Урок-игра литературного чтения во 2-м классе "Волшебный букет для Феи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучение выразительному чтению стихотворений о природе, анализу статей и рассказов.
  • Развитие творческого воображения, речи и мышления.
  • Воспитание бережного и уважительного отношения к природе, познавательной активности читателя - второклассника.

Оборудование:

  • Учебник В.А. Лазаревой "Литературное чтение" (2-ая часть) для 2-го класса, ООО "Издательство Оникс", 2007 г.
  • Картинки летнего леса, луга, вазы, цветов. Венок для Феи.
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Записи пения птиц, песни "Городские цветы", "Земля - наш дом".
  • Карточки с загадками, фразеологизмами, с заданиями для творческой работы.

Ход урока

Оргмомент

Учитель:

Доброе утро! Придумано кем-то.
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!

Дети:

Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Проверка творческого выполнения домашнего задания.

Введение в тематику урока.

Учитель показывает на доску с картинками летнего леса, луга.

- Свеж и душист наш роскошный венок,

Всех в нем цветов благовония слышны.

Учитель надевает венок из цветов и "становится" Феей леса.

Учитель-Фея:

Я - Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит -
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там!
Навстречу солнцу я спешу,
Светлей сиять его прошу.
Да здравствует счастливый миг -
Везде, где солнца луч проник!
Солнца луч блеснул в листве
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживился лес и луг.

Звучит запись пения птиц в лесу.

Учитель-Фея: - Сегодня я хочу попросить вас, ребята, наши лесные гости, составить для меня волшебный букет. В этом вам помогут рассказ Г.В. Сапгира и полюбившиеся стихотворения О.О. Вациетиса "Подснежник" (стр.137), А.К. Толстого "Колокольчики мои:" (стр. 146), Г.М. Новицкой "Крылатый луг" (стр. 147) и свои самостоятельно подобранные стихотворения, иллюстрации, рисунки.

Составление "Волшебного букета" учащимися для Феи.

Выставка рисунков летнего леса, луга, цветов (в соответствии с содержаниями стихотворений О.О. Вациетиса, А.К. Толстого, Г.Н. Новицкой).

Выразительное чтение стихотворений о красоте русской природы учащимися.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель-Фея: Сегодня мы проведем с вами завершающий урок по 5-ой главе "Человек и природа". Прочитаем статью - обращение к вам автора учебника В.А. Лазаревой и еще откроем несколько секретов в мире литературы.

Работа над статьей В.А. Лазаревой.

Самостоятельное чтение статьи В.А. Лазаревой на стр. 148.

Выделение главной мысли статьи учащимися.

Дети обмениваются впечатлениями:

- Авторы всех произведений, которые мы изучали в 5-ой главе, относятся к природе как к живой: нежно и трепетно, ласково и заботливо.

- Все эти рассказы, стихотворения учили нас представлять природу как человека. И мы чувствовали и красоту русской природы, и то, что она хрупкая, беззащитная. А все это в природе нам надо беречь.

- Природе, как и человеку, очень часто бывает больно. Очень многое она терпит, часто болеет, страдает. Об этом мы узнали в стихотворениях Б. Заходера "Собачкины огорчения", Н. Рубцова "Воробей", "Про зайца", С.Махотина "Жук" и др.

- Поэтому мы должны сочувствовать ей и уважать природу, как человека.

Учитель-Фея: - Я согласна с вами, ребята. Мир природы прекрасен, люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а, значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.

- У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки?

Если в жизни их можно встретить.

Физминутка.

Дети отдыхают под песню "Городские цветы" и проводят игру "Цветочные имена".

Дети: - Роза, Лилия, Василек (Василий), Ромашка (Роман), Азалия, Астра, Вероника, Георгина, Гиацинт, Глория, Гортензия, Иван-да-Марья, Лиана, Мальвина, Мальва, Маргарита, Нарцисс, (Наркис), Анюта (ср.: анютины глазки) и др.

VI. Работа над темой урока "Душа природы".

Деление класса на 3 команды. Каждая команда придумывает себе "цветочное название".

Загадки феи о цветах

I команде:

Белые горошки
На зеленой ножке (Ландыш)

Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает (Подснежник)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются (Кувшинки)

II команде:

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (Василек)

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (Мак)

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету (Ирис - ирис)

III команде:

Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце (Ромашка)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек (Одуванчик)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми:(Гвоздиками)

Беседа с классом.

Учитель-Фея просит учащихся подумать о том, что есть ли душа у природы?

Дети обмениваются впечатлениями:

- Я думаю, что у природы не может быть души, так как у нее нет чувств. Природа, как человек, не может думать, переживать, у нее нет семьи, детей.

- Я не согласна. Мы же говорили, что природа, как и человек, часто болеет, у нее бывает тоже много бед и несчастий. Она страдает от бездушных людей. Но природа терпелива и умеет прощать человека за его ошибки. Природа радостна, когда люди понимают и уважают ее, любуются красотой деревьев, цветов, парков, лесов, полей, рек.

