Конспекты уроков "С кем дружит дуб?" "Великий круговорот жизни"

Разделы:


Великий круговорот жизни

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф урока. Надо уважать все живые существа - от ползающего муравья до несущихся антилоп.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
  • Учить бережно относиться к природе, прививать основы экологических знаний;
  • Учить работать в коллективе, развивать монологическую речь.

Оборудование урока:

  • плакат с нарисованными героями сказки "Король Лев": Муфаса и Симба,
  • слова-термины "организмы - производители", "организмы - потребители", "организмы - разрушители", "растения", "животные", "солнечный свет", "вода", "углекислый газ",
  • рабочие тетради.
Этап урока Содержание Время Оборудование
I Организационный - Проверьте рабочее место. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приступим к занятию с хорошим настроением.

- Посмотрите, сегодня у нас на уроке знакомые вам герои сказки "Король лев" Муфаса и Симба!

- Мудрый лев Муфаса предлагает вам выполнить его задания, они помогут вам вспомнить темы прошлых уроков и понять новую тему.

1  

 

Плакат со сказочными героями

II Актуализация знаний Повторение изученного.

- Возьмите карточки с заданием №1, прочтите вопросы и ответьте на них. Если вы правильно ответите на все вопросы, то у вас получится слово.

(Природа)

- Сегодня мы завершаем очень большой раздел, который помог узнать много интересного из жизни живой и неживой природы.

(Удивительный мир природы).

- Назовите темы этого раздела.

(Воздух, почва, вода, разнообразие растений и животных).

Вывод: В природе всё взаимосвязано. И живое и неживое зависит друг от друга.

5 Работа в группах

Тест №1.

 

 

 

 

 

Экологические задачи.

III Сообщение темы и целей урока - Вспомните, что сказал мудрый Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

(Инсценировка).

- Король Лев был совершено прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей.

- Сегодня на уроке мы будем изучим тему, как происходит : (на доске, закрыта)

Великий круговорот жизни.

Развитие речи: Вам встретится в ходе урока новое слово "Потребители", давайте растолкуем, что оно значит.

Словарь: "Потребитель" - Лицо или организация, потребляющая продукты чьего-либо производства.

2

 

 

1

 

 

2

 
IV Работа по теме урока. Беседа. Всё живое учёные-биологи делят на большие группы - царства. Назовите эти царства.

/Ответы детей/

Послушайте.

- Основу круговорота составляют три группы организмов:

1. организмы - производители;

2. организмы - потребители;

3. организмы - разрушители.

(Вывешиваются три карточки с определениями)

- Выполните задание на бланке №2 Симбы. Выделите в карточке слов - названия деревьев. Как, одним словом назвать эти объекты природы?

Вывод: Организмами - производителями учёные - экологи называют растения. Почему?

(Вывешиваем карточку со словом "растения").

- Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

- Решите кроссворд №3 и вы узнаете какие организмы называют потребителями. Как одним словом назвать эти предметы?

(Кроссворд "Животные леса")

Вывод: Организмами - потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

(Добавляем карточку на доске со словом "животные")

- Расскажите, что вы написали в тетрадях выполняя домашнее задание на стр. 55?

(Из атласа - определителя "От Земли до неба")

Читают и показывают со стенда.

(5 человек + дополнения с места)

- К какому царству живой природы относятся эти объекты?

(Царство Грибы).

- Какое царство живой природы мы не назвали?

(Царство бактерии). Повторение по таблице "Царства природы"

Вывод: организмы - разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

- Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

- Вспомните, что составляет главную часть почвы?

(Перегной).

- Что образуется под действием перегноя?

(Образуются соли).

- Кто их использует?

(Их используют растения для роста и развития).

- Кто питается растениями?

(Растениями питаются животные).

- Что происходит с растениями и животными когда они умирают?

(Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов - разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные).

Вывод: Вот так вещества и "путешествуют" в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

3

 

 

2

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

3 + 1

 

 

 

 

1

Таблица "Царства живой природы"

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Задание №2

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Задание №3

V Динамическая пауза.

Скучно - скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться. Выполняют 2 раза.

1 - 2  
VI Первичное закрепление. Работа по учебнику стр. 124 - 125. Рассмотрите рисунок, обсудите в группе, подготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа по прочитанному.

1. Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

2. Почему растения названы организмами - производителями, а животные организмами - потребителями?

3. Какие организмы названы организмами - разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?

4. Какова роль почвы в круговороте жизни?

5. Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опиши, что будет происходить, если исчезнут:

А) растения;

Б) животные;

В) Грибы и бактерии;

Г) Почва.

5  
VII Закрепление пройденного Работа в рабочей тетради №1. стр. 56. №1.

- Выполните задание №1. Поставьте цифры против каждого рисунка.

Объясните своё решение. (Возможны вспомогательные вопросы)

Рассмотрите рисунки.

1. Кто изображён на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся?

(Потребители).

2. - Что изображено на 2 рисунке?

(Разрушители).

3. - Что изображено на 3 рисунке? (Производители).

- Выполните задание №2. Обсудите в группе.

Проведите стрелочки в схеме круговорота жизни.

2  
VIII Итог урока. - Что называют круговоротом жизни?

- Назовите основные звенья круговорота жизни?

- Прочтите вывод на стр. 127.

2  
  Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание.

Читать стр.125 - 127. Ответить на вопросы "Проверь себя"

1  

 

С кем дружит дуб?

Тип урока: комбинированный.

Класс - 3.

Цели:

  • Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.
  • Развивать умение обобщать, анализировать, применять полученные знания на практике.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности, воспитывать культуру общения, умение работать в группе, аккуратность.

Оборудование урока:

  • картина с нарисованным дубом,
  • слова "сова", "мыши", "жёлуди", "дубрава",
  • жёлуди для демонстрации,
  • картинки с животными,
  • рисунок ель,
  • фигурки животных,
  • слова "пищевая цепь",
  • "экологическая пирамида".
Этап урока Содержание Время Оборудование
I. Организационный -Проверьте рабочее место, всё ли у вас готово для работы на уроке. Приступим к занятию с хорошим настроением. 1 мин  
II. Актуализация знаний - Чтобы дальше изучать жизнь животных повторим тему прошлого урока, это нам поможет в усвоении новых понятий. - Возьмите карточки с заданием №1, прочтите вопросы и ответьте на них. Ученики отвечают на вопросы карточки, работа в группах.

1. На какие группы делят животных в зависимости от питания?

(растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные).

2. Что такое цепь питания?

(Животные питаются растениями или другими животными. Все живые существа связаны между собой в цепи питания).

3. Назовите примеры цепей питания. Т. №1 стр. 44 №3

4. Почему цепи питания начинаются с растения?

(Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растение способно использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества сахар, крахмал и т.д. из углекислого газа и воды).

5. Какое второе звено в цепи питания животных?

Второе звено - это растительноядные животные.

6. Третье звено цепи питания?

/Это насекомоядные или хищные животные./

7. Как хищники приспособились к добыванию пищи? (Острые когти, зубы, бесшумны в движении и т.д.)

8. Как приспособились животные защищаться от хищников? (Окраска, быстрый бег, панцири и раковины, ящерица отбрасывает хвост, угрожающие звуки, едкая кровь, яд и др.)

9. К какой группе (по типу питания) относится божья коровка? (Божья коровка - насекомое - хищник).

- Составьте для неё цепь питания.

Растения тля божья коровка

Вывод: Всех животных в зависимости от питания делят на

Растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных. Повторение закончили. Продолжаем работу.

4 мин  
III. Сообщение темы и целей урока. - Ребята, если вы правильно выберите ответ, то отгадаете слово, заштрихованное в этом тесте.

Как в народе называют божью коровку?

Д) солнышко;

Т) тучка;

Р) кнопочка:

2. Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

Ю) количество лет;

У) к какому виду относится;

3. Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?

К) быстрее начинают есть;

Б) обрывают нити и освобождают жуков. Почему?

- Какое слово получилось? Дуб.

- Что обозначает это слово? (растение)

- У нас в гостях сегодня - Дуб. (Вывешивается картина с дубом)

- Что вы знаете об этом растении?

- К какой группе растений относится? - Лиственное дерево

- Имеет стебель - ствол.

- Плоды у него - жёлуди

- Размножается - семенами.

- Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу. /На доске открывается тема урока/

В помощники мы возьмём божью коровку.

