Урок литературы в 10-м классе в форме заочной экскурсии "Петербург Достоевского"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч-ся использовать Интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя(слайды1-5)

      Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.
Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, - «краса и диво»  северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!
В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
Петербург Достоевского - это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.

Сообщение уч-ся « Петербург А.С.Пушкина» (слайды 6-9)

1 ученик
Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны: новая столица, выстроенная Петром, стала тем «окном в Европу», которое открыло для России новые пути и новые перспективы. В поэме Пушкина «Медный всадник» Петербург является не только местом действия, но и самостоятельным действующим лицом. Город живет, думает, распоряжается жизнями горожан. «Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном.

2 ученик

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелёными садами
Её покрылись острова.
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

3 ученик

И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лёд,
Нева к морям его несёт
И, чуя вешний лёд, ликует.

      «Вступление» к поэме «Медный всадник» не случайно называют гимном великому городу, прославляющим его  красоту. Именно таким мы привыкли видеть и воспринимать  Петербург.

II. Сообщение уч-ся «Петербург Гоголя»

4 ученик (слайды 10-11)
Совсем другим видит читатель Петербург в повестях Н.В.Гоголя. Город показал писателю изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости обычных тружеников; научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону - тяжелую и безрадостную жизнь бедняков.
Гоголь показывает Петербург маленьких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и сумрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот Петербург, который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой покажет в собственных романах и повестях Достоевский.

5 ученик (слайд 12)
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои!»

6 ученик (слайд 12)
«Но как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

4 ученик
Своими произведениями Гоголь стремился пробудить у читателей чувство протеста против тех общественных условий, которые уродуют и принижают человека.
В петербургских повестях Гоголь с глубоким сочувствием и любовью говорит о судьбе обездоленных простых людей, об их забитости и униженности. Но он не был абстрактным гуманистом. Произведения Гоголя направлены против реального зла, против самодержавно - бюрократического строя  николаевской России.

III. «Петербург Достоевского»

Слово учителя (слайды 13-15)
Для Достоевского Петербург  был  «самым фантастическим городом с самой фантастической историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов». Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенная, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями - вот фон, на котором развязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Достоевского - «Преступление и наказание». Многие блуждания главных героев происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.

7 ученик (слайды 16-17)
Петербург Достоевского - среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них - город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Человек в Петербурге одинок. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде
нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге,
ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию.

8 ученик
«Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог…»

9 ученик (слайд 18)
Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... удавиться тоже хотела, с веревки сняли", — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности.
Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.
Великолепный Петербург был рядом, но герои Достоевского  видели его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне… (слайды 19-21)

Учитель (слайды 22-23)
Но Достоевский не смог бы описать «петербургские углы» с почти натуралистической точностью, если бы сам досконально не знал этого города. 
В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда
не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении
улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную физиологию города.
Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления: "Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией  действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее. Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей иллюстрацией к его романам.

7 ученик (слайд 24)
Писатель снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя адреса.  Знакомые писателя, бывавшие у него дома в разные годы, отмечали аскетичность обстановки, простоту и сдержанность интерьеров. Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Основное место в нем занимал стол, часто поставленный в середине комнаты: "Кабинет Федора Михайловича представлял собою большую комнату в два окна... В глубине комнаты стоял мягкий диван, крытый коричневой, довольно поддержанной материей; перед ним круглый стол с красной суконной салфеткой. На столе лампа и два-три альбома; кругом мягкие стулья и кресла... Окна украшались двумя большими китайскими вазами прекрасной формы. Вдоль стены стоял большой диван зеленого сафьяна и около него столик с графином воды. Напротив, поперек комнаты, был выдвинут письменный стол...", - так описывает Анна Достоевская, вторая жена писателя, кабинет в квартире, где Достоевский создавал роман "Преступление и наказание".
Последний приют Федор Михайлович Достоевский также нашел в Петербурге. Он похоронен в некрополе Александро-Невской лавры. (слайд 25)

8 ученик
Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя "маленького человека".
События, описанные в романе, происходят в Петербурге, городе, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья , только темные каморки, похожие на гробы; лестницы, залитые помоями, тесные и душные закоулки…

Учитель (слайды 26-28)
Но над мрачными стенами «петербургских углов» возносятся к небесам купола храмов. Грязные переулки меркнут перед великолепием гранитных набережных. Величественные статуи и скульптуры, украшающие площади и фасады дворцов, делают этот город уникальным музеем под открытым небом.
Петербург никого не может оставить равнодушным. Но даже его величие – это лишь отражение великого таланта русского народа: архитекторов и инженеров, художников и скульпторов, плотников и каменщиков – всех тех, кто строил этот город и создавал его неповторимую красоту.  

2 ученик (слайды 26-28)   

    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой её гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц,
    И светла Адмиралтейская игла.

IV. Заключительное слово учителя

Давайте ещё раз пройдем по улицам Петербурга, полюбуемся его достопримечательностями, ещё раз восхитимся мастерством его создателей…
слайд 29 – Екатерининский дворец
слайд 30 – Петр I  Щемякина
слайд 31 – Летний сад и Царскосельский парк
слайд 32 – Петропавловская крепость
слайд 33 –  Кони Клодта
слайд 34 – «Спас на крови», «Адмиралтейская игла»,  Петропавловская крепость
слайд 35 – Эрмитажный театр, Русский музей