Районная профильная смена активистов как способ развития школьного самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Каждое лето, на протяжении вот уже двенадцати лет, среди активистов школ Кировского района г. Новосибирска царит ажиотаж: – Кто поедет в “Кировский”? – Сколько человек от школы возьмут? – Кто будет вожатыми? – Интересная ли будет программа?

Да, вот уже 12 лет активисты и педагоги школ района собираются в ДООЛ “Кировский” на традиционную августовскую профильную смену. В ней принимают участие дети и педагоги. Грантовое финансирование смены производится главным управлением образования г. Новосибирска в рамках реализации программы “Город и дети”. Грант в сумме более 100 тысяч рублей РДОО “Альтаир” совместно с районным управлением образованием вот уже на протяжении 2-х лет выигрывает на городском конкурсе социально-значимых проектов.

“Альтаир” – это районная детская общественная организация Кировского района г. Новосибирска, которая объединяет детские школьные организации и активы школ района. “Альтаир” является самодеятельной самоуправляемой некоммерческой детской организацией. Цель деятельности:

  • Социальное становление личности школьников
  • Развитие инициативы и творческих способностей
  • Формирование навыков коллективной деятельности

Районная детская общественная организация “Альтаир” была создана 3.09.1997 на сборе школьных активов Кировского района г. Новосибирска на базе отдыха “Обские зори”. За 11 лет существования организация накопила большой позитивный опыт организации работы с детьми. Одной из традиций с самого образования РДОО стали выездные профильные смены. За это время были испробованы различные формы: выездные однодневные, выездные трёх– и четырёхдневные, не выездные на базе какой-либо школы. И всё же любимой формой остаётся выездная четырёхдневная смена в районный детский оздоровительный лагерь “Кировский”. ДОЛ “Кировский” выбран для проведения профильной смены не случайно. На протяжении многих лет он гостеприимно встречает профильные смены РДОО “Альтаир” в августе. Участники профильной смены едут туда на автобусах, арендованных для вывоза детей с третьей смены ДОЛ. Это существенно снижает транспортные расходы. В лагере есть всё необходимое для проведения лидерской смены: крытая эстрада, беседки, спортивные сооружения, компьютер, звуковая аппаратура, мультимедийный проектор, столы, стулья, выставочное оборудование.

Территория охраняется, проводится противоклещевая обработка, есть столовая на 100 посадочных мест. В лагере есть весь необходимый персонал технических работников.

В 2007 году прошла смена “Школа толерантности”.

Основная идея:

В нашей стране издавна живут люди разных национальностей, живут мирно и дружно, но в последнее время после развала СССР и с началом локальных военных конфликтов в регион хлынул поток беженцев, и процессы миграции стали более интенсивными. Проявляются межнациональные противоречия, которые проникают и в школьную среду. Нам кажется, что занятия по толерантности помогают ребятам учиться и сотрудничать, жить в мире и согласии между разными людьми, разными по своим взглядам и убеждениям, по половым и национальным признакам.

Форма проведения смены:

Смена длится четыре дня. В первый день проходит заезд в лагерь, расселение, запуск программы. Во второй и третий день проходит работа в отрядах, мастер – классы в рамках “Школы толерантности”, работа творческих мастерских, спортивно – интеллектуальная игра, диспут “Легко ли быть толерантным?” и песенный круг. В рамках программы деятельности РДОО “Альтаир” проходит годовая отчётно-выборная конференция. Также ребята ставят под руководством вожатых отрывки из общего вечернего спектакля. Вечером третьего дня – костёр и дискотека. Утром четвёртого дня проходит подведение итогов профильной смены, награждение наиболее активных участников.

Все участники смены делятся на 4 отряда (3 детских и 1 – руководители). На занятиях “Школы толерантности” используется метод групповой работы, который приветствует участие каждого и помогает развитию навыков командного взаимодействия.

Творческие задания для участников смены

В рамках мастер – классов “Школы толерантности” ребята готовят на заданную тему плакаты, стихи, рисунки, а также тезисы к диспуту “Легко ли быть толерантным?”, заполняют Рабочую тетрадь, разработанную самими авторами проекта, ставят общелагерный спектакль.

В августе 2008 года ребята участвовали в профильной смене “Школа лидера-2008”.

