Учебник "Биология" как средство формирования информационных компетентностей учащихся

Разделы: Биология


Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Считаю, что задача педагога заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.

В предложенном мною опыте представлены различные приёмы организации работы учащихся с информационным источником – учебником «Биология», что способствует формированию информационных компетентностей школьников. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.

Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строю через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника.    Подробнее остановлюсь на формировании некоторых специальных умений по своему предмету.

  1. Умение ориентироваться в учебнике

Развитие данного умения предполагает:

  • уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них;
  • по оглавлению определять содержание глав;
  • находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала,  сведения по тому или иному вопросу;
  • использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения.

Впервые к работе с учебником биологии школьники преступают в 6 классе. С первого урока  направляю усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Для этого предлагаю задания: выяснить, что такое титульный лист учебника, о чём он рассказывает. При этом происходит знакомство с названием книги, авторским коллективом, годом и местом издания и в каких классах школы он будет изучаться. Далее идёт работа со статьёй «Как работать с учебником», при этом рассматриваются и объясняются условные обозначения, сигналы-символы. Эти знания важны, т.к усвоение их, в дальнейшем, позволит экономить время на уроке. Важным считаю и умение пользоваться аппаратом ориентировки учебника, знать особенности оглавления и значения шрифтовых выделений. Всё это позволяет учащимся составить представление о содержании и структуре учебника, его главах, соотношении его различных частей, выявить основные рубрики, оперативно найти нужные страницы.

Работу с оглавлением организую с помощью вопросов и заданий типа:

  • сколько глав в учебнике;
  • сколько параграфов во главе;
  • укажите с помощью оглавления номера страниц, на которых раскрывается тот или иной вопрос;
  • пользуясь оглавлением, определить основное содержание главы.

Эти вопросы я использую не только на вводном уроке, но и при изучении каждой новой главы, т.к эта работа организует учащихся и привлекает их внимание к новому материалу.

  1. Умение работать с текстом учебника

Данное умение предполагает:

  • развитие способностей быстро читать и понимать текст;
  • выделять главные мысли;
  • пересказывать содержание параграфа;
  • подбирать материал для ответа на вопрос;
  • составлять схемы – свёрстки;
  • заполнять таблицы;
  • составлять план и конспект учебной статьи;
  • -составлять разноуровневые вопросы к тексту;
  • использовать приобретённые знания для решения познавательных задач;
  • резюмировать информацию.

Известно, что самую важную и большую по объёму, значительную по смысловой нагрузке часть учебника составляет текст. За время работы в школе заметила, что значительная часть учащихся в классах затрудняются при пересказе не только длинных и сложных текстов, но и достаточно простых и коротких. Это свидетельствует об ослабленной памяти. Такие дети нуждаются в специальных опорах, благодаря которым они обретают уверенность в своих ответах. Изучив технологию В.Н. Зайцева, я ввела в свои уроки «самарский вариант» пересказа коротких текстов. Его можно использовать на разных этапах урока. Пересказ «по-самарски» предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

  • чтение отрывка текста длительностью по 1-2 минуты;
  • осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);
  • запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);
  • образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;
  • жужжащий пересказ в парах;
  • пересказ текста слабым учеником (приложение № 1)

Замечено, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим и лучшим ответам учеников. Ради экономии времени тренировку можно проводить по текстам домашнего задания. В этом случае опускаю первые два упражнения и начинаю работать сразу с записи ключевых слов.

Наиболее важные тексты требуют значительной работы по осмыслению логичности материала с опорой на план и здесь часто учителями допускается традиционная ошибка: не используя пересказа «по-самарски», сразу переходят к составлению плана, не считаясь с тем, что для средних, а тем более слабых учащихся это не по силам. Обучая пересказу коротких текстов, постепенно перехожу от простого к сложному через логичный и лаконичный пересказ к краткому и точному изложению большого объёма учебного материала.

За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. И помощником в решении этой проблемы на уроках биологии у меня выступает синквейн. Слово синквейн произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Синквейн требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу.

Знакомство учащихся с синквейном начинаю с первых уроков в 6 классе, объясняя, как пишутся такие стихотворения:

  • Первая строчка – название темы одним словом. Чаще всего это существительное, но может быть местоимение.
  • Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Для работы над второй строчкой выслушиваю мнения детей и записываю на доску все их предложения. Затем совместно выбираем два наиболее точных слова.
  • Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в пределах темы. Работа над ней идёт также как и над второй строкой.
  • Четвёртая строчка – фраза их четырёх – пяти слов, показывающая отношение автора к этой теме. Выбираем её коллегиально.
  • Пятая строчка – завершение темы. Это синоним  слова в первой строке, выраженный  любой частью речи.

В результате такой последовательной работы с текстами учебников в 6-8 классах у учащихся получаются следующие синквейны (приложение № 2).

Значительное место в организации деятельности учащихся занимает работа по составлению плана, статьи или параграфа, т.к это способствует систематизации материала. Это довольно сложная деятельность и она вызывает у «слабых» и у «средних» учащихся большие трудности. Как правило, именно у таких детей пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. По такому плану тяжело связно пересказать содержание. Обучение  составлению плана начинаю с 7 класса. Знаю из опыта, что этот навык тяжело вырабатывается и приживается, поэтому прибегаю к хитрости, ненавязчиво заинтересовывая детей. Задания по составлению плана называю «кустик идей». В чём же смысл этого метода?

Любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Она поможет выделить главное и второстепенное, лучше запомнить и воспроизвести информацию. Эта схема напоминает куст, где есть центр (ствол), есть главные и второстепенные ветви. Этот приём интересен, он увлекает детей, помогая им думать, систематизировать и структурировать мысли. Обучение приёму веду коллективно, выслушиваю мысли детей и составляю «куст» на доске. В дальнейшем, рассматривая подробно с детьми схему на доске, веду беседу: «Не правда ли, наш «куст» похож на пункты плана? Это те несколько смысловых блоков, на которых держится текст. А на каждой ветке – ягодки-идеи, раскрывающие, расширяющие и углубляющие смысловые блоки (пункты плана)». Так ненавязчиво ввожу в урок умение составлять простой и сложный план. В дальнейшем эта работа идёт в парах и индивидуально и дети по своему «кустику идей» делают пересказ (приложение № 3).

После того, как учащиеся овладевают умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, учу их составлять вопросы к тексту. Обучение приёму составления вопросов начинаю с анализа вопросов к параграфу учебника. Делаю это в игровой форме, условно предлагая детям разделить вопросы на «тонкие» и «толстые». «Тонкий» вопрос – это простой вопрос, конкретный, фактологический. Ответ на него односложный и чёткий – «да», «нет». «Толстый» вопрос – предполагает развёрнутый подробный ответ с объяснением, это часто проблемный вопрос. Правило составление вопросов выношу в соответствующую таблицу «Банк вопросов» (приложение № 4). Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения.

Считаю, что формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни. Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.

Мой опыт основан на научно-практических идеях ряда учёных и педагогов:

  • А.Н. Мягкова – идея формирования умений ориентирования в учебнике.
  • В.Н. Зайцев, Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт – обобщили приёмы работы с текстом учебной книги.
  • И.В. Болгова учитель биологии СОШ № 1945 г. Москвы – приёмы формирования биологических понятий.