Театрализованное представление "Домовенок Кузя и Наташа ищут гласные, а находят друзей". Праздник прощания с "Азбукой" в 1-х классах

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

Формирование познавательного интереса младших школьников к чтению книг.

Задачи:

  • Активизировать интерес детей к сказкам.
  • Создать средствами театрализации атмосферу праздника.
  • Содействовать сплочению классных коллективов через игровую деятельность.
  • Развивать творческие способности детей.

Зал празднично украшен разноцветными буквами и воздушными шарами, организована выставка красочных детских книг, на барьере сцены – лента букв со съемными буквами. Сцена представляет собой декорацию комнаты с книжным шкафом, креслом. На ширме – окно с занавесками, за которые впоследствии прячется Домовёнок Кузя.

На сцене появляется Наташа. Голос мамы из-за кулис: “Наташа! Ты читаешь? Умница, дочка!”.

Ната: Да, мамочка, я читаю! (Достает из шкафа книгу, зевает, садиться в кресло). Какая скукотища! Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Жили они тридцать лет и три года…(зевает).

Кузя: (из-за занавески) Ну, а дальше-то что? Читай дальше!

Ната: Кузя, это ты? Вылезай, давай поболтаем.

Кузя: Не вылезу! Ты меня опять дразнить станешь, что я хозяйственный и бережливый, и все считаю до двадцати.

Ната:До десяти!

Кузя: Нет, до 20! (вылезает).

Ната: Какая разница! Все равно скукотища!

Кузя: А ты читай дальше, что там со стариком и старухой наделалось? Интересно!

Ната: Да ну, ерунда какая-то лучше на “Плей-стейшен” поиграть или “Дивидишку” поглядеть про каких-нибудь крутых перцев.

Кузя: А чего они крутые-то, перцы эти? Их что, сварили?

Ната: Темный ты, Кузя, не отесанный!

Кузя:Я – Кузьма! Читать будешь?

Ната: И не подумаю! Ну их, книги! Давно устарели! Прошлый век! (бросает книгу).

Кузя: Ах! Ты добром раскидываешься! Ну, погоди, Наталья! Вот попадешь в сказку!

Ната: Не верю я в сказки, не бывает их на свете! Там все понарошку! Все ненастоящее!

Кузя: Значит и я не настоящий? И я понарошку? Уйду я от тебя, Наталья, злая ты! Мафаня давно зовет на 12 этаж переехать!

Ната: Ну и уходи, пережиток прошлого! Фольклорный элемент! (уходит)

Кузя: Ой, беда-беда-беда! Огорченьице!

Музыка. Шумовые эффекты. Кузя прячется. Появляется Баба Яга.

Б.Я.: Фу-фу-фу! Вот, Наташка! Вот бездельница! Кузеньку дразнит, обзывает! Где ты, солнышко? Где ты мой яхонтовый? Мой изумрудный? Пироги давно поспели! Крендельки подрумянились! Покушаешь и баиньки пойдешь! (ищет Кузю в комнате, тот от нее прячется). Куды ты, баловник, делси? Не иначе к Мафане в гости подался. Ну, ладно, в другой раз отыщется. А Наташку мы накажем! Буковки я из азбуки заберу, да по разным сказкам запрячу! (Вынимает буквы из ленты). Наташка в сказки не верит, буквы нипочем не найдет, да и сыскать где не догадается! А без этих буковок не одного словечка не прочитать ни ей, ни ребятам, никому на свете! ( Делает вид, что прячет буквы в книги, на самом деле незаметно убирает в карман, а потом отдает за кулисами сказочным персонажам). Вот и сделано дело! Не будет Наташка Кузе вслух сказки читать, он ко мне придет, я сказок много знаю, наизусть! И будет в моей избушке – на - курьих ножках - счастье! (уходит под музыку и шумы).

Кузя: Вот ведь беда-то!

Входит Наташа.

Ната: Кузенька, ты где?

Кузя: Я весь вышел!

Ната: Не, обижайся на меня, пожалуйста, Кузя.

Кузя: Пока ты книжками швырялась, Баба Яга пришла, и буквы из азбуки спрятала. Теперь никто не сможет ни одной строчки прочитать.

Ната: Охота тебе верить в всякую ерунду!

