Урок литературного чтения. Д.Родари "Солнце и туча"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить знакомство с произведениями Джанни Родари, некоторыми страницами его биографии.
  2. Развивать речь учащихся, фантазию, творческое воображение, умение быстро ориентироваться в тексте, работать над выразительностью чтения.
  3. Учить видеть красоту, улавливать отношение автора к описываемому и воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение друг к другу.

Оборудование: Иллюстрация к сказке “Солнце и туча”, выставка книг автора, портрет Ж.Родари, выставка детских рисунков, словарь С.И. Ожегова, жетоны, магнитофон с грамзаписью “Времена года”, “Чарующие звуки”, таблицы со словами.

План

I. Проверка домашнего задания.

- Какие произведения Д. Родари вы читали?

- Кто герои его произведений?

Игра “Угадай эпизод” по рисункам (выставка рисунков)

- Какие отрывки из его произведений хотели бы пересказать, инсценировать? (ответы детей)

- Каким вы себе представили Д. Родари? (портрет Д. Родари)

- Что могли бы рассказать об авторе? (сообщения детей)

Дополнение учителя: Джанни Родари (1920–1980). Этот детский писатель прославился в нашей стране раньше, чем у себя на Родине в Италии, благодаря прекрасным переводам С.Я. Маршака.

В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры. Потом стал журналистом итальянской газеты “Унита” и получил редакционное задание писать для детей. В 1951 году вышла в свет первая его “Книжка веселых стихов”. Писатель сам определил свое место в жизни и литературе коротко и ясно: на службе у ребят.

II. Рассматривание иллюстрации на доске.

- Какие краски взял художник?

- Какие чувства, мысли у вас возникли?

- Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?

- Какое солнце на иллюстрации? (яркое, праздничное, ласковое)

- А туча? (грозная, мрачная, тяжелая)

- Можно ли предположить по названию и иллюстрации о чем будет произведение Д. Родари “Солнце и туча”? (высказывания детей)

III. Работа над текстом Д. Родари “Солнце и туча”.

1) Чтение произведения учителем.

- Какие картины себе представили?

- К какому жанру относится это произведение? (сказка)

- Почему? (сравнение, олицетворение)

2) Чтение про себя (грамзапись “Чарующие звуки”)

- В тексте выделите непонятные слова.

Колесница – в старину: большой колесный экипаж, повозка (иллюстрация колесницы)

Огненная колесница – оранжево-красного цвета, цвета огня.

Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора.

Грозовое – очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.

Горделиво – исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство.

Бултыхнулось – быстро упало, бросилось в воду.

(Можно использовать для объяснения слов “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова – 80000 слов.)

3) Чтение по абзацам и беседа по содержанию.

- Как вы понимаете выражение “щедро разбрасывало”? (бескорыстно, не требуя ничего взамен)

- Что значит грозовое настроение?

- Почему вы радовались солнечным лучам?

- Чему удивилась туча?

- Что с ней случилось?

- Каким было солнце в конце дня? (веселым, счастливым)

- Ребята, как вы думаете, кто был счастливее – солнце или туча?

- Почему?

IV. Физкультминутка (под музыку)

V. Выразительное чтение сказки “Солнце и туча”.

1) Выборочное чтение.

- Каким было солнце? (на доске карточки: веселое, милое, счастливое, доброе, щедрое, ласковое)

- Отметьте опорные слова в тексте (путешествовало весело и горделиво, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось)

- С какой интонацией вы будете читать эти строки?

- Что делала туча?

- Какая была туча? (на доске карточки: мрачная, хмурая, ворчливая, грозная, злая, жадная, задиристая)

- Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней (хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась)

- Как нужно прочитать слова тучи? (надменно, несмешливо, с укоризной)

2) Выразительное чтение.

- Кто сможет передать голосом, интонацией настроение солнца, тучи?

VI. Работа с текстом после чтения.

1) – Кого напоминают вам солнце и туча своими действиями, речью? (людей, которые бывают щедрыми, как солнце и жадными и недовольными, как туча)

- Автор Д. Родари использует прием аллегории (на доске)

- Какой совет дает автор читателям? (Быть щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)

- На чьей стороне симпатии автора?

В каждом отрицательном герое можно найти и положительное.

- От тучки какая может быть польза? (ответы детей)

2) Творческая работа (в парах)

- Поработайте в парах (звучит музыка “Времена года”)

- Придумайте другое окончание сказки или продолжите сказку (ответы детей)

- Кому понравилась сказка?

- Чья сказка самая интересная?

VII. Итог урока.

- Кому понравился урок?

- Кто набрал наибольшее количество жетонов?

- С каким настроением пойдете домой?

VIII. Домашнее задание.

- Попробуйте самостоятельно сочинить свою сказку на одну из тем:

  • “Вода и огонь”
  • “Зима и лето”
  • “День и ночь”