Заметки о русском

Разделы: Литература


Посещение уроков у ленинградского педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина дало целое направление в работе, научило свободно импровизировать на уроке, смело варьировать приемами и методами. Вслушиваясь в каждое слово учителя-творца, учителя-актера, нашла для себя рациональное зерно.

В жизни русского человека должно быть три «Р»:

  1. Родина. Россия.
  2. Родные. Родня. Род.
  3. Религия.

Объединив в себе эти три понятия, русский человек станет на путь возрождения великой нации.

После того, как направление найдено, начинается работа по поиску материала, как тот или оной материал должен прозвучать на уроке. «С чего начинается Родина?» - эти слова становятся лейтмотивом работы со школьниками 5-х классов.

И это не только стихи о Родине, которые помещены в учебной хрестоматии, но и большая работа, связанная с краеведческими материалами. Знать все об улице, на которой ты живешь, почему она так названа, знать все о крае, об его историческом прошлом. Уроки-обобщения по данной тематике позволяют учителю видеть, как серьезно ученики относятся к такой работе, лучшие рассказы об истории края читаются, как правило, на такие приглашаем учителя истории. По крупицам собранный материал хранится, год от года собирается. Шире для ребят ставится понятие «Родина». Это уже не только улиц, край, а огромная территория от Балтики до Тихого океана, которая носит гордое имя – Россия. Что из себя представляло наше государство в прошлом, как жили наши предки? И тут на школьных партах уже в среднем звене появляются книги, которые, на первый взгляд, лучше бы пригодились на уроке истории.

«Литература и культура Древней Руси» под редакцией В.В. Кускова, «Быт русского народа» под редакцией А. Терещенко, «Россия ХУ – ХУП вв. глазами иностранцев», «Народная Русь» А.А. Коринфского, «Русские праздники» И. Панкеева. Использование этих книг на уроках, чтение фрагментов позволяет ученикам глубже узнать свои корни, позволяет ученикам понять, что же такое «родина» в творчестве И.С. Тургенева, как воспринимал Россию великий А.С. Пушкин. Поэтому уже другую окраску несут изречения классиков. «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другою историю, кроме истории моих предков» - эти слова Пушкина – эпиграф ко многим урокам, посвященным «Капитанской дочке». Кроме понятия «Отечество» в этом высказывании есть ключевое слово честь. Для восьмиклассника это понятие еще сложное, поэтому на уроке идет работа по определению значения слова «честь»; почему так берегли честь, старались ее не запятнать. От слов Пушкина переходим к словам другого классика И.С. Тургенева: «Люблю ли я свою Родину? Что же другое можно любить на земле». Эти слова пишутся на доске и в среднем звене, и старшем. Вот она Россия И.С. Тургенева. Это прекрасные экскурсии по Спасскому-Лутовинову (заочные), это прекрасный могучий дуб И.С. Тургенева. Разговор о дубе в гимназическом классе продолжается описанием дуба и романа Л.Н. Толстого «Война и мир», далее используется краеведческий материал. Оказывается, есть у нас в области тоже старый дуб, возраст которого исчисляется столетиями (700 лет), этот дуб находится в Ладушкине на территории сырзавода, огорожен он цепями (совсем как у А.С. Пушкина). Эстафету принимает писатель-сатирик

М.Е. Салтуков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной…». Задаю ребятам в 10-ом классе вопрос: «Как можно любить до боли сердечной?.. И нужно ли?..». Такие «сюжетные» разговоры о любви к России можно вести при изучении биографии любого поэта и писателя. Более глобальными эти разговоры становятся в 11 классе при изучении творчества Бунина, Куприна. Совсем по-другому воспринимаются их рассказы после разговора о том, что Россия на рубеже двух последних столетий была помещичьей державой. Помещичий дух» - это целое явление в русской жизни, целый пласт русской культуры. Огромную работу проделывают старшеклассники в начале года при написании рефератов: «Судьба деревни в творчестве И.А. Бунина», «Судьба России в творчестве Куприна».

От России Бунина, Куприна «идем» к России В.М. Шукшина, В. Астафьева, А.И. Солженицына.

Лейтмотивом всех уроков звучат слова В. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре, одна важней другой». Выбранное направление глобально, о России можно говорить часами и всего не высказать.

