Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

Разделы: Биология


Цели урока.

Образовательные: в результате урока учащиеся обобщают знания о:

  • строении и функциях органов пищеварительной системы;
  • роли пищеварительных желез и ферментов в пищеварении;
  • гигиенических требованиях к составу пищи;
  • мерах профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний;
  • влиянии курения, алкоголя на функции пищеварительной системы.

Развивающие: ученики продолжают развивать умения:

  • распознавать  органы пищеварительной системы на таблицах, рисунках;
  • анализировать, обобщать и обосновывать полученную информацию о гигиенических правилах и профилактике желудочно-кишечных заболеваний;
  • оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;
  • соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.

Воспитательные:

  • учащиеся убеждаются в необходимости соблюдения мер по предупреждению кишечных и глистных заболеваний, правил хранения продуктов и приготовления пищи;
  • осознают вредное воздействие алкоголя, курения на пищеварение;
  • воспитание любви к урокам биологии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения: таблицы, схемы, дидактические карточки, учебники.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальная беседа.
- какой процесс называют пищеварением? (процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества).
- сколько и какие этапы выделяют в процессе пищеварения? (два: механической и химической обработки).
- что происходит со сложными органическими веществами в процессе пищеварения? (они расщепляются на более простые, которые в растворенном виде всасываются в кровь, а затем уже организм строит из них свое тело).
- как устроена пищеварительная система? (она состоит из пищеварительной трубки и ряда крупных желез).
- назовите и покажите по таблице органы пищеварительной системы.

Работа  по дидактическим  карточкам.

Карточка №1

Карточка №4.
Составление логической схемы.

Задание: составить логическую схему пищеварения, используя набор следующих слов и словосочетаний – пища, механическая и химическая обработка, сложное вещество, всасывание, удаление непереваренных остатков, простое вещество. (Приложение 1)

Продолжение фронтальной беседы.
- почему не происходит переваривания собственных стенок желудка? (этому препятствует слизь, обильно покрывающая стенки желудка).
- какие изменения происходят с пищей в желудке? (продолжается механическая и химическая обработка пищи, здесь уже начинается расщепление белков).
- назовите и покажите на таблице слюнные железы.
- каковы условия работы ферментов?
- самая крупная железа нашего тела (печень).
- происходит ли переваривание пищевого комка под действием птиалина? (да).

Проверка правильности выполнения заданий по дидактическим карточкам учениками-консультантами.

- как ухаживать за зубами?
- в каком отделе пищеварительного канала питательные вещества всасываются в кровь? (в тонком кишечнике).

Эвристическая беседа.

  • Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения?
  • Почему мы начинаем ощущать сладковатый вкус, когда долго жуем хлеб или картофель?
  • Почему больные зубы нарушают процесс пищеварения?

Ответы учащихся.

Задания практического характера.

  • на столе – карточки, на которых написаны слова: белки, жиры, углеводы, желчь, ферменты.

Задание: прикрепить данные карточки на таблицу «Строение пищеварительной системы» в нужные места, объяснить свои действия. (Приложение 2)

  • на магнитной доске составить схему расщепления питательных веществ. (Приложение 3)

III. Обобщение и систематизация знаний о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

  • Учитель. Дома вы должны были прочитать статью «В еде знай меру»; составить кодекс правильного питания и дать краткое физиологическое обоснование каждого правила.

Кодекс питания (гигиена)

Гигиенические правила Краткое физиологическое обоснование
Вредно съедать за один раз много пищи. Чрезмерное заполнение желудка ухудшает пищеварение, пища не переваривается.
Необходимо принимать пищу в одни и те же часы. Пищеварительные соки начинают отделяться еще до еды, поэтому пища переваривается лучше.
Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде. Вареная пища гораздо легче расщепляется пищеварительными ферментами, чем сырая.
За обедом полезно съедать сначала салат и суп. Эти кушанья содержат вещества, которые, легко проникая в кровь, усиливают сокоотделение.
Необходимо тщательно пережевывать пищу. Облегчается ее переваривание. К тому же при тщательном пережевывании начинается химическое расщепление крахмала.
Во время еды вредно разговаривать и читать. Ухудшается процесс пищеварения

2. Постановка проблемного вопроса и его решение: что может предупредить желудочно-кишечные и глистные заболевания, а также пищевые отравления?

Учитель. Эту часть урока мы проведем в виде конференции (за стол приглашаются  «знатоки», остальные учащиеся делятся на группы):
1-я группа – «Повара»,
2-я группа «Чистюли»,
3-я группа  – «Школьные врачи»,
4-я группа – «Первая помощь».

Создание проблемных ситуаций:

Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
Знатоки. Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
Школьные врачи. Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.
Учитель. Что же делать, если все же отравились?
Первая помощь.Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.
Учитель. Спасибо за информацию.

Ситуация 2.
Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?
Знатоки. В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.
Учитель. В чем вред бычьего цепня?
Школьные врачи. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.
Учитель. Как избежать заражения?
Повара. Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.
Учитель. Спасибо.

Ситуация 3.
Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?
Школьные врачи. С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глист, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.
Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?
Чистюли. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.
Повара. Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.
Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?
Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию.
Учитель. Спасибо.

Ситуация 4.
Учитель. Нужно ли бороться с мухами?
Школьные врачи. Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.
Учитель. Как этого избежать?
Знатоки. Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.
Чистюли. Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.
Учитель. Спасибо.

3. Какой вред оказывает алкоголь и никотин на процесс пищеварения?
Организация выступления учащегося.

Отрицательное влияние на процесс пищеварения оказывает алкоголь и никотин. Попав в желудок, они раздражают желудочные железы, усиливая сначала их работу. Однако очень скоро деятельность желудочных желез нарушается, уменьшается выделение желудочного сока, от которого зависит аппетит. У людей, часто выпивающих, аппетит вовсе исчезает, затрудняется переваривание и усвоение пищи. Развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, -- гастрит. Алкоголь нарушает работу и других органов пищеварения, например печени. Так, печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.

IV. Игровой момент.

Загадки.

1. На красных холмах

30 белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся –
И смирными станут
До новых затей.   (Зубы)

2. При необычном каком-то явлении
Его открываем мы от удивления.   (Рот)

3. Первым пробовать привык
Угощенья все  …   Язык.

4. Просят беленькие зубки:
«Улыбайтесь чаще, …  Губки!»

5. В одной комнатушке соседи живут
Одни все кусают, другие – жуют.   (Зубы)

V. Выполнение задания «Какие утверждения верны?».

  1. В теле человека вода составляет в среднем 20-25%.
  2. В процессе пищеварения выделяют два этапа.
  3. Ферменты пищеварительного сока действуют на одно какое-либо вещество.
  4. Каждая челюсть имеет 4 резца.
  5. В ротовой полости происходит только механическая обработка пищи.
  6. Коронка зуба покрыта эмалью.
  7. Жиры перевариваются в ротовой полости.
  8. Желчь содержит вещества, размельчающие капли жира.
  9. Слизистая оболочка желудка образует складки.
  10. Проток поджелудочной железы впадает в желудок.

Правильные утверждения: 2,3,4,6,8,9.

VI. Домашнее задание. стр. 148-161.