План-конспект урока ИЗО в 5-м классе по теме "Нанайские узоры"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  1. знакомство с искусством народов Приамурья;
  2. формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное отношение художественного вкуса;
  3. учить выражать своё личное понимание, проявлять наблюдательность, фантазию.

Наглядность: орнаменты нанайских изделий, трафареты, видео, музыкальное сопровождение, нанайские сказки, карта Дальнего востока.

Предварительная работа:

  1. Посещение национального центра «Эри».
  2. Экскурсия в музей (культура и быт народов Нижнего Амура).
  3. Чтение нанайских сказок.
  4. Изготовление нанайского орнамента (трафареты).

Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством народов Приамурья – нанайцев.

 Нанайцы или Гольды – это название народности происходит от самоназвания – «нанай» - это можно перевести, как местный, здешний человек, или просто люди земли.

Нанайцы населяют среднюю часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуска, Кур, Урми.

Нанайцы, современных Нанайского и Хабаровского районов, употребляют второе самоназвание ХЭДЕН – не придавая ему никакого значения.

Язык нанайцев относится к тунгуской ветви – тунгусо-манчжурской семьи языков.

Об этом нам напоминают легенды, раскопки, записи Григория Ходжера (нанайского писателя). Что в 17 – 18 веках было могущественное племя Мохе, государство Бохай и Джурчжений. Они занимали обширную территорию на Среднем и Нижнем Амуре, начиная с реки Шилки вплоть до озера Ханка в Приморье.

Это государство имело своё ремесло,  культуру, традиции, было очень сильным. Но, несмотря на это всё - таки пострадало от нашествия чужеземцев. В 13 веке оно было разгромлено Чингисханом. Эту территорию сейчас занимают эвенки, нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи.

Но так как сегодня мы говорим о нанайцах, мы возьмём во внимание село Троицкое, где проживают нанайцы. Село расположено на берегу Амура, недалеко от города Комсомольска – на – Амуре. Существуют три версии названия этого села.

Учитель: Ребята, какие версии вы знаете?

Ученик:

«Что когда-то на пустынную землю Амура вышли три семьи и продолжили род человеческий».

«Что это село названо в день Святой Троицы, что именно на Троицу пришли эти люди».

«Название это привезли крестьяне из западных мест».

Учитель: Культура и искусство нанайцев не изменилась на протяжении многих веков и сохранилась до нас. Одежда нанайцев делится на несколько видов.

- Ребята, вы были в музее и можете ответить на этот вопрос.

1. На какие виды делится нанайская одежда?

Ответ:

  • повседневная;
  • свадебная, праздничная;
  • охотничья;
  • погребальная.

2. Из чего она изготовлялась?

Ответ:

  • из рыбьей кожи;
  • шкурок зверей;
  • хлопчатобумажной ткани, парчи, шёлка.

3. Какие виды одежды и принадлежности вы уже знаете?

Ответ: халаты, рукавицы, тапочки, торпаса, шапочки, сумочки, ковры и т.д.

4. Что считалось у нанаек женской красотой и богатством?

Ответ: это длинные, красивые волосы.

А сейчас поговорим немного о нанайской одежде и орнаменте.

Когда девушка вырастала, мать шила ей свадебные, традиционные одежды-халаты.

У самой не богатой невесты было, всего пять, халатов, каждый халат имел своё назначение. Халаты украшались орнаментом, каждый по разному.

Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц. Он выделялся своеобразной формой и имел своё назначение.

Например: 1.Поцелуй рыбок – это оберег материнства.

Рисунок 1.

2. Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного счастья.

Рисунок 2.

Халат, на котором изображено древо жизни с птицами и зверями – говорит о богатстве и достоинстве молодых.

Рисунок 3.

А птички – это души не родившихся детей.

Когда невеста выходила замуж, и рождались дети, эти души поселялись в них.

Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.

Рисунок 4.

Также халат украшался подвесками из бисера, бубенчиков, колокольчиков и когда невеста шла к дому жениха, или исполняла свадебный танец – этот звон отгонял злых духов.

(Просмотр на видео, обряд свадебного танца).

Ребята, прежде чем перейти к практической части нашего урока, послушайте рассказ и найдите в нём нанайские слова, их перевод есть на доске.

Солнце уже опускалось за КАДУ, разливая по небу яркие краски. На Амуре слышался плеск вёсел, да изредка крупная рыба, всплеснув хвостом, уходила в глубину воды.

Нэнхи сидела на берегу Амура, ждала отца и играла разноцветными камешками, которые выплёскивала волна, одна за другой, нежно лаская берег.

