Преподавание музыки. Урок музыки в школе

Разделы: Музыка


Вашему вниманию предлагаю урок музыки, проведённый в третьем классе СОШ № 46 г. Красноярска с применением технологии “Кластер”.

Перед тем как проводить урок были предприняты следующие действия:

  • знакомство с педагогической технологией;
  • выбор типа урока;
  • подбор информационного методического материала;
  • адаптация технологии к уроку музыки.

Урок состоялся 12-го декабря 2008 года в третьем классе общеобразовательной школы № 46 при изучении темы “Творчество норвежского композитора Эдварда Грига”. Надо отметить, что в сентябре месяце на уроке произошло первичное знакомство детей с музыкальным творчеством Э. Грига - разбирали жанр “сюита” и слушали музыкальные фрагменты из сюиты “Пер Гюнт”.

На первом этапе урока учителем был показан портрет композитора и заданы вопросы:

  • можете ли вы назвать имя человека изображенного на портрете?
  • назовите род занятий этого человека?
  • как вы думаете, в какой стране он родился? и т.д.

В течение 5-7 минут учитель записывал на доске все ответы детей, при этом классифицировал выдаваемую информацию по категориям (в столбик). Для того, чтобы учащиеся вспомнили имя композитора было предложено послушать музыку (фрагмент из сюиты “Пер Гюнт” - “Утро”).

Действия учителя:

  • каждая пара учеников получила портрет композитора с заданием “Что бы вы хотели еще узнать об этом композиторе?”.
  • составление на доске учителем кластера на основе той информации, которую вспомнили дети и информацию и которую бы они хотели знать.

Результат: в процессе этой работы учащиеся пытались вспомнить все, что они знают о композиторе, его музыкальные произведения. Также они увидели, что учитель не просто записывает хаотично ответы, а классифицирует информацию по категориям. Роль учитель на данном этапе сводилась к фиксации на доске предлагаемых ответов, но в определенной системе.

На втором этапе – “Реализация” учащимся был предложен печатный материал, который содержал новую информацию о композиторе. Эту информацию учащиеся изучали в группах по четыре человека.

Задачи этого этапа:

  • прочитать предложенный материал;
  • найти подтверждение известных знаний и выделить новую информацию;
  • составить кластер с заполнением пробелов;
  • подготовить выступающих.

На стадии “Рефлексия” учителем были заданы вопросы в ходе, которых было выяснено, что:

  • звучание музыки помогло вспомнить имя композитора;
  • дети запоминают из биографии яркие, неожиданные моменты;
  • были определены трудности в процессе групповой работы и т.д.

Таким образом, в результате:

  • учащиеся с большим интересом работали в группах, с желанием выступали с защитой кластеров, научились классифицировать новый информационный материал по категориям.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЭДВАРДА ГРИГА

Тип: обобщающий урок.

Цель: активное включение детей в познавательную деятельность.

Задачи:

  • дать характеристику средствам выразительности музыки Э.Грига;
  • уметь найти в печатном тексте новую информацию;
  • уметь в группе находить общее решение.

Оборудование: портрет композитора Э. Грига; карандаши, ручки (маркеры), печатный текст о композиторе, ватман, аудиозапись “Утро” и “Танец Анитры” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига.

Организация урока: построение перед классом, вход под музыку, музыкальное приветствие.

Ход урока

Показ портрета композитора.

Вопросы: Ребята, назовите имя этого человека?

Как вы думаете, кто он по профессии?

В какой стране жил, или живёт?

Его национальность? (Предположения детей)

Имена Годы жизни, век Родина, страна Род занятий На каком инструменте играл
Чайковский 1998, XX в. Москва Певец Гитара
Носов 1996 Украина Писатель Пианино
Маяковский 1881 XIX в. Красноярск    
  1950 Германия    

Прослушивание картины “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” (аудиозапись).

Это Эдвард Григ! Знаете ли вы его музыку? Возможно, вы слышали музыку на уроке?

- Обратите внимание на необыкновенную певучесть плавной мелодии “Утра”, её устремлённость ввысь с постепенным все нарастающим просветлением музыки.

