"На каждого Егорку своя поговорка"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


“Что за золото пословицы русские!”
А.С.Пушкин

Цели:

  • Познавательные – повторить сведения о пословицах и поговорках
  • Общепредметные – учиться переключать внимание с одного вида деятельности, учиться работать со словарями и дополнительной литературой, учиться работать в группе.
  • Практические – учиться группировать пословицы по темам, строить высказывания по теме, учиться различать прямое и переносное значения слов и выражений. Учиться культуре речевого поведения.

Примененные технологии, приемы: метод проектов, работа в группах.

Предварительная работа для учащихся:

Собрать пословицы и поговорки по темам:

– об учении;

– об общении;

– на тему личной безопасности;

– о временах года;

– о труде и лени;

– о семье, родителях.

Собранный материал представить в виде книжек – малышек. Приготовить рисунки на пословицу.

Оборудование:

  1. Карточки с напечатанными пословицами для игры;
  2. Листки с пословицами для проектов,
  3. Презентация с заданиями, высказываниями с пословицами, рисунки по пословицам.
  4. Конверты с темой работы. Ватман (или ½) – 4 шт.
  5. Клей-карандаш, ножницы, карандаши цветные, фломастеры, краски – по 4 шт; открытки, картинки, цветная бумага.
  6. План работы на экране.

Применение: Внеклассное занятие по русскому языку, литературному чтению, внеклассному чтению

I. Вступительное слово учителя.

– Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей и поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится – так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

– Сегодня на заседании мы постараемся проговорить и объяснить значение как можно больше, пословиц, поговорок и поучиться правильно и уместно употреблять в речи.

– Я думаю, что после нашего заседания вы поймете “что слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, и что “Слово серебро, а молчание золото”.

– А что такое пословица? Поговорка? Приведите примеры. Как отличить пословицу от поговорки.

Чудеса в решете: Смысл ее понятен: удивительные дела происходят. Но сто лет назад она имела другой вид, более полный вид: Чудеса в решете: дырок много, а вылезти некуда

Часом с квасом, а порой и с водой. (Часом с квасом) Если с квасом, то хорошо. Хлеб есть, сухари есть, можно и квас приготовить. А вот уж когда одна вода – это плохо.

– Пословицы, поговорки, крылатые фразы, пришедшие из литературы, украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить свою мысль. А чтобы правильно употреблять их в речи нужно знать, о чем они и как правильно говорятся. Давайте, вспомним те, которые мы чаще всего говорим.

Игра – разминка “Найди пару” Предлагаются 14 пар, по половине пословице. Начинает тот, у кого на карточке стоит цифра 1, это первая половинка, а отвечает вторая. Слушайте внимательно.

  1. Не спеши языком – (1)
  2. Сам пропадай – (1)
  3. С кем поведешься – (1)
  4. Труд человека кормит – (1)
  5. Глаза страшатся – (1)
  6. Хочешь много знать – (1)
  7. Ученье – свет – (1)
  8. По одежке встречают – (1)
  9. Грамоте учиться – (1)
  10. Не сиди сложа руки – (1)
  11. Птица красна пением, -(1)
  12. Семь раз отмерь – (1) –
  13. Лодырь да бездельник – (1)
  14. Любишь кататься – (1)
  1. – торопись делом.
  2. – а товарища выручай.
  3. – от того и наберешься.
  4. – а лень портит.
  5. – а руки делают.
  6. – надо мало спать.
  7. – а неученье тьма.
  8. – а по уму провожают.
  9. – всегда пригодится.
  10. – так и не будет скуки.
  11. – человек уменьем.
  12. – один раз отрежь.
  13. – им праздник и в понедельник.
  14. – люби саночки возить.

– Работать будем по группам.

(Разбиться на группы с помощью цветных фишек.)

Аукцион. “Кто больше”.

(Предлагаются темы по группам, нужно как можно больше подобрать пословиц и фразеологизмов с этими словами.)

  1. Голова
  2. Глаз
  3. Как
  4. Рука

Пословицы и поговорки с животными.

– Запишите фразеологизмы (пословицы) связанные с этими представителями животного мира

  1. Мышь, свинья.
  2. Курица, кот.
  3. Медведь, волк.

