Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: "Лингвистический брейн-ринг"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • активизировать познавательную деятельность детей,
  • развивать логику, интеллект,
  • способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование и материалы: секундомер (песочные часы),

  • гонг,
  • табло,
  • два круглых (шестигранных) стола,
  • карточки.

Объяснительная записка. Форма проведения интеллектуальной игры “Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие было проведено с ребятами из 4-х классов 7-й параллели. Каждый класс собирает команду из 6 человек, остальные дети выступили в качестве болельщиков, оформляют плакаты и сочиняют “кричалки” в поддержку своей шестерки знатоков.

При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов. В условиях малокомплектной школы продуктивно провести данное мероприятие между разновозрастными командами. Разделить на команды можно, например, используя времена года, в которые родились дети: “Умники Осени”, “Умники Зимы” и т.д.

В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры

1 этап. Объяснение правил.

Учитель. Ребята, наступил час, когда мы определим самый интеллектуальный класс. В честной и бескомпромиссной борьбе сегодня встретятся четыре команды эрудитов-лингвистов, чтобы выяснить, кто лучше знает русский язык. Итак, я объявляю команды, которые сойдутся на интеллектуальном поле брани: “Альфа” - 7 “А” класс, “Лингвисты” - 7 “Б”, “Книжные черви” - 7 “В”, “Всеведы” - 7 “Г”.

А у этих достойных эрудитов есть болельщики?

И кто сегодня победит? (В зале крик, шум) Минуты эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, чередуются с полной тишиной.

Внимание, правила игры! Жеребьевка определит 2 пары команд, победители игр, выйдут в финал и определят в очном споре чемпионов, две проигравшие команды поборются за 3-е место.

У каждой команды свой звуковой сигнал (игрушка, погремушка, свисток). После того, как задан вопрос, звучит гонг, дающий начало отсчета минуты времени на обдумывание. Если команда готова ответить, она подает звуковой сигнал. В случае неправильного ответа право ответа переходит к соперникам. Если ошибаются обе команды, за следующий правильный ответ присуждаются два балла. Класс, набравший 3 балла, становится победителем. В финальной игре для победы необходимо заработать 5 баллов.

2 этап - жеребьевка.

В первой полуфинальной игре встречаются команды, к примеру, “Альфа” и “Всеведы”, во второй - “Лингвисты” и “Книжные черви”.

3 этап – две игры за выход в финал.

Музыкальная пауза

4 этап – игра за 3-е место.

5 этап – финальная игра.

6 этап – вручение кубка, подведение итогов, награждение лучших игроков.

Вопросы для игр полуфинала (3 этап)

Вопрос 1.

Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)

Вопрос 2.

соберите слова, а из полученных слов восстановите пословицу.

(Ответ: Порядок время бережет)

Вопрос 3.

Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: “Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”.

- Как вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Евстигнеев берет ручку и пишет.

Вопрос: Какое слово и как написал артист?

(Ответ: Никада)

Вопрос 4.

Перед вами фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант.

(Ответ: От альфы до омеги)

Вопрос 5.

Тимур Кизяков, ведущий передачи “Пока все дома”, однажды закончил выпуск так: “Для тех, кто смотрел с самого начала, и для тех, кто подключился только сейчас, сообщаю: Вы просмотрели передачу “Пока все дома””

Почему ведущий смог объединить тех, кто смотрел с самого начала, и тех, кто подключился только сейчас?

(Ответ: Глагол просмотреть имеет несколько значений, в том числе: 1) осматривая, ознакомиться с чем-либо; 2) пропустить. Зрители просмотрели программу либо в 1-м, либо во 2-м значении)

Вопрос 6.

На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники?

(Ответ: Неправильно. Говядина – “это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – “свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)

Вопрос 7.

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир я отражаю.
Но одну букву замени –
Я по болоту зашагаю.

Ответ: (Капля – цапля)

Вопрос 8.

Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма “У черта на куличках”.

(Ответ: Кулички – “лесистые, глухие, болотистые места”)

Вопрос 9.

Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово “хулиган”?

(Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)

Вопрос 10.

Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении “Запечатлеть на скрижалях истории”?

(Ответ: Скрижаль – “каменная плита; доска с написанным на ней священным текстом”)

Вопрос 11.

Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шабаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”.

(Ответ: Тайфун)

Вопрос 12.

Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?

(Ответ: Петя)

Вопрос 13.

Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею,
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.

(Ответ: Лук – луг)

Вопрос 14.

Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____.