Основная идея:

Лидерство – такое же мастерство, как работа на компьютере, игра в шахматы или езда на велосипеде. Часто говорят: чтобы быть лидером, нужна “лидерская закваска”, но что это такое? Желание быть лидером, терпение и обучаемость. Все лидеры когда-то учились лидерству у своих родителей, близких, коллег либо вышестоящих руководителей. Как ни странно, большинство людей устраивает быть ведомыми, подчиняться. Они осознанно или неосознанно ищут того, за кем идти, кто возьмет ответственность за их будущее. Лидерство – это комплекс навыков поведения и мышления, объединенных стилем жизни под девизом: “Если не я, то кто же?”

При этом важно формировать у детей готовность к проявлению сотрудничества, умения решать межличностные проблемы, поиска выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня следует ориентировать подростков на сознательное участие в созидательной общественной практике.

1.Цель профильной смены:

  • Формирование активной гражданской позиции;
  • Распространение позитивного опыта взаимодействия

2. Задачи смены:

  • Приобретение подростками знаний и навыков, необходимых для лидерского поведения.
  • Профилактика агрессии и развитие несиловых способов разрешения противоречий.
  • Приобретение практического опыта, способствующего социальной компетентности подростков.

Кадровый состав смены

Собственный кадровый ресурс составляют:

Руководители смены:

  • Третьякова Елена Николаевна, ведущий специалист управления образованием администрации Кировского района г. Новосибирска;
  • Шашкова Нина Валентиновна, руководитель РДОО “Альтаир”, зам. директора по воспитательной работе ДДТ “Кировский”. Имеет опыт организации и проведения однодневных, трёх– и четырёхдневных профильных лидерских смен с 2001 года. Постоянный участник областного сбора “Товарищ” НООО “Союз пионеров”;
  • Касева Ольга Михайловна, первый руководитель Штаба РДОО “Альтаир”, заместитель председателя Новосибирской областной общественной организации “Союз пионеров”. Имеет опыт организации и проведения однодневных, трёх– и четырёхдневных профильных лидерских смен с 2001 года. Постоянный участник областного сбора “Товарищ” НООО “Союз пионеров”, в 2006 году была вожатой отряда руководителей. Лауреат областного этапа Всероссийского конкурса “Лидер XXI века”
  • Карканица Сергей Иванович, руководитель Штаба РДОО “Альтаир”, педагог ДДТ “Кировский”. Имеет опыт организации и проведения однодневных, трёх– и четырёхдневных профильных лидерских смен с 2007 года. Постоянный участник областного сбора “Товарищ” НООО “Союз пионеров”.
  • Педагоги ДДТ “Кировский” и ДДТ им. А.И. Ефремова

Участие в программе детей и руководителей

В Кировском районе г. Новосибирска разработана программа “Воспитание для будущего”, по которой работают заместители директоров школ по воспитательной работе. Тем самым создана единая система общения педагогов. Они постоянно участвуют в массовых делах и программах, организованных РДОО “Альтаир”. Выездные профильные смены в августе – сентябре стали уже традиционными, и в них всегда принимают активное участие заместители директоров по ВР, вожатые, социальные педагоги школ Кировского района. Педагоги участвуют в работе мастер – классов, организуют творческие мастерские по разным направлениям, в составе отряда руководителей проходят все этапы смены.

Вожатыми на смене работают штабисты РДОО “Альтаир”, имеющие опыт работы на однодневных сборах и проекте “Лето начинается сегодня”. Выпускники РДОО, студенты новосибирских институтов, работают в составе Оргкомитета и редколлегии.

Ожидаемые результаты

  • Приобретение подростками знаний и навыков, необходимых для толерантного поведения, выхода из конфликтов.
  • Профилактика агрессии и развитие несиловых способов разрешения противоречий.
  • Приобретение практического опыта, способствующего социальной компетентности подростков.

Мониторинг результативности

  • Мониторинг вовлеченности детей в интеллектуально – творческую и публицистическую деятельность;
  • Мониторинг степени удовлетворенности детей и педагогов от участия в смене.

Формы мониторинга:

  • Анкетирование детей и педагогов в начале и в конце смены
  • Мониторинг количественных результатов участия в мастер – классах и творческих мастерских
  • Диагностика уровня развития коллектива (по Лутошкину)
  • Диагностика степени эмоционального комфорта

По результатам анкетирования в начале и в конце смены был отмечен высокий уровень подготовки материалов смены и подготовки вожатых. Дети и педагоги отметили высокий уровень эмоционального комфорта. Вовлечённость детей в работу мастерских, тренинговых занятий и мастер-классов была 100%.