Но как радует, что темой своего реферата по литературе на государственном экзамене ученица 11 класса берет «Судьбу России в творчестве Игоря Талькова». Органично вписан в реферат эпиграф, который ученица берет из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»:

«Тяжко голове без плеч,
Горе и телу без головы.
Так и русской земле без Игоря
Без Игоря…
… без нашего Игоря!»

Рефрен «О, русская земля! Ты уже за холмом» получает отклик и не просто отклик, а надежду в произведениях Игоря Талькова:

- Ты воспрямишь свой перебитый стан,
Как прежде ощутишь себя мессией.
И расцветешь на зависть всем врагам,
Несчастная, великая Россия.
Как хочется в это верить…

И уже случается обратное. Ученик дает слова надежды учителю.

А какой разговор о России без народной песни! Выросла она вместе с народом. Под песню качалась люлька. Песней шумела свадьба. Песня размеряла труд. За песней коротались вечера. Песней оплакивалась смерть. Народная песня от певца к певцу обогащалась, и эта вековая работа превратила русскую народную песню в алмаз. В песне глубокое чувство, нежная красота, необъятный простор. В ней выражена и тоска народа по лучшей жизни, здесь и радость от сознания внутренней силы. Да, мы порой наслаждаемся пением певцов, исполняющих песни русских и зарубежных композиторов. Чтобы исполнять, несомненно, нужен талант. Но с возрастом к певцам и слушателям приходит другой вывод: народная песня краше, богаче, что исполнять ее труднее, но как прекрасна эта песня в «ажурности» подголосков. На уроках литературы звучат не только песни об Емельяне Пугачеве, Степане Разине, но и бытовые, исторические. Знакомлю ребят с песней об Авдотье–рязаночке. Эта простая русская женщина спасает своей мудростью русский народ от татарского полона. А рекрутские песни! Это боль прощания с домом, семьей… навсегда.

Записи таких песен в исполнении Жанны Бичевской заставляют ребят задуматься о судьбе человеческой. Как связать, на первый взгляд, войну в Чечне и русскую песню «Ты не вейся, черный ворон». Связывается, и прекрасно. И как связь поколений, следующим звеном на таком уроке звучат авторские композиции Александра Розенбаума «Черный тюльпан», « А на войне как на войне» Николая Расторгуева. Прекрасно то, что разговор о песне ведется на фоне «живого» исполнения. Помимо грамзаписей органично в урок вписываются песни в исполнении Малыгиной Татьяны, Торощиной Анастасии (девочки-солистки хора под управлением В.П. Хоменко).

При изучении повести И.С.Тургенева «Бежин Луг» акцентирую внимание ребят на рассказе «Певцы». Вот оказывается, как можно исполнять русскую песню. И потом, после молчания, включая запись русской народной песни, сделанной по передаче «Играй, гармонь». Поет старушка с алтайской деревни, поет о том, что несет узелок сыну-арестанту. Ребята, воспитанные на рок, поп-музыки, в буквальном смысле «столбенеют», перевожу эту песню с русского на русский язык, слушаем вновь до того момента, когда в глазах учеников загорится нужный теплый уголек – уголек участия. Не тот ли уголек, не та ли песня зажгла могучий талант Василия Макаровича Шукшина. И как итог – домашнее задание: «Письменно ответьте на вопрос: «Какие чувства я испытываю, когда слышу русскую песню». Такое задание заставляет ребят дома еще раз прочесть эту главу, найти любую русскую песню, послушать и прислушаться к себе, что же я испытываю, когда слушаю народную песню.

Вторым аспектом в направлении является «Род. Родня». Действительно, мы часто напоминаем Иванов, не помнящих родства. Ведь знать свои корни, знать родословное древо своего рода – священное понятие для каждого человека. Начинается эта работа в 5 классе с сочинения-миниатюры о своей маме. Найти теплые слова, не трафаретные, идущие от сердца. В среднем звене работа утрудняется, написать рассказ о своей бабушке, об ее судьбе.

Задание для старшеклассников совсем сложное, нарисовать свое родословное древо на пять поколений. Это задание не под силу и многим родителям, но поисковая работа заставляет ребят прислушиваться к рассказам бабушек, заставляет задуматься о назначении человека. Основной груз жизни несут на своих плечах женщины. Поэтому неслучайно темой переводного экзамена по литературе в 10 классе становятся слова Н.А.Некрасова «Ключи от счастья женского заброшены, закинуты у Бога самого». Задолго до экзамена дети были разбиты на микрогруппы, которые исследовали «женскую» тематику в творчестве И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Начался экзамен словами модного шлягера в исполнении Татьяны Овсиенко «Женское счастье».