Работа в парах:

Раздать портрет композитора.

Задание: Что бы вы хотели узнать об этом человеке?

Писать на доске:

Выдать текст о композиторе Э. Григе каждой группе.

Задание: сделать такую же схему, исправляя то, что не доделали, с исправлением, уточнением, с добавлением.

Защита: От каждой группы к доске отвечать выходит по одному человеку.

Слушание произведения Э.Грига “Танец Анитры”.

Музыка очень ярко выражает характер девушки. А какой характер у этой девушки? (Капризный, танцевальный, беззаботный)

Итог урока:

Обобщение: Давайте ещё раз поговорим с вами.

Какая ошибка вам показалась нелепой, в ваших рассуждениях, знаниях?

Как обсуждались вопросы в парах?

Были ли трудности с составлением схемы?

Что было для вас сложным сегодня?

Понравился вам урок? Какие моменты сегодняшнего урока понравились больше?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭДВАРД ГРИГ (1843–1907)

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, в северной стране Норвегии, своеобразным укладом, необычным расположением между морем и горами, а также дождливым климатом.

Он был младшим сыном консула Александра Грига, любопытным и любознательным.

О первых радостях, приносимых музыкой, лучше всего поведал сам композитор: “Почему бы не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано”.

Музыка северных стран Европы на протяжении долгих столетий была мало известна на континенте. Так, норвежское музыкальное искусство обрело европейское, а затем и мировое признание только в конце XIX века благодаря Эдварду Григу, ставшему первым классиком музыкальной культуры Норвегии.

Несомненно, его творчество было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны. Норвегия находилась под властью Дании.

Борьба за независимость, суверенность норвежского государства продолжалась долго и велась в разных областях – экономической, политической, культурной.

Как и театр, и литература, профессиональное музыкальное искусство Норвегии на протяжении многих веков никак не могло обрести национальной самобытности. В середине века в Норвегии начала формироваться национальная музыкальная школа. Деятельность музыкантов подготовила почву для творчества Эдварда Грига, возглавившего национально-романтическое направление в норвежской музыке.

Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир, населённый гномами, троллями, эльфами, великанами, бабочками... Нередко в этих поэтических сказках говорится о тех красивых напевах, прихотливых танцах, чудесных наигрышах, звуки которых раздаются в горах Норвегии.

Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной.

Случайное, но удивительно знаменательное совпадение: Эдвард Григ родился и провёл юность в том самом старинном норвежском городе Бергене, где родился его старший брат и друг Уле Буль, где этот замечательный скрипач добился создания Национального театра.

Колоссальное воздействие на Грига оказал и Генрик Ибсен, с которым он познакомился в “Скандинавском клубе” в Риме.

И ещё один человек стал добрым гением Грига – это Ханс Кристиан Андерсен, добрый сказочник, любимый детьми и взрослыми многих стран.

Именно он оказался одним из первых ценителей искусства Грига, именно на его стихи им написаны многие романсы, именно ему композитор посвятил сборник романсов.

После женитьбы на Нине Хагеруп началась, пожалуй, наиболее плодотворная пора в жизни и творчестве Грига, когда одно за другим стали появляться его прекрасные, зрелые сочинения.

Индивидуальность Грига, национальное своеобразие его музыки с особой силой раскрылись в романсах композитора, в его фортепианных пьесах, вошедших в десять тетрадей “Лирических пьес”, в “Норвежских танцах” и в симфонической сюите “Пер Гюнт”. Огромную популярность приобрёл также Фортепианный концерт ля минор и соната ми минор.

Ференц Лист вновь пришёл в восторг от музыки Грига.

“Утро” - чудесный музыкальный пейзаж. Светлая, прозрачная мелодия напоминает спокойный, безмятежный пастушеский наигрыш, тем более что играет её флейта. Но дальше она звучит у разных инструментов, в различных регистрах, в разных тональностях, расцвечиваясь самыми многообразными красками.

Не удивительно, что Грига все любят, что он везде популярен и что как в германии, Скандинавии, так и в Париже, Лондоне, Москве и повсюду имя его встречается беспрестанно на всех концертных программах.