так: сумма чисел 3 и 2…..

Числа 3 и 2 –слагаемые.

Знак сложения - плюс.

Появляются таблички с терминами:

сумма слагаемое
плюс выражение

Работа в группах. Чтение выражений.

(Три плюс два; к трём прибавить два; первое слагаемое - 3, второе слагаемое - 2).

Работа с учебником (стр.68 №152)

- Какие выражения соответствуют 2, 3, 4 картинкам?

- Какие выражения соответствуют нашей картинке?

(К картинке подставляются выражения 3+2, 2+3)

Проверка: один ученик отвечает, остальные работают сигнальными карточками (согласны с ответом товарища - красный цвет карточки).

Каждой картинке можно поставить в соответствие не только математическое выражение, но и число.

- Какое число соответствует картинке на доске? Почему? (5)

К выражениям 3+2 и 2+3 подставляется число 5.

2+3
5
Основная задача на этапе усвоения новых знаний:

формировать у учащихся представление о сложении, разъяснить смысл действия сложения и познакомить младших школьников с терминологией

3+2
5

- Как получили число 5?

Слово получили в математике можно заменить таким значком: = (равно).

Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке позволяют развивать познавательную активность у учащихся, развивать интерес к предмету.

2+3=5
3+2=5

Их называют равенства. Почему?

Состоят из двух равных частей.

Первая часть-сумма, вторая часть- значение суммы.

- Какое равенство соответствует каждой картинке № 152?

- Чем похожи равенства? Чем они отличаются?

- Почему значение суммы не изменилось?

Вывод: при перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Работа в группах. Чтение равенств.

(Сумма чисел 3 и 2 равна 5; первое слагаемое 3, второе слагаемое-2, значение суммы-5;

К 3 прибавить 2 получится 5; 3 плюс 2 равно 5).

- Задайте вопросы друг другу по данной теме, помогите тем, кто не понял материал урока.

Учащиеся используют термины:

сумма
слагаемое
значение суммы
Работа в группе позволяет создавать на уроке ситуации успеха, формировать у учащихся ответственность, уверенность в своих силах.
равенство
плюс
выражение

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

(учащиеся рассматривают цветные кружочки, которые привлекают их в данный момент)

IV. Первичная проверка усвоения знаний (практическая работа)

1. Коллективная работа в тетради на печатной основе (стр. 35 № 63).

Прочитайте задание.

Практические упражнения использую для формирования практических умений и навыков, для развития самостоятельности в учебной деятельности.

(Закончи каждый рисунок и запиши равенство, которое ему соответствует).

- Назовите порядок выполнения задания.

- Что значит сложить?

2. Самостоятельная работа

2, 3, 4 задания ученики выполняют самостоятельно. Три ученика работают у доски.

Учитель оказывает помощь.

Проверка: показывают число, которое соответствует рисунку веером.

ФИЗМИНУТКА.

3. Выполнение заданий по выбору в тетрадях на печатной основе.

(Н.Б. Истомина “Тетрадь по математике для 1 класса №1”)

Создание ситуации индивидуального выбора использую для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся.

Найди значения сумм (стр.40 № 72).

3+2=   1+4=   3+3=

2+4=   5+1=   4+2=

Вставь числа в “окошечки” (стр. 40 № 71).

Разбей фигуры на две группы по указанному признаку и запиши равенства под каждым рисунком (стр. 41 № 73).

Виды дифференцированной помощи:

- объяснение хода выполнения подобного задания;

- указание алгоритма решения;

- предупреждение о наиболее типичных ошибках;

На уроке осуществляется педагогическая поддержка по оказанию помощи в решении индивидуальных проблем у учащихся, что позволяет создать условия для их успешного продвижения в обучении по данному предмету.

Вставь числа в “окошечки” (стр. 45 № 81).

При проверке заданий ученики получают фишки: красную - за правильно выполненное задание, зелёную фишку - за выполненное задание с 1-2 ошибками.

Учитываются параметры: правильность, самостоятельность, оригинальность.

Задания на карточках для учащихся, имеющих высокий интеллектуальный потенциал. (Задания выбраны из учебного пособия “Дидактические карточки-задания по математике. 1 класс”).

  • Используя числа 8, 5, 3, запиши равенства. Выдели второе слагаемое.
  • Покажи сложение чисел на числовом луче: 4+3, 5+2, 6+3.
  • Запиши выражения и найди их значения:

7 увеличить на 2; первое слагаемое- 3 второе слагаемое- 4; сумма чисел 3 и 6

5. Творческое задание.

- Придумайте задания, к которым соответствуют выражения: 3+4, 5+2, 6+1, используя геометрические фигуры. (Показ разных вариантов решения).

Взаимопроверка.

Контроль использую для определения уровня знаний, сформированности умений и навыков, уровня готовности применения знаний по образцу и в сходных условиях.

6. Экспресс-опрос.

Ответы: а) да, б) нет.

Первая часть равенства - сумма.

3+5 – равенство

При анализе и оценки заданий – главные критерии: достижения и успехи учащихся.

Первое число при сложении – слагаемое.

Вторая часть равенства – слагаемое.

8+1=9 – выражение.

8+1=9 – равенство.

Самопроверка, взаимопроверка способствуют развитию у каждого школьника умений самоконтроля и самооценки.

Проверка с использованием сигнальных карточек.

Помощь ученики получают от товарищей в группе.

7. Весёлые рифмы.

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получиться сложенья.
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка для всех!
Если с ветром дождь сложить
И размытые дороги,
То мы сможем получить
Осень мокрую в итоге.
И снежинок кутерьма,
Плюс лыжня да плюс морозы,
Получается зима –
В белом инее березы.
А сложи-ка ручеек,
И подснежник, и скворечник.
Что получиться дружок?
Угадал… Весна, конечно!
Ну, а что еще осталось,
Летом солнечным назвалось.

8. Подведение итогов урока.

- Чему научились на уроке?

- Что запомнили?

- Какие задания хотелось выполнить ещё раз?

Используемые пособия на уроке:

  1. Н.Б. Истомина “Методические рекомендации к учебнику “Математика. 1 класс”.
  2. Н.Б. Истомина “Математика. 1 класс” (учебник для четырёхлетней начальной школы).
  3. Н.Б. Истомина “Тетрадь по математике № 1” .
  4. Н.Б. Истомина “Дидактические карточки- задания по математике. 1 класс”.