- Женское счастье - был бы милый рядом!

Далее разговор продолжает учитель, он говорит о роли женщины в жизни, истории женщин. Предлагает комиссии выслушать наработки ребят о «женском» вопросе.

Каждая микрогруппа представила выступление на 20-25 минут, в каждом выступлении звучала авторская позиция, были продуманы декорации, представлены зарисовки из произведений названных литераторов. На экзамене присутствовали родители, они записали экзамен на видеокассету, потом кассету размножили и вручили ребятам на память о школьных годах. Работа по этому направлению заставляет ребят задуматься о ценности семьи и бывает продолжена на уроках этики семейных отношений. Кстати, на уроках этики продолжаю разговор о русских традициях: сговор невесты, сватанье, «мальчишник», «девичник». Привлекаю на эти уроки монографию пензенского профессора Ольги Петровны Мартыненко, книги А.Панкеева, страницы из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Как прекрасно описаны Шолоховы сцены сватовства Наталья: приход свахи «витиеватость» речи, воровство веника, как признак удачного сватовства. Далее идет речь о свадьбе в описании А.Н.Толстого в романе «Петр Первый». Ведь это исконно русские традиции, которые мы забыли, и которые должны возродить. И третий «камень», на который я опираюсь в своей работе, - Религия. К ней в советской да и в русской школе отношение осторожное. «Русь святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение» - эти слова надолго остались в моей памяти после встречи с Патриархом всея Руси Алексеем II на VI Рождественских чтениях в Москве. «От Феодосия Печерского до Л.Н.Толстого литература православная,» - писал А. Блок. Да, литература создавалась людьми глубоко православными, тем более поэтическое творчество. Поэзия всегда отличалась искренностью, которую брала у Природы. Русская литература во все времена была жертвенной. Жертвует собой героиня Н. Карамзина, жертвует собой Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Елена Стахова («На кануне») И.С. Тургенева, жертвует Сонечка Мармеладова («Преступление и наказание») Ф.М. Достоевского. Слова Ф.М. Достоевского: «Покупается счастье в страданиях» понятно только русскому читателю. Лев Николаевич Толстой буквально передал эту мысль: «Преобразить лик мира можно, можно преобразив лик Человека».

Святой Русью наша страна называется потому, что в ней живет жажда праведности, хотя живем в греховности. Русская классика во времена социалистических перемен заменяла все: Религию, Этику, Философию. Буквально настольной книгой при подготовке к урокам стали произведения М.М. Дунаева «Православие и русская литература», «Пушкин: путь к православию», «Достоевский и православие». Хотя эти книги больше подходят для трактовки в старших классах, а в младшем и среднем звене более рационально использовать И. Шмелева «Лето Господне». Знакомство с православным календарем, «знаменательными» праздниками (Пасха, Масленица, Рождество), посещение храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Багратионовске оставляют след в детской памяти. Открытый урок «Традиции русского поста», знакомство с праздниками Герасима-Грачевника, Авдотьи-Плющихи, Алексея - С гор вода, кликанье весны – (веснянки) подчеркиваю слова известного русского историка В.О. Ключевского: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начинать сначала.

На каждом уроке провожу словарную работу, это не только обогащает речь учащихся, пополняет запас слов, но и способствует развитию кругозора, помогает осваивать материал на уроке, пи самостоятельной работе с первоисточником дома.

Я считаю, что накопленный мной опыт и выбранное направление в работе позволяют мне успешно решать задачи развития творческих способностей учащихся, приобщение их к русской культуре.

Сочинения ребят, их сообщения год от года становятся более глубокими, индивидуальными. Ученики радуют своей начитанностью, умением тонко чувствовать и понимать художественную литературу. Анализировать произведения, высказывать свою точку зрения.

Но останавливать на достигнутом считаю преждевременным, постоянно думаю, размышляю, сомневаюсь. Постоянно учусь у коллег, изучаю статьи, напечатанные в журналах: «Литература в школе», «литературная учеба».

Приложение ("Заметки о Русском")