Кузя:А ты сама попробуй, возьми книжку и прочитай хоть словечко!

Ната: (берет книгу, пытается читать, у нее не получается)
Голос мамы: Наташа, дочка, что-то я утомилась, ни строчки напечатать не могу, как – будто все гласные пропали, пойду, прилягу, а ты сходи погулять!

Кузя: Ну, что я говорил!

Ната: Не волнуйся, отдохни, мамочка! Ой, Кузенька, неужели правда Баба Яга все гласные утащила? Надо как-то исправлять положение!

Кузя: Баба Яга буквы в разные сказки спрятала, я сам видел. Придется и нам по сказкам отправляться, буковки выручать.

Ната:Что ж, делать нечего, раз я виновата, мне и ответ держать. Пойдем скорее, пока мама спит.

Кузя: Вокруг себя три раза обернись, в волшебной стране сказок немедля очутись!

Звучит музыка, перемена декорации. Кузя и Наташа уходят. Появляются герои сказок Шарля Перро “Золушка” и “Красная Шапочка”.

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята, приветствуем вас в стране сказок!

Кузя и Наташа появляются из-за кулис.

Кузя: И вам доброго здоровьица!

Ната: Интересно, куда это мы попали? Кто вы?

Зол.: Мы с подругой живем в сказках замечательного французского сказочника. Припомните, пожалуйста, как его зовут?

(Дети отвечают)

Кр.Ш.: Ребята, а меня вы узнали? Конечно, меня зовут Красная Шапочка, потому что мне очень нравится мой головной убор, который подарила мне мама. Моя подруга живет в другой сказке, на ее долю выпали суровые испытания, но ее крестная-фея устроила так, что все закончилось просто чудесно. Скажите, дети, как зовут мою подругу? (дети отвечают).

Зол. Очень приятно познакомиться с вами.

Кузя: И нам приятно, а вы тут случайно ничего не находили?

Ната: Глазам не верю, мы в сказке…

Золушка: В нашей волшебной стране сказок нет ничего невозможного.

Кр.Ш.: Мы знаем, что у вас случилась беда, пропали буквы, у нас есть только две из них.

Зол.: Но Баба Яга не так проста, как кажется, она еще хуже, чем моя мачеха, она на буквы наложила заклятие, вы должны сначала выполнить наши задания.

Кр.Ш.: А если не выполните, или ошибетесь, буквы пропадут навсегда. А вы из нашей сказки выбраться не сможете, так и будете блуждать по страницам.

Кузя: Ой, беда! Задания-то, поди мудреные, нам их с нашим-то умишком ни в жизнь не выполнить, да и боязно.

Ната: Не трусь, Кузьма, если сами задания не одолеем, ребята нам непременно помогут. Ум хорошо, два лучше, а если почти сто голов да в них сто умов, да все какие!

Кузя: Эй! Погоди, я только до 20 считать умею. А ребята нам помогут?

Ната: Ребята, поможете? (Дети отвечают).

Кузя: А не испужаетесь? (Дети отвечают).

Зол: Молодцы, ребята. Тогда первое мое задание будет таким: помните, мачеха велела мне перебрать горох и чечевицу, да еще все это смешала с золой? Так вот, Баба Яга также перемешала согласные буквы, вам нужно будет выбрать парные согласные, например “Б” - “П”. Попрошу выйти из каждого класса по 2 представителя.

(Дети выходят и под музыку справляются с заданием, получают в награду небольшие сувениры, призы).

Ната: Молодцы! Золушка, где же буква, которую спрятала в твоей сказке Баба Яга?

Зол.: Сначала отгадайте мою загадку, потом получите букву. (Загадка о книге).

Зол.: Молодцы, ребята. Вот она – заветная гласная “А”.

Кр. Ш.: А теперь попрошу выполнить мои задания и получить вторую букву. Для начала ответьте на несколько вопросов, только, пожалуйста, поднимайте руку, правильные ответы будут вознаграждаться жетонами с изображением сказочных героев.

(Кр. Шапочка проводит мини-викторину).

