Урок математики по теме "Век. Таблица единиц времени" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок – путешествие.

Цели урока: Познакомить детей с новой единицей времени – веком, способствовать систематизации знаний учащихся о единицах времени, развивать умения преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, помочь совершенствовать вычислительные навыки и умения решать примеры, задачи, уравнения, развивать самостоятельность, творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, расширить кругозор детей, дать представление об истории Казани, воспитывать любовь к родному краю, стремления к знаниям.

Оборудование: Доска, мел, карточки, таблица “Единицы времени”, иллюстрации “Спасская башня”, “башня Сююмбике”, “Казанский Кремль”, алфавит, плакаты “1в.=100 г.”, “2005”, портрет Г. Камала, Татарский государственный академический театр, Приложение к уроку (30 листов), журнал “Сююмбике”.

План.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.

- устный счёт,
- физминутка.

3. Работа над новой темой.
4. Закрепление, работа над пройденным материалом.

- работа по учебнику,
- физминутка,
-работа в тетрадях.

5. Итог. Оценка знаний учащихся.
6. Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Устный счёт.

- Мы сегодня продолжим работу над единицами времени, познакомимся с новой единицей, а также будем учиться преобразовывать их, совершенствовать свои вычислительные навыки. А главное, будем учиться мыслить. А здесь не обойтись без тренировки.

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни пеналов, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

а) Найди значение выражений:

-На доске записаны примеры. Вам нужно найти их значения. Покажите умение и сноровку. Расшифруйте математическую шифровку.

36:9 3=12

К

409 0+1=1

а

900:100=9

з

(44+33):77=1

а

(5030):100=15

н

(60 50):100=30

ь

- Давайте прочитаем полученное слово хором. (Казань.)

- Какая ошибка допущена в написании этого слова на доске? (Название городов пишут с заглавной буквы.)

- Что это за город? ( Казань – столица РТ.)

- Верно, а расположена Казань на левом берегу Волги, где в неё впадает река Казанка.

б) Казань из тех городов, чей облик сочетает прошлое и настоящее. С любовью хранит Казань имена славных горожан-героев.

В Казани начинали революционный путь Киров, Бауман, здесь расцвело творчество Г. Тукая, здесь жили М. Джалиль, Нуриев и многие другие, их именами названы улицы и площади города.

- Зашифруйте данные фамилии при помощи этого шифра.

Киров

121.018.163

Бауман

212.114.115

Тукай

202.112.111

Джалиль

58.113.101.330

Нуриев

1.521.181.063

- Прочитайте числа, которые вы записали. (Одно число прочесть на татарском языке.)

в) заполни пропуски:

Стены Казанского Кремля имеют общую протяжённость

1км 750м = …м
высота стен 6м 50см = …см
ширина стен 3м = …см

3. Физминутка.

4. Работа над новой темой.

- Назовите тему, которую мы изучаем? (единицы времени)

- Существует ёще одна крупная единица времени, с которой нам предстоит познакомиться, в народе её называют “столетие”.

- Как вы думаете, сколько лет она объединяет? (100 лет.)

- А как ещё по другому можно назвать “столетие”?

- Чему равен 1 век? (100 лет.)

5. Закрепление пройденного.

а) Работа по учебнику.

Находим на листочках №1 (устно), №2 (письменно).

- Какой праздник отмечала Казань в 2005 году? (Тысячелетие Казани.)

- Какой это будет век? (XXI век.)

- Сколько веков существует Казань? (10 веков.)

№3 (устно) Г. Камал известный татарский драматург (показ портрета). В Казани его имя носит Татарский государственный академический театр.

№4 (устно) Показ иллюстраций Спасской башни Казанского Кремля.

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время показывают часы? (17 часов, 5 часов вечера, 5 часов утра.)

№5. Найти периметр и площадь квадрата (с записью на доске и в тетрадях).

Физминутка.

Давайте вспомним все изученные единицы времени. Какие это единицы? (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

- А сейчас объединим эти единицы в единую таблицу. Начнём с крупных единиц. Ваши варианты. (Составление таблицы единиц времени.)

№6. Прочитай, заполняя пропуски (устно).

№7. Решить примеры (самостоятельно, взаимопроверка в парах).

- Индивидуальная работа учащихся по карточкам (3 ученика).

№8.Найти частное и остаток. ( С записью на доске и в тетрадях.)

№9. Решить уравнения. ( С записью на доске и в тетрадях.)

№10. Решить задачу. ( С записью на доске и в тетрадях.) Показ иллюстрации башни Сююмбике. Народ в память о последней казанской царице назвал башню её именем. Сейчас в нашей республике выпускается популярный журнал “Сююмбике”, который с удовольствием читают ваши родители.

6. Итог.

- Что сегодня мы делали на уроке? Что нового узнали? (ответы детей).

- Совершенно верно сегодня мы познакомились с новой единицей времени - веком, обобщили знания по теме “Единицы времени”, расширили знания об истории Казани.

7.Задание на дом.

Учебник математики, страница 65, №349.

Приложение