В анкетах по итогам смены все дети и взрослые отметили эмоциональную атмосферу радости, азарта, переживания. В качестве наиболее запомнившихся массовые формы отметили 71 % участников.

Огромную роль играет и то, что после завершения профильной смены ребята продолжают общаться на районных массовых делах программы “Мы вместе!”. Расширение круга общения, приобретение новых друзей и знакомых мы считаем одним из основных показателей эффективности проведения смены. Выездная модель профильной смены активистов школьного самоуправления обладает большими позитивными возможностями и резервами, реализация которых помогает решить многие проблемы работы с подростками, в том числе и активизацию ученического самоуправления.

Хочется поделиться воспоминаниями о пребывании на профильной смене “Школа лидера – 2008”.

В “Альтаире” давно есть поговорка: “Там, где мы – там всегда хорошая погода”. И действительно, как только мы приехали в “Кировский”, тучи разбежались, дождь прекратился, солнышко весело засияло. Да иначе и быть не могло!

Ребята и педагоги разбились на 4 отряда. Первый день прошёл под девизом “Здравствуйте!”. Активисты перезнакомились, поиграли в игры на взаимодействие и командообразование. На гостевании мы с интересом слушали рассказы ребят о самых интересных делах, организованных ими в течение учебного года. Затем ребята из ДОО “АрГоС” СОШ № 134 провели игру “Пионеры новой эры”. Вечером отряды показали свои визитки и продемонстрировали свои таланты. Педагоги старались не отставать от своих воспитанников. Взрослому отряду очень повезло – у них вожатым был РСП ДДТ им. Ефремова Роман Тощаков, несколько лет проработавший в ВДЦ “Орлёнок”. И, конечно же, вечер закончился дискотекой и “огоньками”.

На второй день заработала “Школа лидера” – прошли мастер – классы, круглые столы и мастерские. В связи с закрытием Олимпиады в Пекине состоялись Малые Олимпийские игры, в которых выиграл 2 отряд “ВДВ”.

В течение третьего дня продолжились занятия “Школы лидера”. Затем мы играли в “Форт Баярд” и в футбол!!! Также состоялась конференция РДОО “Альтаир” по итогам 2007-08 года, на которой ребята вспомнили наиболее яркие встречи прошедшего учебного года и приняли план на новый учебный год.

Вечером, на закрытии смены, много добрых слов было сказано организаторам смены: ведущему специалисту Кировского РУО Елене Николаевне Третьяковой и руководителю РДОО “Альтаир” Нине Валентиновне Шашковой, педагогам и оргкомитету смены. По традиции, после закрытия на берегу Обского моря загорелся большой костёр. На прощание дети пели любимые песни, говорили о своих впечатлениях, обменивались ленточками, адресами и телефонами. Провели и “коридор доверия”, таинственный и волнующий ритуал, так сильно воздействующий на всех присутствующих.

Начинается новый учебный год, и активисты ещё не раз встретятся на районных мероприятиях, организованных РДОО “Альтаир”, и будут вспоминать 3 дня в “Кировском”. А в Штабе появятся новые активисты – весёлые, амбициозные и креативные! Так что скучать не придётся!

Хочется сказать большое спасибо коллективу и директору ДООЛ “Кировский” Чекмарёвой Светлане Владимировне за традиционный теплый приём. И, конечно же, смена не состоялась бы без вожатых. Все они в этом году были новичками: Джумагулова Малика и Ромашевская Алла, Кузьменко Ксюша и Кузьменко Надя, Шилина Настя и Агапова Алёна. Несмотря на неопытность, девчонки сработали на “отлично”! На высоте были и члены оргкомитета: Карканица Сергей, Артём Мишнёв и Лёша Лигай. Спасибо, ребята, за работу!

Список литературы

  1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Лубова Т.А., Фришман И.И.. Семь шагов навстречу// Методические материалы.– М: НПЦ СПО-ФДО, 2005.-100с.
  2. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: изд-во ООО “Педагогические технологии”, 2006, – 112 с.
  3. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия “Здравствуй, школа!”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. – 320с.
  4. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод.пособие/ Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман.– М.: Гуманитар. изд.-центр ВЛАДОС, 2004.-215 с.
  5. Тебе, вожатый: Выпуск 1-2.– Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003-2004.
  6. Хочу быть лидером! Выпуск 1-4 – Н.Новгород: изд-во ООО “Педагогические технологии”, 2003-2006.