(На экране. Каждой группе по 2 слова.)

Игра: “Каждой картинке своя подпись”.

– Много пословиц в нашу речь пришло из наблюдений жизни человека, его умения общаться, работать, жить в семье, одеваться, иметь определенную позицию. Эти выражения стали меткими, даже характеристиками в некоторых случаях. Не нужно много говорить – скажи пословицу и все будет понятно.

– Итак, скажи пословицу. (На экране.)

Демонстрация пословиц в рисунках. Их нужно прочитать, работа фронтальная для всех.

Подготовка к проектам.

– Многие крылатые слова появились вместе с великими историческими событиями, но мы тоже их говорим, а с чем они связаны?

(Выступают заранее подготовленные дети.)

  1. Узнать подлинную правду, узнать всю подноготную.
  2. Работать спустя рукава.
  3. Незваный гость – хуже татарина.
  4. Пусто, словно Мамай прошел.
  5. Погиб, как швед под Полтавой.
  6. Голодный француз и вороне рад.

– А сейчас, каждая группа получит задание и тему своей работы.

(Слово учителя о целях и задачах. Темы лежат в конвертах, там же бланки с пословицами.)

Задания в пакетах:

  1. Составить список пословиц по теме. (1 группа – литературные, 2 группа – связанные с мифологией, 3 группа – исторические.)
  2. По одной из них написать небольшой рассказ (употребив эту пословицу).
  3. Проиллюстрировать ее.
  4. Найти толкование в словаре.
  5. Защитить проект.

Пословицы и поговорки для проектов.

  1. У сильного всегда бессильный виноват.
  2. Ящик Пандоры.
  3. Работать спустя рукава.
  4. Танталовы муки.
  5. А ларчик просто открывался.
  6. Держать нос по ветру.
  7. Лететь на всех парусах.
  8. Ай! Моська! Знать она сильна, что лает на слона.
  9. Незваный гость – хуже татарина.
  10. Свинью подложить.
  11. Сизифов труд.
  12. Делить шкуру неубитого медведя.
  13. Рыльце в пуху (пушку)
  14. Авгиевы конюшни
  15. Ахиллесова пята.
  16. Посадить в калошу.
  17. Быть не в свое тарелке (лодке).
  18. Доброе слово человеку – как дождь в засуху.
  19. Кто много болтает – тот на себя беду накликает

– На доску вывешивается план выполнения работы.

  1. Распределить обязанности в группе – (кто пишет рассказ, кто рисует, кто делает подпись, кто распределяет пословицы, работает со словарями).
  2. Оформите газету.
  3. Приготовьтесь защитить свой проект. Желаем успехов.

Инструкция – 2.

– Для выполнения работы у вас на столах есть все необходимое, (краски, фломастеры, ватман, клей, ножницы, словари, открытки)

– Время работы 25 мин, резерв + 5 мин. Защита проектов 5-7 мин.

Защита проектов. Каждой группе 5 – 7 мин.

– Подведение итогов.

– Как ваше настроение после работы?

– Что нового, интересного вы узнали для себя?

– Удалась ли вам работа в группе, как вы работали?

– Как можно объяснить пословицу “Слово не воробей, вылетит, не поймаешь”?

Заключение.

– “А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” – так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной. Учите новые пословицы, учитесь понимать их смысл и иносказание, старайтесь употреблять в речи. Пословицы, поговорки – это история языка, история Родины.

Использованная литература:

  1. Старинные русские пословицы и поговорки. Школьная библиотека. Москва “Детская литература” 1983 г.
  2. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. Москва “Просвещение” 1972. Составитель и автор пояснительных статей Ф.М.Селиванов.
  3. Владимир Бахтин. От былины до считалки. Ленинград. Изд. “Детская литература” 1982.
  4. Начальная школа № 1 1996 г. Стр.35 “Литературное развитие младших школьников средствами фольклора” На материале пословиц.
  5. Русский язык в школе. № 2 1992 стр. 16 “Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся”.
  6. Русский язык в школе. № 2 1993. Стр. 61. “Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов”.
  7. Дидактический материал по русскому язык. 4 класс. “Просвещение” Л.М. Зеленина. Т.Е.Хохлова. “В мире слов”.

Приложение 1.

Приложение 2.