А сейчас вас ждет музыкальное задание. Прошу подойти 2 представителей от класса. Ребята, сейчас будет звучать музыка из кинофильмов и мультиков, а вы попробуйте вспомнить, кто из героев исполнял песенку и как называется сказка, по которой снят фильм, а если вы еще угадаете, кто же автор этих сказок, будет просто замечательно!

(Звучат мелодии из кинофильмов и мультиков, дети угадывают, если они затрудняются с ответом, им на помощь приходят Наташа и Кузя).

Золушка: Умницы, вы замечательно справились со вторым заданием, вот еще одна буква, которую вы выручили из беды. (Дает Наташе и Кузе букву “Я”).

Кр.Ш. Что ж, вам пора двигаться дальше, другие буквы тоже ожидают спасения.

Ната: Спасибо, Красная Шапочка и Золушка! Вы были очень добры к нам!

Кузя: До свидания, встретимся на страницах книг.

Звучит музыка, герои уходят со сцены, перемена декорации.

На сцене появляются герои сказок Андерсена – Дюймовочка и Элиза (героиня сказки “Дикие лебеди”).

Элиза: Здравствуйте, ребята, меня зовут Элиза, у меня есть 11 братьев, которых злая мачеха превратила в прекрасных гордых птиц. Скажите, как называется моя сказка, и кто ее автор? (Дети отвечают). Конечно, ребята вы попали в сказки Ганса Христиана Андерсена. Моя сказка называется “Дикие лебеди”.

Дюйм.: А я приглашаю вас, дорогие дети, в сказку, которая заканчивается тем, что мне подарили прекрасные стрекозиные крылышки и я вышла замуж за эльфа. Как называется эта сказка? (Ответы детей). Появляются Кузя и Ната.

Кузя: Здравствуйте, Дюймовочка и Элиза! Слыхали, беда-то у нас какая?

Элиза: Да, и в наших сказках спрятала Баба Яга заветные буквы.

Дюйм.: Заколдовала!

Ната: Мы знаем, что должны с ребятами выполнить ваши задания, мы готовы!

Элиза: Что ж, раз так, ответьте сначала на вопросы из моей сказки (задает вопросы), Молодцы! Вот мое задание… (Элиза проводит с детьми конкурс).

Дюймовочка: Вы, ребята, замечательно отвечали на вопросы, которые задавала вам Элиза, посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказку обо мне. (Дюймовочка проводит мини-викторину по своей сказке.)

Ната: Ой, ребята, вы такие умные! Так много сказок читаете, я даже предположить не могла, что такое может быть!

Дюйм.: Ребята! Давайте мы с вами поиграем! (проводит игру).

Что ж, вы просто умницы! Вот вам буквы “О” и “Ё”.

Элиза: Продолжайте свой путь смело, и вы сумеете выручить и другие буквы!

Дюйм: До новых встреч, друзья! (персонажи уходят, музыка, перемена декорации).

На сцене появляются Принцессы Вишенки, следом за ними выходят главные герои.

Вишенки: Здравствуйте, друзья! Вы попали в сказку итальянского писателя- сказочника Джанни Родари, в ней рассказывается о приключениях озорного мальчика – Луковки, назовите нам его имя (дети называют). Правильно, его зовут – Чиполлино, и он очень любит играть и веселиться!

Кузя: Нам таперича не до веселья, мы буквы ищем, которые Баба Яга по разным сказкам попрятала.

Ната:Скажите, пожалуйста, принцессы Вишенки, в вашей сказке случайно не спрятаны эти буквы?

Вишенки: Чиполлино говорит, что унывать никогда не надо! В любой беде помогут друзья и вера во все самое хорошее!

Кузя: Мы, конечно, верим и друзья у нас настоящие, хорошие такие друзья, просто время идет.

Ната: А мы только 4 буквы нашли из 10, вот мы и волнуемся.

В.1: Не волнуйтесь, давайте поиграем!

В.2: Игра называется “Овощи”. Вы внимательно послушайте и посмотрите.

В.1: Когда мы скажем “редиска”- вы опускаете руки вниз и держите сжатыми кулачки.

В.2: Скажем “капуста” – руки на уровне груди и пальчики растопырены!

В.1: Говорим “лук” - поднимайте руки вверх! Вам понятно?

В.2: Только будьте, пожалуйста, внимательны, потому что мы будем вас путать!