- У человека - есть душа. На уроках православной культуры мы узнали, что душа - это внутренний мир и характер человека. И у природы, как у человека, тоже есть свой внутренний мир. Это ее душа. Чаще душа у природы добрая.

- Но это зависит от поступков людей. Нам надо жить с природой "душа в душу".

4. Работа с фразеологизмами со словом "душа". Объяснение их смысла.

\

I команде:

Мне это не по душе - (не нравится что-либо)

Вложить душу в дело - (отдать все силы работе)

Душа не лежит ни к чему - (нет интереса к чему-либо)

II группе:

От всей души - (искренне)

Жить душа в душу - (дружно, в согласии)

Отвести душу - (высказывать все, что накопилось на душе)

III группе:

Душа радуется - (очень радостно, приятно)

За душу брать что-нибудь - (очень волнует, трогает)

Душа нараспашку - (об открытом, откровенном чистосердечном человеке).

Чтение рассказа Г.В. Сапгира "Душа природы" на стр. 148 - 149 учащимися самостоятельно.

Обсуждение содержания рассказа учащимися.

I команда рассказывает о ромашке, клевере и репейнике.

II команда - о колокольчике, ландыше и шиповнике.

III команда - об иване-да-марье, анютиных глазках, розе.

Обобщающая беседа.

Учитель-Фея: Молодцы! Все команды очень интересно рассказывали о цветах. Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам?

Дети обмениваются впечатлениями:

- Цветами встречают новорожденных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний путь. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь.

- Люди используют цветы не только для того, чтобы украсить свою жизнь: из них изготавливают лекарства, незаменимы они в парфюмерии; некоторые из цветов съедобны.

Изображения многих цветов вошли в гербы городов и стран, чеканятся на монетах, нашли отражение на полотнах живописцев всего мира.

Творческая работа учащихся "Душа цветов".

Учащиеся получают конверты с заданиями от Феи:

Прочитать выразительно стихотворения.

Рассказать о душе цветов

Работа продолжается по командам.

Проверка творческой работы I команды.

Учащиеся выразительно читают стихотворения и описывают цветы.

В Брюсов

"Ландыш"
Ландыш милый,
Ландыш нежный,
Белый ландыш,
Ландыш снежный,
Наш цветок!
Встал ты меж зеленых створок
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог!
Колокольчики качая,
В воздухе веселом мая
Бел и чист,
Ты, как звезды,
В травах светить,
Ты узором
Тонким метишь
Полный лист.

            "Роза"
Роза - ты цветов царица,
Всех прелестней и нежней.
Капелька росы искрится
В чаще шелковой твоей.
Ты мерцаешь перламутром,
Ты от сердца гонишь тень.
Кто увидит розу утром -
Счастлив будет целый день.

Дети: у ландыша душа нежная, скромная. Он очень чувствителен. А у розы душа прекрасная и благородная. Она дарит людям красоту и счастье.

Проверка творческой работы II команды.

К. Бальмонт

                    "Лилии"
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.

        "Ромашки"
Нарядные платьица,
Желтые брюшки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки.
Вот-вот заиграют.
Как дети в пятнашки.

Дети: у лилий душа нежная, стыдливая. Они застенчивы, как невесты, и немного грустные. А у ромашек душа веселая, задорная. Они улыбаются солнышку.

Проверка творческой работы III команды

Иван Брюсов

"Венок из васильков"
Любо василечки
Видеть вдоль межи,-
Синенькие точки
В поле желтой ржи.
За цветком цветочек
Низко мы сорвем.
Синенький цветочек
Для себя сплетем.
Сядем мы на кочке -
Зной и тишина.
В голубом веночке
Высь отражена.
Локоны в веночке
Вроде облачков -
Ломки стебелечки
Синих васильков.
Мы как мотылечки
Спряталися в тень
В синеньком веночке
В жаркий летний день!

Е Серова

        "Фиалки"
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмет.

Дети: у васильков душа простая, "нараспашку", как у всех русских людей. Они символ русского поля. Значит, душа у васильков еще и благородная, славная.

Фиалки имеют тихую, скромную душу. Они робкие, требуют к себе бережного отношения.

Домашнее задание:

Прочитайте еще раз рассказ Сапгира "Душа природы" на стр. 148 - 149

Продолжите дома этот рассказ самостоятельно, нарисуйте иллюстрации к вашим творческим работам.

Итог урока

Составление "Волшебного" букета для Феи. Рефлексия.

Фея: Ну вот, ребята, заканчивается наша лесная сказка, в которой вы были главные герои. Давайте посмотрим, какой у вас получился "волшебный" букет?

Дети обмениваются впечатлениями и прикрепляют к цветам для букета карточки с названиями полюбившихся произведений из 5-ой главы учебника.

Выставление оценок учащимся за активную работу.

Фея: Приходите в лес, ребята, любите лес, не сорите, не шумите, оберегайте растения и лесных обитателей.

Дети читают стихотворение об охране природы и исполняют песню "Земля наш дом" Р. Рождественского

Учащиеся:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить:
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым:
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето
Дрожит в окне вечерняя звезда:
Природой называется все это,
Давайте же ее любить всегда!

"Земля - наш дом"
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.

Припев:

Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.