Разработка интерактивного урока "Русский язык и окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Закреплять умение различать имена собственные, писать заглавную букву в собственных именах, в географических названиях. Расширять знания учащихся о городах и странах.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление умения различать имена собственные;
- закрепление навыка написания заглавной буквы в собственных именах, географических названиях;
- расширение знаний учащихся о своем городе, своей стране, о странах ближнего зарубежья.

Воспитательные:

- воспитание толерантности, интернационализма, гордости за свою Родину;
- формирование нравственных качеств личности.

Развивающие:

- развитие познавательных психических процессов учеников (логического мышления, памяти, внимания и т.д.).

Здоровьесберегающие:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- смена видов деятельности детей на уроке;
- осуществление двигательной активности посредством проведения физминуток.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Орг. момент. Подготовка к восприятию урока.

- Ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, потому что мы живем под мирным небом, дружим и стараемся хорошо учиться. А ведь в нашем классе собрались ребята, которые приехали из других городов, областей и даже из других стран, названия которых мы знаем, как писать. Вот сегодня мы побываем у них в гостях, закрепим и углубим изученный ранее материал. (1 слайд) Только давайте договоримся: в гости едут все те, кто старается и любит трудиться.

II. Работа по теме урока.

- Начнем со старательного и красивого чистописания.

Л л Я я М м

- В чем сходство и различие в написании этих букв, в произношении звуков, которые обозначаются этими буквами?

- Ребята, вы молодцы! Все постарались красиво написать и правильно ответить на вопросы, поэтому все отправляемся в гости к Макамбаеву Исмаилу. (Ученик рассказывает, где он родился и жил и из его рассказа выделяем и записываем предложения на доске).

Исмаил Макамбаев приехал из Киргизии. Он жил в городе Бишкеке.

- Еникеева Аделина приглашает к себе в гости. (После рассказа ученицы записываем предложения).

Моя семья жила в Татарстане. Столица Татарстана – город Казань.

- А что ты, Машенька Абдулкадырова, хочешь рассказать?

Моя бабушка Вера Ивановна родом из областного центра Иваново.

- А откуда приехала семья Мазановой Ани?

Аня Мазанова и ее брат Егор приехали из Сыктывкара.

(Во время записи предложений комментируется написание заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях и изученных орфограммах).

- В нашем классе обучаются дети разных национальностей, из разных концов России, из стран ближнего зарубежья. Но мы дружны, толерантны (смысловое значение), народы сильны в дружбе и согласии.

III. Физминутка.

Люблю тебя нежно мой край дорогой (руки вверх)
И звездное небо над головой, (раскачиваем руки в разные стороны)
Тропинки, снежинки, леса и поля, (повороты влево и вправо)
Ведь это же наша родная земля. (руки опускаем)

IV. Продолжение работы по теме урока.

- Ребята, а кто родился и вырос в Москве? Что мы знаем о своем городе? (Обобщаются выступления детей, 2 слайд).

Москва – столица нашей Родины – России. Наш город основан более 860 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. В нашей столице очень много достопримечательностей: Московский Кремль, храм Христа Спасителя, улица Арбат, Большой театр, Третьяковская галерея, цирк на Цветном бульваре.

Задания к тексту:

  1. Объяснить написание заглавных букв;
  2. Записать первое предложение;
  3. Обратить внимание на слова с непроверяемыми безударными гласными: Москва, столица, Родина, Россия;
  4. Подобрать синонимы к слову Родина – страна, отечество.

V. Физминутка.

Бегу в лесок, что рядом рос, (бег на месте)
Что летом мне прохладу нес (движение руками вдоль лица)
Что зимой поможет мне на лыжи стать (движение руками вверх и вниз)
И вглубь его бежать, бежать. (бег на месте)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- А сейчас, ребята, вспомним экскурсию на Красную площадь, где нас посвящали в москвичи, и мысленно перенесемся туда. (3 слайд)
- Почему площадь называется “Красной”?

(Устное выполнение упражнения №28. На экране 4, 5, 6 слайд: Спасская башня, Покровский Собор, Исторический музей).

- Как много иностранцев на площади. Вот француз из Парижа, англичанин из Лондона, итальянец из Рима, немец из Германии. (Записать словосочетания; обратить внимание на то, что национальность пишется с маленькой буквы, а название государства, страны, города с заглавной).

- Много иностранных студентов учится в учебных заведениях Москвы. Им трудно изучать русский язык. Они учат слова по транскрипции, как вы английские слова. Давайте-ка им поможем.

Красная [краснайа], музей [муз’эй], башня [башн’а], собор [сабор].

VII. Закрепление изученного материала.

- О Москве сочиняют много стихотворений, пишут много рассказов, и чем больше мы будем читать о ней, тем больше будем знать. (Выполнение упражнения. На экране 7 слайд)

Москва – родина Александра Сергеевича Пушкина, город, где прошло его детство. Именем Пушкина названа набережная реки Москвы, мост и площадь.

(Объяснить, почему некоторые слова в середине предложения написаны с заглавной буквы).

VIII. Контроль результатов обобщения.

- Ребята! Мы много узнали о нашей стране, о Москве – городе, в котором мы живем, знаем, как много людей приезжает в наш город и всегда рады им, умеем гостеприимно их встречать. А какое правило, мы сегодня закрепляли? (Заглавная буква в собственных именах, в географических названиях)

- Сейчас вы проверите себя, как вы усвоили этот материал.

Работа с тестами.

I  вариант

Укажите слова, которые надо писать с заглавной буквы:

1) река;
2) город;
3) москва;
4) слон;
5) волга;
6) украина;
7) барбос;
8) фамилия;
9) людмила.

II вариант

Укажите слова, которые надо писать с заглавной буквы:

1) киев;
2) загадка;
3) владик;
4) отчество;
5) москва;
6) цветок;
7) мурка;
8) дмитрий;
9) иванов.

IX. Подведение итогов урока.

- Чем понравился урок?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.