(Ответ: Ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, пиррова победа, дамоклов меч, филькина грамота)

Вопрос 15.

А.С. Пушкин.

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?

(Ответ: Ветрило – парус)

Вопросы для игры за 3-е место (4 этап)

Вопрос 1.

В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:

И все, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами – в силу поговорки
Насчет пера и топора.

  1. Какую поговорку имеет в виду автор?
  2. Какой фразеологизм использован в этих строках?

(Ответ:

  1. Что написано пером, не вырубишь топором.
  2. От корки до корки)

Вопрос 2.

“В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапера и … танкистов”, - писал в окружной газете капитан сборной танкист Петров. Сколько моряков было в сборной?

Ответ: 2 моряка (1 танкист, 2, 3, 4 танкиста, 5 танкистов; следовательно, 2 моряка, 2 пехотинца, 2 сапера)

Вопрос 3.

Объясните значение архаичного существительного во фразеологизме “быльем поросло”.

Ответ: Былье – трава, отсюда былинка.

Вопрос 4.

Из местной радиопередачи:

Потерялась собачка (далее следует описание).

Нашедшего просьба позвонить по телефону …

Как вы исправите это объявление?

(Ответ: Нарушена сочетаемость слов. При сущ. просьба зависимое слово должно иметь форму Д.п. с предлогом к. Правильно: Просьба к нашедшему позвонить… А лучше: Нашедшего просят позвонить…)

Вопрос 5.

Найдите (на столы кладутся сборники басен) или вспомните в одной из басен И.А. Крылова существительное общего рода.

Ответ: Зевака, забияка (“Слон и Моська”), кривляка (“Зеркало и обезьяна”), невежда (“Петух и жемчужное зерно”).

Вопрос 6.

Очко получит та команда, которая первой вспомнит и произнесет две пословицы или поговорки, в состав которых входят краткие прилагательные.

Возможные ответы.

  • Мал золотник, да дорог.
  • Долг платежом красен.

Вопрос 7.

Серый Волк придумал несуществующее слово “рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.

  • Ниф-Ниф сказал: “Это сущ. женск. рода”.
  • Нуф-Нуф сказал: “Это сущ. мужск. рода”.
  • Наф-Наф сказал: “Это глагол”.

Кто из поросят неправ?

(Ответ: Нуф-Нуф)

Вопрос 8.

Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп?

(Ответ:

  • Манная – из пшеницы,
  • Пшенная - из проса,
  • Перловая – из ячменя)

Вопрос 9.

В романе К. Симонова “Солдатами не рождаются” Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:

- Настроение среднее. И нанес, и понес. Немцев при их контратаках положили – снег черный, но и потеряли много.

И нанес, и понес. Компонентами каких фразеологизмов являются эти слова?

(Ответ: И нанес урон (противнику), и понес потери (сам))

Вопрос 10.

Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:

Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.

Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов?

(Ответ: 4 причастия, 2 причастных оборота)

Вопросы для финальной игры (5 этап)

Вопрос 1.

Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э].

Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз).

(Ответ: Лесть, лезть, сельдь)

Вопрос 2.

“Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.

(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)

Вопрос 3.

Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита?

(Ответ: йод)

Вопрос 4.

Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать.

В каком слове при произношении звучат только твердые согласные?

(Ответ: Драться)

Вопрос 5.

Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?”

(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)

Вопрос 6.

Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.

(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)

Вопрос 7.

Анаграммы:

Апельсин – спаниель, камыш – мышка, лось – соль, отпор – ропот, палка – лапка.

К какой из этих пар можно прибавить еще хотя бы одно существительное.

(Ответ: Отпор – ропот – топор)

Вопрос 8.

У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.

О чем речь?

Ответ: Яма (конец и начало алфавита).

Вопрос 9.

В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово “глазоем”?

(Ответ: Горизонт)

Вопрос 10.

Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.

(Ответ: Ноль, ложь, рай)

Помимо авторских вопросов, при подборе материала для “Лингвистического брейн-ринга”, конечно же, были использованы вопросы или сведения для них из различных источников.

Список использованной литературы

  • Богдалов И.Ф., Муравенко Е.В., Рубанов И.С. Русский медвежонок – 2004. Задачи, решения, информация, статистика. Киров, 2005.
  • Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.
  • Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары, 1997.
  • Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. Чебоксары, 1997.
  • Мокиенко В.М. В глубь поговорки. С-Пб: Паритет, 1999.
  • Разумовская М.М. Русский язык. 5 кл. М.: Просвещение, 2002.
  • Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.: Современник, 1998.