(Вишенки проводят игру)

Кузя: Ух ты, в самом деле, настроение гораздо лучше стало!

Вишенки: И еще лучше станет, когда мы с ребятами споем песню “От улыбки хмурый день светлей”.

Исполняется песня “Улыбка”.

Ната: Спасибо вам, Вишенки, мы теперь верим в свои силы и остальные буквы непременно найдем!

Вишенки: Конечно, найдете, ведь вы нашли в нашей сказке еще 2 буквы. Это гласные “И”, “Ы”.

Кузя: Премного благодарствуем!

Вишенки: До новых встреч!

Персонажи уходят, смена декорации.

На сцене появляются Элли и Тотошка. Звучит песенка “Мы в город изумрудный идём дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой непростой…”

Элли: Здравствуйте, друзья! Мы слышали, беда у вас случилась?

Кузя: Да, Баба Яга буквы из азбуки украла, мы их ищем.

Ната: Да, ищем! Уже 6 букв нашли! Скажи, Элли, у вас она ничего не спрятала?

Тотошка: Гав! Ух уж эта Баба Яга! Прямо Бастинда какая-то! Попадись она мне! Я ее гав-гав-гав! (Показывает, как бы он расправился с Б.Я.).

Элли: Погоди, Тотошка, не торопись, нам надо ребят выручать, задания им задавать.

Тотошка: Гав! А как же есть у меня задание! Прошу выйти ко мне по самому смелому представителю от каждого класса, такому, который ничего не боится! Как я! Гав! (Дети выходят).

Элли: А вы, ребята, пока скажите, в какую сказку вы попали, кто ее автор, и какие сказки обо мне и Тотошке вы знаете? (Дети отвечают).

Тотошка: Гав! Кто скажет, каким образом воздушные шары относятся к сказке “Волшебник Изумрудного города”? (Варианты ответов детей).

Элли: Правильно. На воздушном шаре улетел волшебник Гудвин, великий и ужасный, а мы остались, а почему и как это случилось вы, ребята, узнает, когда прочитаете сказку.

Тотошка: В каждый шарик положена записка, на которой написано имя персонажа из нашей сказки, вам предстоит проколоть шарик, достать записку, прочитать ее и при помощи пантомимы изобразить этого героя так, чтобы узнали ребята из вашего класса.

Элли: Можно издавать звуки. Но называть себя нельзя.

Тотошка: Итак, по очереди, начали! 1-а класс.

Элли: Умница! Давайте поаплодируем смельчаку! А теперь – 1-Б класс.

Тотошка: И ты молодец! Здорово справился с заданием! Теперь настала очередь 1-В класса!

Элли: Какой ты смелый и артистичный. Ребята, вы можете занять свои места под бурные аплодисменты ваших товарищей!

Тотошка: Элли, отдай Наташе и Кузьме буковки.

Элли: Вот еще две буквы, которые были спрятаны в нашей книге (дает буквы “Е” и “Э”).

Ната: Спасибо, Тотошка!

Кузя:Тотошка, дай я пожму твою лапу!

Элли и Тотошка: До свидания, друзья! До новых встреч!

Персонажи уходят. Перемена декорации. Музыка из к/ф “Приключения Буратино”.На сцене появляются Буратино и Мальвина.

Мальвина: А теперь, дорогой Буратино, я буду вас учить!

Буратино: Еще чего! Не буду я учиться!

Мальвина: Будете-будете! И не спорьте, пожалуйста, сначала – математика. Решите, пожалуйста, задачу.

Буратино: Пожалуйста!

Мальвина: Представьте, что у вас в кармане 3 яблока.

Буратино: Врете! Ни одного!

Мальвина: Я сказала, представьте, что у вас в кармане 3 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино: Три!

Мальвина: Да почему же?

Буратино: А я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: Так, с математикой у вас совсем плохо. Попробуем, как обстоит дело с письмом. Возьмите, пожалуйста, в правую руку перо, обмакните его в чернила.

Буратино: Пожалуйста!

Мальвина: Запишите фразу: “А роза упала на лапу Азора”. (Диктует). Написали? А теперь прочитайте эту фразу наоборот - справа налево.

Буратино: Еще чего! Пусть ребята сначала прочитают!

