Три урока по Шукшину

Разделы: Литература


Трагическое в повести “Калина красная”.

Цели:

  • анализ повести В.М. Шукшина “Калина красная”;
  • развитие навыков погружения в текст.

Задачи:

  • проследить изменения, происшедшие в главном герое;
  • выявить идейно-художественные особенности повести.

Оборудование:

  1. Портрет В.М. Шукшина.
  2. Выставка книг, газет с фотографиями “В.М. Шукшин”.
  3. Магнитофон, аудиокассета. Романс на сл. С. Есенина “Отговорила роща золотая”.
  4. Видеокассета. Эпизоды фильма “Калина красная”

Плакат:

“Нам бы про душу не забыть
Нам бы немножкодобрее быть.”

Учитель. Обобщаю темы предыдущих занятий и называю новую – трагическое в повести “Калина красная”.

Ребята, вспомните, что такое трагедия?

Трагедия – драматическое произведение с серьезным сюжетом. Главный герой драмы, как правило, гибнет.

Учитель. А.С. Пушкин (на фоне музыки)

Что развивается в трагедии? Какова её цель? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная.

Вот о судьбе человеческой мы и поговорим сегодня. О судьбе Егора Прокудина. Уже в завязке В. Шукшин подготавливает нас, читателей, к разговору об удивительной в простоте и трагически сложной жизни своего героя. Кто же такой Егор Прокудин?

Ученики. Отбыв очередной срок в колонии, матерый вор Егор Прокудин решил в свои сорок лет попробовать жить сначала. Именно попробовать. Слишком много зла совершил он в жизни, и слишком цепко пустило оно корни в его сознание, чтобы он мог вот так просто захотеть и тут же стать иным.

Учитель. Куда решает ехать Егор Прокудин? Почему?

Ученики. Решает ехать в притон. Его ждут “кореша”. Он тут свой. Ему рады.

Учитель. Вспомните разговор о трех жизнях: третью проживу, как хочу – это есть стремление к празднику.

Он не едет к Любе, он пережидает время. Это мотив для себя, самообман. Итак, он едет в притон. Он вырвался на волю, о которой долго мечтал. Что жаждет душа Егора (праздника). Тюрьма – это страшное заведение, которое не исправляет преступника, оступившегося однажды человека, а убивает в нем все человеческое, ожесточает душу.

Ожесточилась ли душа Егора? Нет! (смотри эпизод: разговор в такси и березки).

Учитель. Но свой ли? Шукшин спешит подчеркнуть, что Егор – другой. Совестливый, колеблющийся, случайный гость в этой компании. О чем думает Егор? Что чувствует его душа?

Ученики. Мечется и болит, она устала, она плачет. Уходить? Опять уходить?

Учитель. Состоялся ли праздник (Праздника нет, трагедия).

Как попал Егор в преступный мир?

(Рассказывают случай: “Горе у меня… один остался на земле… ).

Учитель. Почему здесь происходит стычка Егора с Губошлепом? “Опять ты за свое, Горе?”

Один остался на земле… это трагедия. Кто же виноват в том, что Егор становится на преступную тропу?

Он сам.

Стечение обстоятельств приобщили его к воровскому делу. В голодные послевоенные годы многие уходили на большие дороги, чтобы выжить.

В какой – то степени Губошлеп, так как именно в такой момент, когда Прокудин искал помощи наверно он поддержал, подошел.

Этот эпизод имеет два значения. Мы догадываемся, что и прежде Егор вызывал подозрения банды, что подспудно давно зрело в нем желание разорвать с нею.

Учитель. Здесь в повесть входит тема: Человек и прошлое. Став преступником, Егор Прокудин взял на себя, увы, моральные обязательства перед людьми, нет волками, в стаю которых он принят. Воровское прошлое Егора довлеет над его настоящим. Довлеет и потому, что он запутался в сетях порока. Но у Егора есть и другое прошлое, и оно жило в нем под влиянием Любиных писем. Это прошлое – березовые рощи , запах Земли, мирный крестьянский труд не дают Егору покоя. Вот к этим истокам и попробовал возвратиться Егор. Не случайно включен романс на слова Сергея Есенина.

В нем поэт затрагивает тему прошлого. Есенин и Шукшин. Между ними можно провести параллель: та же любовь к березам, к деревне. И не случайно Егор читает очень лично стихотворение Есенина в самом начале повести

… В снежную выбель
Заметалась звенящая жуть
Здравствуй, ты моя, черная гибель
Я на встречу тебе выхожу.

(О чем говорят нам эти слова?)

Что прогнозирует? Предопределяет? (предощущение гибели)

Это все будет в будущем, а сейчас он возвращается в

Деревню, где все естественно, не так суетно. Побеждает в нем светлое прошлое, и помогла ему Люба.

Что за люди встретили его здесь? Что сделала Люба для Егора?

Приезжая к Любе Байкаловой, герой встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку – вовремя. Егор заново обретает себя в новых связях с людьми и с родной землей.

В деревне наплывают на Егора воспоминания детства. А что помнит Егор из детства? Мать да корову. Гибель коровы. В голод потерять кормилицу – корову для всей семьи – трагедия. А помнит ли Егор мать?

Вывод.

Встреча с матерью – кульминационная минута жизни Егора. Мучительно жалко эту старую женщину, забытую сыном. Рыдание без слез, почти истерика. Раскаяние. Но может ли раскаяние все искупить? НЕТ.

Смотрим эпизод.

Он предал мать, родину, общество. Он глубоко кается, оправдывается, докажет честным трудом. Люди и мать простят. А кто же не простит? Или что? СОВЕСТЬ.

Стр. 162

Да, от самого себя не уйти.

Сложившееся поначалу как трагедия судьбы человека, который в переломные годы пошел по искривленным дорогам, к концу повести перерастает в трагедию вины, вины перед самим собой.

Каков финал повести? Почему?

Егор Прокудин идет на встречу смерти, и она воспринимается им не как месть бывших “дружков”, а как искупление.

“За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и измену – за все придется платить. Платить сполна. Еще об этом “калина красная”…”

(В. Шукшин)

И Егор Прокудин за все заплатил сполна – своей единственной жизнью. Почему “Калина красная” символ невосполнимых утрат, неразделенной любви, несостоявшейся жизни.

Смотрим эпизод.

Вывод.

Трагический финал “Калина красная” вытекает из внутренней логики развития характера героя, в котором началось пробуждение совести. Герой повести гибнет в момент наивысшего душевного взлета, очищения. Трагическая смерть открывает человеческое в человеке. Егор умирает не одиноким. В конце повести возвращается он к людям, земле, обретает себя в любви, в труде.

Древнерусская архитектура. (Приложение 1)

Не особенные люди, а особенное в людях. (Приложение 2)