3 мин  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок

Дуба

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение нового материала. 1. Введение в тему.

- Послушайте интересные факты из жизни этого удивительного растения. "Слабость и сила дуба" Инсценировка. Будьте внимательны и запомните то, о чём сейчас расскажут дети.

(5 подготовленных учеников, выходят к доске и рассказывают.) Приложение -

- В чём сила дуба?

- А в чем его слабость?

- Что интересного узнали о дубе?

Работа по развитию речи.

- Скажите, как называется лес, в котором растут только сосны? Бор.

- Как называется лес, в котором растут только берёзы? Берёзовая роща, березняк.

- А как называется лес, в котором растут и сосны и ели и берёзы и другие растения? Смешанный лес, тайга.

- А как называется дубовый лес? Дубовая роща, дубрава.

- Так как мы отправляемся в дубраву, божья коровка просит вас вспомнить правила поведения в природе, чтобы никому не мешать и никого не потревожить. Объясните значение этих знаков.

Знаки показывает учитель - дети формулируют правило.

Пищевая сеть дубового леса.

- Откройте учебник на станице 100.

- Глядя на рисунок, представь, что ты сам очутился рядом с огромным дубом. Будь осторожен, чтобы не спугнуть лесных обитателей.

- Рассмотрите животных, которые изображены на рисунке? Прочитайте 1и 2 абзац. 1 читает вслух.

- Назовите животных, которые питаются жёлудями, листьями, древесиной дуба? /Вывешиваем на доску/

(Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеница).

- Как они связаны с дубом?

(Животные, которые питаются жёлудями, листьями, древесиной связаны с дубом напрямую).

- Назовите животных, которые охотятся на растительноядных. /Вывешиваем на доску./

( волк, лиса, сова, орёл, , змеи).

- А как они связаны с дубом?

-Прочитайте 3 абзац. Объясните. 1 вслух.

- А теперь проведём стрелки и составим цепи питания. Что увидели?

- Отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть в дубовом лесу.

- Прочитайте об этом на странице 102 1 абзац.

- Прочитайте 2 абзац. Объясните.

(Все лесные обитатели связаны, кто напрямую, а кто косвенно.

- Поэтому экологи говорят, что лес - единое целое).

- Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? Назовите их.

3. Работа в тетради.

Стр. 47, Выполните 1 задание.

- Расскажите, какие цепи у вас получились.

Вывод: Животные, которые питаются листьями, древесиной дуба, жёлудями связаны напрямую с дубом. Животные, которые охотятся на них, связаны с дубом косвенно.

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

Жёлуди для демонстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дубрава

 

правила-схемы в рисунках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пищевая сеть

 

 

 

 

Клей ножницы

V. Динамическая пауза 2 мин  
VI. Работа по теме урока. Невидимая пирамида. Беседа.

- Отгадайте загадки:

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. /Жёлудь/

2. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна в норке прячется она. /Мышь/

3.У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. /Сова/

- Составьте из этих карточек цепь питания,/у доски/

/Жёлудь мышь сова/

- Кто крупнее в этой цепи питания?

Прочтите 1 абзац. Что узнали? 1 читает вслух.

- Прочтите 2 и 3 абзацы.

- Что такое экологическая пирамида?

- Прочтите последний абзац, сделайте вывод.

- Выполните работу в тетради стр.47 №2. /пирамида/

- Кто будет располагаться внизу?

- А в середине?

- А на самом верху?

- А кто кроме совы, может находится на самой вершине пирамиды? Напишите (Лиса, змеи)

10 мин  

 

Сова

Жёлудь

Мышь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая пирамида

VII. Закрепление. - Постройте схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса. Проверка у доски по одному ученику от группы. 3 мин Рисунок ели, фигурки животных
VIII. Итог урока, оценивание. - Кто напрямую связан с дубом?

- А кто косвенно связан с дубом?

- Что такое пищевая сеть?

- Что такое экологическая пирамида?

- Почему говорят, что лес - это единое целое?

- Прочтите вывод на стр.104.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания было интересно выполнять?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось, показалось неинтересным?

3 мин  
IX. Домашнее задание. Стр. 100 - 104, задания выполнить, тетрадь стр. 44 № 2, № 3, № 4, № 5. /на доске/ 2 мин