Мальвина: Хорошо. Я приглашаю на сцену по 2 человека от каждого класса, тех, кто уже уверенно читает. Возьмите, пожалуйста, карточки и прочитайте написанное на них слово справа налево.

(Дети выполняют задание).

Мальвина: Молодцы, ребята, можете занять свои места. Вот видишь, Буратино, как это просто!

Буратино: Подумаешь! (Смеется).

Мальвина: Что это вы смеетесь?

Буратино: А вот – взгляните, что у меня получилось! (Показывает кляксу).

Мальвина: Ах! Гадкий мальчишка!

Буратино: И вовсе не гадкий! Из этой кляксы можно запросто картину нарисовать!

Мальвина: Ну что ж, попробуйте!

Буратино: И попробую! А ребята мне помогут! Выходите-ка сюда лучшие художники из класса! За одну минуту вам предстоит кляксу превратить в картину! Справитесь? Можете дорисовать все, что хотите. Только потом объясните, кого или что вы нарисовали. Договорились?

(Дети выполняют задание).

Мальвина: А пока дети рисуют, ответьте на мои вопросы. Кто написал сказку о приключениях Буратино? (Ответы детей). А каких героев из этой сказки вы знаете? Только помните, что отвечать следует, подняв руку! (Дети отвечают).

Буратино: Мальвина, посмотри, какие замечательные рисунки получились у ребят!

Мальвина: Прекрасно! Молодцы, ребята! Можете сесть на свои места. Буратино, тебе есть чему поучиться у наших друзей.

Появляются Кузя и Наташа.

Ната: Здравствуйте, мы, кажется, опоздали…

Буратино: Не огорчайтесь! Ребята сами справились с заданием!

Мальвина: Вот буквы, которых вам не доставало – это буквы “У” и “Ю”. Берегите их и почаще читайте книги, в них есть ответы на все ваши вопросы!

Буратино: Не ленитесь! Учитесь! И тогда, когда вырастите, станете директорами кукольного театра!

Мальвина: До скорых встреч, ребята! Будьте умницами! ( Уходят).

Ната: Вот, Кузенька, собрали мы с тобой все десять гласных, давай их на место поставим!

Кузя: Давай!

Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Что это вы задумали, яхонтовые мои? Буковки вернуть? А не получиться! Я не позволю! Кузенька, изумрудный мой, отдай Бабуленьке-Ягуленьке буковки. А ты, Наташка, не встревай!

Кузя:Не отдам! Я читать учиться стану! Сам все сказки прочитаю! Писать научусь и сочиню про тебя сказку, чтоб все знали какая ты вредная и лицемерная!

Б.Я.: Ой, Кузенька, сочини! А то про всех сказки писаны, в книжках толстых пропечатаны, Картинки к ним нарисованы. А про меня сказок нету!

Ната: Что ты, Баба Яга, про тебя очень много сказок написано!

Б.Я.: Ой, врешь, Наталья!

Кузя: Ничего она не врет! Правда, ребята?!

Б.Я.: Сумневаюсь я…

Кузя: Ребята, скажите, какие сказки о Бабе Яге вы знаете? (Ребята называют сказки).

Ната: Вот видишь, бабушка, как много про тебя сказок!

Б.Я.: Ой! Правда! Придется и мне читать учиться! Может, я свои мемуары напишу, какая я хорошая, добрая, веселая. Уж вы простите меня, темную, неграмотную!

Кузя: Обещаешь больше не вредничать?

Б.Я.: Обещаю! Только вы меня читать научите! Я даже с дитятками поиграть готова! (проводит игру).

Ната:Что ж, ребята, Кузя, бабуленька. Подошло к концу наше путешествие в сказки. Я теперь в них очень даже верю. Сказки читать очень интересно.

Кузя: И поучительно!

Б.Я. Сказка – ложь, да в ней – намек. Добрым молодцам – урок!

Кузя: А когда сам читать умеешь и того интереснее!

Баба Яга и Кузя читают стих. “Как хорошо уметь читать”

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай еще страницу!”
Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!

Звучит музыка, на сцене появляются все персонажи праздника. Исполняется песня из м/ф “Приключения кота Леопольда” - “Если добрый ты”. Поклон.

Все персонажи: Встретимся в сказках, ребята!