Волны приносили всё новые и новые кремешки.  Нэнхи любила играть с камнями. Они перекатывались в ладонях, как застывшая смола, или были похожи на слезинку, круглые, прозрачные. А вот этот чёрный, гладкий похожий на глаза Нэнхи.  Она бережно переложила его на ладошку.

Рядом кружились чайки, что-то кричали, но девочка то знала, что чайки зря кричать не будут, значит, будет богатый улов у отца.

Она вглядывалась в даль, на ней был новый халат, расшитый яркими узорами, это мама подарила ей сегодня на день рождения. А что – же подарит отец?

Плеск вёсел нарушил тишину. Это возвращались рыбаки. У ДЭРЕН показались оморочки.

Ребята, какие нанайские слова вы заметили в этом рассказе?

Ответ:

Када – сопка.

Дерен – исток реки.

Нэнхи – имя девочки.

Оморочка – лодка, выдолбленная из дерева.

А сейчас мы нанесём узоры на ваши изделия.

(Работа с трафаретами)  Практическая работа.

Итог урока:

1. С какими народами Приамурья мы с вами познакомились?

Ответ: нанайцами (гольды)

2. О чём рассказывают узоры на нанайских изделиях?

Ответ: о природе, о её богатстве, о животном мире.

3.Какие вы запомнили узоры, и что они обозначают?

Ответ:

  1. Поцелуй рыбок – оберег материнства.
  2. Птицы, звери, насекомые – символ семейного счастья.
  3. Дракон – оберег от злых духов.
  4. Птички – души не родившихся детей.
  5. Чешуя – защищает, отгоняет злых духов.
  6. Ребята, вы выполнили узоры, а можете ли вы рассказать, что означают ваши узоры на изделиях?

На следующем уроке мы продолжим работу.

Урок второй

Тема урока: «Нанайские узоры»   работа в цвете.

Цель урока:

  • продолжить знакомство с искусством народов Приамурья;
  • воспитание любви к народам другой национальности;
  • учить работать акварелью, гуашью.

Сейчас ребята, мы продолжим урок изобразительного искусства. Вы нанесли узоры на изделия. Мы уже знаем,  какие защитные функции носят узоры. Но мне хочется рассказать вам, что узоры носят не только защитные функции, но они рассказывают о мифах и легендах, о нанайских богах и полубогах.

Недаром в каждом нанайском доме имеется хранитель очага – идол. Вы его видели в музее. И нанайцы просят у него для дома и семьи благополучия, хорошего улова рыбы, удачи для охотников. Посмотрите на это панно, и послушайте легенду о трёх листьях.

Рисунок 5.

- Верхние три листа – указывают о религиозной нанайской ступени, о богах и полубогах.

Эти листья семейство Хурантэ его жены Ляминдзи и дочери Юруди.

В далёкие времена, когда на земле было три солнца, то отец уничтожил два солнца из трёх, которые сжигали землю. Его жена спасла рыб для людей, чтобы рыбы не выплывали на поверхность кипящей воды, она загружала в мозг рыбы два камушка. А их дочь вышла замуж, родила смертного сына, сын с возрастом умер, и Юруди исправила ошибку отца.

В своё время отец камнем закрыл вход в потусторонний мир, чтобы люди не умирали, а их дочь беспокоилась, что будет перенаселение на земле. После смерти сына, она открывает камень, вход в потусторонний мир и пропускает душу своего сына.

Вот такая легенда о трёх листьях. А сейчас вспомним, каким цветом изображаются узоры, и что данный цвет обозначает.

Ответ:

жёлтый – цвет солнца

красный – цвет огня

зелёный – цвет травы

голубой – цвет воды, воздуха,

а также используются белый, чёрный и их оттенки.

Работа в цвете

Напоминаю технику работы акварелью.

Итог урока: Мы уже сказали, что нанайский народ покоряет всех своим искусством, ремеслом. Они по праву гордятся многими видающимися представителями своей национальности, среди которых герой Советского Союза Александр Пассар.

Кого ещё вы можете назвать?

Ответ: писатель – Григорий Ходжер, поэты Аким Самар и Андрей Самар, лётчик авиа отряда Бельды Юрий Николаевич.

Многие нанайцы стали учителями, врачами, юристами, инженерами, техниками, геологами, механизаторами, строителями. Всем известен и любим певец Кола Бельды. Нанайский народ по праву гордится ими.

Просмотр видеофильма. Концерт нанайского ансамбля села Троицкое.

 В завершении урока выставка детских работ.